Всем привет ! Я была в Питере несколько раз. И каждое посещение этого замечательного города было для меня событием . В этот город можно приезжать снова и снова . И он будет открываться для тебя каждый раз с новой стороны. Для меня Питер -это волшебная шкатулка ,открывая которую ты вновь удивляешься и восхищаешься . В этом 2024 году мы прилетели в Питер из Перми на неделю в мае месяце. Приглашаю Вас в путешествие по этому удивительному городу . Итак , в путь...
Исаакиевский собор задумывался как самый грандиозный,самый величественный храм России. Его "золотые" купола - визитная карточка Санкт-Петербурга .На его строительство не жалели ни денег ни сил . В строительстве собора принимали участие 400 000 человек . Строили Исаакиевский собор 40 лет. Годы строительства 1818-1858.
Внутреннее убранство собора поражает своим размахом,красотой и богатством. На строительство и убранство храма было потрачено" 23 миллиона серебром" . Это огромные деньги по тем временам.
Дата основания Исаакиевского собора 1710 год. Первый деревянный храм был построен по приказу Петра Первого для рабочих Адмиралтейской верфи (чтобы они могли посещать православный собор).Место для строительства было выбрано недалеко от верфи , где строили корабли.
Восхитительная роспись потолочных арок и центрального купола Исаакиевского собора . В центре главного купола находиться " золотой " голубь - символ Святого духа . Издалека он кажется очень маленьким , а в действительности размах крыльев голубя около двух метров .
Знаменитый художник К. П.Брюллов расписывал плафон . Для этого он каждый день по строительным лесам поднимался на огромную высоту под купол . Работать ему приходилось в основном лёжа или полусидя . Работал он по 12 часов. Из-за сквозняков и пыли художник серьезно заболел. И поэтому - заканчивал роспись главного купола П. Басин.
Храм поражает своим масштабом . Исаакиевский собор самый большой в Санкт-Петербурге . И четвертый в мире! В храме одновременно может находиться 12000 человек ! Вес собора вместе с фундаментом составляет 300 000 тонн ! И в то же время в нем очень много " воздуха" и света.
На отделку внутри храма было использовано около четырёхсот килограммов золота ! Это один из самых " дорогих" соборов России.
В советское время в соборе был антирелигиозный музей . Позже в храме был установлен маятник Фуко(их всего несколько в мире),который был прикреплен к главному куполу и доказывал вращение Земли.Сейчас маятник Фуко храниться в кладовых собора.
На создание колонн в Исаакиевском соборе было израсходовано 16 тонн малахита ! Причем это- не монолитные колонны . Их только облицовывали пластинами малахита ,тщательно подбирая рисунок (чтобы казалось,что колонна из цельной глыбы). В состав ,которым скрепляли пластины, было добавлено благовонное масло. Говорят ,что запах его можно почувствовать и сейчас .
Западные двери собора . Вес их огромен - около 20 тонн. Сделаны двери из дуба(хотя кажется,что они полностью металлические ). Сверху покрыты бронзовым литьём . Площадь двери больше 40 метров квадратных !
Гранитные монолиты для колонн добывали недалеко от Выборга. Переправляли колонны на специальных баржах по морю. А дальше- по специально построенному рельсовому пути до строительной площадки ( это было новшеством для того времени).
Интересно ,что при строительстве храма сначала были установлены 48 колонн , а затем началось строительство самого собора . Диаметр колонны 1,8 метра . Масса одной колонны 114 тонн !!! Высота колонны 17 метров .
Первые два яруса (из трёх) алтарной части почти полностью заменены на мозаику (смальту)- более долговечный материал. Смальта для Исаакиевского собора изготавливалась на Васильевском острове Санкт-Петербурга . В мастерской Академии художеств .
Картина С.А.Живаго " Тайная вечеря ". Её заменили на мозаичную картину ещё в 18 веке. По распоряжению Николая Первого замена росписи на мозаику ( смальту) началась с 1851 года . Это связано с тем,что росписи стали разрушаться ( плохие погодные условия,отсутствие вентиляции).При создании мозаик использовалось около 12000 оттенков смальты! Основа для мозаичных картин - золотая смальта. Денег на убранство собора не жалели.
"Иисус Христос"
Для подъёма колонн были построены специальные деревянные сооружения .Каждую колонну оборачивали циновками и войлоком ,обвязывали очень прочными канатами( диаметром 15 сантиметров).
Колонну помещали в один из пролетов сооружения(колонну видно в правом пролете) и концы канатов закрепляли на кабестанах(специальных устройствах).
Поднимали колонны с помощью 16 воротов-кабестанов , каждый вращало 8 человек . Подъем одной колонны занимал 40-45 минут!!! Фантастика! Учитывая ,что вес колонны 114 тонн." Подъемный механизм был настолько совершенен,что при установке всех 48 колонн,ни разу не был слышен скип."
Интересно ,что в алтарной части собора размещается огромный витраж (обычно "витраж " - это элемент католических церквей). На нем изображён Иисус Христос . Этот витраж появился по распоряжению царя . Площадь витража около 30 квадратных метров(28,5).Когда в алтаре и соборе зажигают много свечей,то воздух как бы "колышется". И кажется,что Иисус Христос идёт. Это потрясающе!!!
Вот такими мозаиками заменяли росписи внутри собора . Мозаика намного долговечней чем роспись. Основа смальты - расплавленное стекло . Чтобы получить смальту разного цвета ,в стекло добавляли оксиды различных металлов . Затем стекло" застывало "и его разрезали на мелкие кусочки.
Удивительная Икона Божьей матери.
Храм носит имя святого Исаакия Далматского(интересно,что этот святой" не русский" ,а собор назван в его честь). Это произошло потому , что Пётр Первый родился в день памяти этого святого 30 мая. Поэтому Пётр Первый пожелал назвать собор в честь этого святого .
В первом и втором ярусе алтарной части почти все живописные полотна заменены на изображения из мозаики . В том числе и святой Исаакий Далматский. Дело в том,что " рисованные " полотна из-за плохого климата Питера и "старости" стали разрушаться. И было принято решение заменить их более прочной мозаикой.
Система отопления Исаакиевского собора .
Всего было четыре Исаакиевских собора.( Сейчас мы любуемся четвертым по счету храмом).
Императорским архитектором четвертого проекта постройки(перестройки) Исаакиевского собора был назначен француз Огюст Монферран . Он приехал в Россию ,когда ему было 30 лет . И посвятил строительству собора 40 лет жизни.
Огюст Монферран прожил после завершения строительства собора чуть меньше месяца . Когда-то ему предсказали ,что он умрет после окончания строительства Исаакиевского собора. К сожалению, предсказание сбылось.
Первый деревянный храм был построен в 1710 году для 10 тысяч рабочих Адмиралтейских верфей. Один из удивительных фактов : в этом Исаакиевском соборе в 1712 году было венчание Петра Первого и Екатерины.
Вторая церковь была уже каменная. Первая деревянная стала уже "мала" и "обветшала". И в 1717 году Пётр Первый сам заложил первый камень в основание второго собора. По виду она напоминала Петропавловский собор(в Петропавловской крепости).
Строительство третьего собора в 1768 году было начато при Екатерине Второй(по проекту Антонио Ринальди). После смерти Екатерины Второй- Ринальди уехал за границу . Архитектором храма стал Винченсо Бренне ( при Павле Первом). Интересно ,что часть мраморных плит, предназначенных для строительства собора , Павел Первый " забрал "для своего Михайловского замка. Вид собора был"испорчен" и вызывал насмешки .Одного из " насмешников", написавшего эпиграмму : " Сей храм покажет нам,кто лаской ,кто бичем, он начат мрамором, окончен кирпичом " , сослали в Сибирь.
В 1809 году было принято решение построить новый храм( при условии сохранения трёх освещенных алтарей). И только в 1818 году началось строительство нового четвертого собора.Четвертый храм возводился по указу Александра Первого. Главным архитектором стал француз Огюст Монферран. Данный деревянный макет (четвертого собора )сохранился с "тех времён". Его несколько лет создавал один из"прорабов " Исаакиевского собора,который увлекался резьбой по дереву. По происхождению он был крестьянином из села Дединово и звали его Максим Салин.
Масса Исаакиевского собора огромна - 300 000 тонн . Почва в Питере болотистая . Поэтому фундамент собора стоит на более чем 12 тысячах просмоленных свай ( по одним источникам -сосновых ,по другим -еловых).
Вид на Питер с колоннады Исаакиевского собора . Одна из лучших смотровых площадок Питера.
При подъёме нужно преодолеть 262 ступени.
Сначала нужно подняться по такой винтовой лестнице . Интересно ,что ступени пронумерованы ,и видно сколько ступеней осталось преодолеть. Причем удивило то,что лесенки не очень высокие,поэтому подниматься достаточно комфортно и "легко".
Дальше нужно подняться по такой "открытой" лестнице ещё выше .
И вот , наконец ,вы на смотровой площадке (на колоннаде). Отсюда открывается потрясающие виды на историческую часть Питера!
Золочение куполов Исаакиевского собора проводилось очень опасным способом (огневым золочением). Во время этих работ отравились и умерли 60 человек. Дальнейшее золочение более мелких деталей проводили методом гальванопластики ( это был совершенно новый безопасный метод).Вид с колоннады на одну из четырех башен-куполов собора .
На высоте 43 метра вокруг купола расположены 24 колонны (высота каждой 14 метров). На колоннаду ведут две винтовые лестницы . По одной лестнице туристы поднимаются на колоннаду ,по другой-спускаются. Справа видна " открытая лестница" по которой туристы от малого купола поднимаются к большому куполу( на колоннаду).
А эта винтовая лестница - только для персонала . Она ведёт на самый верх Исаакиевского собора .
Поднимаясь по винтовой лестнице на колоннаду , видно толщину стен собора ( от 2 до более 4 метров!) это потрясает. Поэтому во время Великой отечественной войны из "пригородных" дворцов в Исаакиевский собор на хранение свозили исторические ценности. Такую толщину стен не могли пробить снаряды . Один из снарядов застрял в "толще" и его извлекли только в 60-х годах.
Вид на Неву и здание Сената и Синода . Вдалеке за Невой "игла" Лахтацентра.
Гранитные колонны второго яруса собора . Я восхищаюсь и поражаюсь тому, как в то время можно было поднять на такую высоту колонны, которые весили много тонн!
Всего Исаакиевский собор украшен 112 гранитными колоннами.
Поднимаясь по винтовой лестнице,мы обратили внимание на такие ниши. Раньше освещалась винтовая лестница двумя источниками . Один источник свечи или лампы,которые ставили в эти ниши.
Другой источник света на винтовой лестнице - окна.
Со смотровой площадки колоннады Исаакия хорошо видна Нева, Васильевский остров, башня самого высокого здания - "лахтацентра". Дворец Меньшикова(жёлтого цвета),Академия художеств , университет.
Особенностью алтарной части является то,что она в большей степени украшена не росписью стен ,а мрамором разного цвета. Иконостас выполнен из белого мрамора . Колонны отделаны красивейшим зелёным малахитом . Но самое дорогое его украшение -это колонны из синего лазурита (редкого и очень дорогого камня).
Прекрасные колонны из лазурита были сделаны на Петергофской гранильной фабрике . Очень редко этот " ювелирный" камень используется для отделки больших изделий ( например колонн).Если на лазурит попадают солнечные лучи то ,он как бы светиться изнутри.
В интерьере собора О. Монферран использовал тивдийский мрамор розового цвета . Этот мрамор относится к высшей группе сложности при обработке ( так как он очень твердый).Но он божественно красив.
Интересный факт. Во время блокады площадь перед собором была засажена капустой. И говорят,что в тот год "уродились "огромные кочаны.
В украшении главного купола использована и живопись (изображения апостолов), и архитектура (пилястры-окна над ангелами), и скульптура (двенадцать ангелов ).
Собор действующий . В определенное время проводятся службы и вход бесплатный . В " туристическое" время вход платный 450 рублей в храм , 300 рублей на смотровую площадку (колоннаду).
Я- начинающий блогер . Мне очень важно Ваше мнение . Если Вам понравилась статья , пожалуйста , подпишитесь . Спасибо . Путешествие по Питеру продолжается ...