Неоязычники отвергают идею божественного диктата над миром, свойственную авраамическим религиям. Неоязычник не обязан молиться, поклоняться и даже служить богам. В отличии от настоящих язычников прошлых времён, он даже не обязан стремиться впечатлить богов какими-то поступками. Однако, он должен их славить, действовать в соответствии с их принципами (как он эти принципы сам понимает) и, самое главное, жить по совести.
Совесть вообще имеет особое значение в мировоззрении неоязычников. Поскольку полновластных пастырей у неоязычников нет (есть «учителя», которые всё-таки не обладают беспрекословным авторитетом среди них), то мерилом добра и зла является эта самая «совесть». Совесть – это некий внутренний судья, который подсказывает человеку что такое хорошо, а что такое плохо. И если человек будет действовать в соответствии с совестью, то он никогда не совершит греховных поступков.
Источником совести у неоязычников считаются не субъективные моральные убеждения, а прямая связь с высшими силами. То есть, совесть - это не то, что воспитывается и прививается, а то, что есть в каждом человеке изначально, как заводская прошивка. И только заблуждения, допущенные в течение жизни, уводят человека от связи с родом и богами, а потому деформируется и совесть.
У Хиневича («староверы-инглинги») совесть управляет духом, дух управляет душой, а душа управляет телом. Человек должен иметь все четыре составляющие. Если какой-то составляющей у него нет, то это уже не человек. Но у учения Хиневича есть свой антипод – учение генерала Петрова (движение КОБ). Это гремучая смесь неоязычества, сталинизма и саентологии. У Петрова человек так же обладает четырьмя составляющими – совесть, разум, привычки и рефлексы. Главный элемент – совесть – она отличает человека от недочеловека («демона», «зомби», «животного» или «опущенца»). У обоих «гуру» совесть, разумеется, проистекает из связи с высшими силами.
Вообще, идея о том, что человек изначально хороший и положительный (то есть обладающий совестью) свойственна практически всем современным религиозно-эзотерическим учениям. И это неудивительно, поскольку сформировались они в гуманистическую эпоху, а потому оперируют гуманистическими понятиями об изначальной правильности и чистоте человека. Это полностью противоречит христианской концепции об изначальной греховности и порочности человеческой природы. Христианство не доверяет человеческой совести и скептически оценивает способность человека сохранять адекватность в суждениях в течение жизни (сегодня совесть тебе говорит, что – это плохо, а завтра, что не так уж и плохо). Поэтому все пороки и добродетели уже прописаны богословами. Это и есть мера Добра и Зла, а не внутренние человеческие ощущения, которые могут быть изменчивы в зависимости от ситуации.
В целом, призыв «жить по совести», т.е. прислушиваться к голосу своего сердца, а не разума, имеет вполне утилитарное значение. Человек более склонен верить в то, что ему больше нравится. Достаточно распалить в человеке гордыню какой-нибудь красивой историей о том, что, дескать, мы, славяно-русы принадлежим самому великому и самому древнему народу, у которого евреи украли историю и веру, подменив всё это рабским христианством, и остаётся только считать, как увеличивается поголовье собственной паствы. «Прислушаться к сердцу» - это типичный инфоцыганский приём, цель которого усыпить скептицизм и передать разум во власть наивным хотелочкам отдельно взятого человека.
А что же на самом деле представляет из себя совесть? На самом деле всё очень банально. Совесть – это эволюционное приобретение, давшее древним людям более высокие шансы на выживание в общине. Те общины, где практиковалось взаимное доверие и взаимная помощь, выживали и размножались. Те общины, где каждый был готов разбить другому голову камнем, чтобы заполучить более вкусный кусок мяса или женщину – вымирали. Если же в общине взаимного доверия появлялся некто, ведущий себя непорядочно, его изгоняли, что в те времена было несовместимо с жизнью. Совесть – это выработанный многими поколениями психологический механизм, подсказывающий как не надо поступать с членами общины, чтобы сохранить свою жизнь и успеть дать потомство.
Но с развитием цивилизации индивидуум всё меньше зависел от общины, а соответственно штрафы за непорядочные поступки становились всё менее суровыми. На сегодняшний день мы живём в абсолютно атомизированном обществе, в котором можно полностью обойтись без общины и даже постоянного коллектива, следовательно и совесть, как инструмент выживания, уже утратила своё значение и серьёзно деградировала. В большинстве ситуаций гораздо выгоднее себя вести непорядочно, чем порядочно. Например, скрутить пробег перед продажей машины, унести что-нибудь домой с работы, солгать о себе на собеседовании и т.д. Все эти вещи даже не кажутся особо предосудительными («не мы такие, жизнь такая»).
Именно поэтому всегда очень смешно, когда какие-нибудь адепты течения «Нью-Эйдж» говорят, что скоро наступит эра Водолея, в которой сознание человечества перейдёт на качественно новый уровень и люди станут честнее, порядочнее и чище. Не станут, поскольку нет для этого эволюционных предпосылок. А вот дальнейшее отмирание совести и снижение взаимного доверия - это и есть будущее.