Найти тему

Диспраксия

Диспраксия в логопедии у детей — это расстройство моторной сферы, которое проявляется в трудностях и неточностях целенаправленных движений.

Речь идет о таких видах моторной недостаточности как неловкие движения рук, неуклюжесть, неточная артикуляция, плохое письмо.

При диспраксии:

  • Имеется широкий активный запас слов, в то время как при алалии используется лишь ограниченная часть слов, которые знает ребенок.
  • Малыш понимает и применяет на практике грамматические правила. При алалии грамматика нарушена очень сильно.
  • Ребенок имеет способности к словотворчеству — выдумывает рифмы, пословицы, сказки, песни, называет ассоциации. Алаликам это дается очень трудно.

Выделяют несколько видов диспраксии в зависимости от того, какой участок коры головного мозга недостаточно сформирован.

По механизму диспраксия бывает:

  • Эфферентной (кинетической) — ребенок с трудом переключается с одного вида моторной деятельности на другой (сначала бегать, потом танцевать и т. д.).
  • Афферентной (кинестетической) — возникают трудности с движениями мелкой моторики (письмо, рисование, застегивание пуговиц и т. д.).

По замыслу диспраксия бывает:

  • Идеамоторной — ребенку сложно выполнять действия по команде, при этом спонтанные действия ему даются легко.
  • Идеаторной — трудности в составлении сложных двигательных схем и длительных операций.

Диспраксия речи у детей бывает трех видов:

  • Оральная — отмечаются трудности в совершении движений языком и губами.
  • Артикуляционная диспраксия у детей — проявляется в неясной, смазанной речи, что является следствием плохой координации мышц, отвечающих за произношение.

Также различают диспраксию по виду деятельности:

  • Мимическая. Основной признак — невозможность выражать собственные эмоции с помощью мимики.
  • Пространственная. Ребенок имеет трудности с пространственной ориентацией, путает «право»/«лево» и т. д.
  • Конструктивная. Симптомом являются трудности при составлении целого из отдельных частей (складывание пазлов, конструктора, частей картинки).

Нередко диспраксия сопровождается иными неврологическими нарушениями. Так, практически все аутисты страдают этим расстройством в большей или меньшей степени. Но также диспраксия может развиваться сама по себе, и причина этого заболевания до сих пор точно не установлена. Коррекция диспраксии должна быть начата как можно раньше. Устранение нарушений моторной сферы занимает немало времени, поэтому важно убрать или снизить проявление заболевания до школьного возраста.

Без лечения ребенку будет сложно благополучно усваивать школьную программу, у него с высокой долей вероятности будет плохая успеваемость, ему будет сложно устанавливать социальные контакты. В результате у ребенка может дополнительно развиться беспокойство, сформируется низкая самооценка.

Диспраксия развития у детей лечится комплексно и включает в себя:

  • Нейрокоррекцию (мозжечковая стимуляция, сенсорная интеграция).
  • Физическую реабилитацию (массажи, кинезиотерапия).
  • Логотерапию (логоритмику, речевую гимнастику).

Самой главной опасностью диспраксии являются частые травмы, ушибы, царапины. Такие дети регулярно падают, спотыкаются, ударяются о предметы.

Но кроме такой особенности это расстройство опасно тем, что ребенок находится в постоянном перенапряжении из-за неслаженности собственных действий. Он устает, ему нужно приложить больше усилий, чтобы совершить то или иное действие.

Помимо этого, детям с диспраксией сложно развивать вербальную память и невербальные средства общения (мимику, жесты). Как следствие — неумение общаться со сверстниками, замкнутость, низкая самооценка.

Нейропсихологическая коррекция

В рамках этого подхода широко применяются методы сенсорной интеграции: тактильная, зрительная, обонятельная и вкусовая стимуляция. На занятиях детские психологи используют суджок-терапию, пальчиковую гимнастику, бизиборды. С младшими детьми проводятся сенсомоторные игры, с более старшими ‒ сеансы песочной терапии, арт-терапии. При диспраксии показаны тренировки на балансировочной доске − мозжечковая стимуляция.

Логопедические занятия

Логопедическая работа строится с учетом выявленных нарушений устной и письменной речи. Вначале проводится уточнение артикуляции проблемных звуков, имеющихся дефектов. В рамках подготовительного этапа осуществляется массаж органов артикуляции, пассивная и активная гимнастика, работа с моторной программой и переключениями. После выработки необходимых кинестезий переходят к формированию слоговой структуры слова, звукопостановке. В структуру занятий по коррекции артикуляционной диспраксии включаются элементы фонетической и логопедической ритмики.

Прогноз и профилактика

С помощью целенаправленной психолого-педагогической коррекции большинству детей удается преодолеть диспраксию, улучшить моторную координацию, успешно освоить учебную программу. Вместе с тем, остаточные проявления синдромом неуклюжести могут сохраняться вплоть до взрослого возраста. Профилактика диспраксии начинается еще до рождения ребенка и включает весь комплекс мер по перинатальной охране плода и новорожденного. Коррекцию выявленных диспраксических нарушений целесообразно начинать как можно ранее.