Найти в Дзене

Если мозговой имплант совершит вредные действия, кто будет нести ответственность: люди или машины?

В 1999 году два австралийских и британских философа предложили гипотетический эксперимент на мозге. Скоро гипотеза станет реальностью . Основано на трудах философа и эксперта по этике искусственного интеллекта  Двиджи Мехты . В настоящее время она работает в Центре исследований будущего интеллекта Леверхалма, филиале Кембриджского университета. В марте человек по имени Ноланд Арбо продемонстрировал свою способность играть в шахматы, используя только свой мозг. В течение последних восьми лет страдая параличом нижних конечностей, он восстановил утраченные способности благодаря мозговому имплантату, разработанному Neuralink, компанией, основанной Илоном Маском. «Кажется, что отдача команд курсору стала моим новым инстинктом», — сказал г-н Арбо во время прямой трансляции. «Я смотрю на точку на экране, а затем курсор перемещается туда». То, как это описывает г-н Арбо, показывает, что именно он напрямую использует мышь для управления шахматными фигурами. Но остается вопрос: это действие сове

В 1999 году два австралийских и британских философа предложили гипотетический эксперимент на мозге. Скоро гипотеза станет реальностью .

Основано на трудах философа и эксперта по этике искусственного интеллекта  Двиджи Мехты . В настоящее время она работает в Центре исследований будущего интеллекта Леверхалма, филиале Кембриджского университета.

Двиджи Мехта
Двиджи Мехта

В марте человек по имени Ноланд Арбо продемонстрировал свою способность играть в шахматы, используя только свой мозг. В течение последних восьми лет страдая параличом нижних конечностей, он восстановил утраченные способности благодаря мозговому имплантату, разработанному Neuralink, компанией, основанной Илоном Маском.

«Кажется, что отдача команд курсору стала моим новым инстинктом», — сказал г-н Арбо во время прямой трансляции. «Я смотрю на точку на экране, а затем курсор перемещается туда».

То, как это описывает г-н Арбо, показывает, что именно он напрямую использует мышь для управления шахматными фигурами. Но остается вопрос: это действие совершил он сам или это сделал чип, вживленный ему в голову?

Двиджа Мехта интересуется вышеуказанным вопросом. Интерфейс «мозг-компьютер» (BCI), аналогичный Neuralink, открывает новую эру, в которой люди и компьютеры становятся одним целым. Новые технологии поднимают вопросы, касающиеся личности, эго и ответственности человека перед обществом.

В ближайшем будущем технология BCI предоставит возможности людям с ограниченными возможностями, таким как г-н Арбо, но ее применение может пойти гораздо дальше. Долгосрочная цель Neuralink — расширить возможности каждого, кто использует их продукты.

Когда машина выполняет задачи, которые может выполнить только мозг, можно ли это считать действием самого мозга или это следует считать действием сущности, отдельной от человека?

Мозг, расширенное издание

На протяжении многих десятилетий философы потратили немало усилий на обсуждение границ личности: где предел разума, а где граница между внутренним миром и реальным миром? На базовом уровне можно подумать, что разум находится в мозгу, в теле. Однако некоторые эрудированные философы предлагают более сложные концепции.

В 1998 году философы Энди Кларк (британец) и Дэвид Чалмерс (австралиец) опубликовали  гипотезу «расширенного разума», которая, по сути, предполагает, что технологии могут стать частью нас. Используя философский язык, Чалмерс и Кларк предлагают нечто, называемое «активным экстернализмом", что примерно переводится как «активный экстернализм», утверждая, что люди могут делегировать свою собственную линию мышления рукотворному объекту, и посредством этого действия инкорпорировать артефакт в его собственный разум. Устройство действует по командам человека, поэтому человек и машина работают как единое целое.

-2

Если считать, что мозговой чип г-на Арбо не является частью его разума, тогда возникает острый вопрос: контролирует ли г-н Арбо свои действия?

Наряду с активным иностранизмом Чалмерс и Кларк также представили гипотетическую ситуацию, в которой человек использует мозговой имплантат для манипулирования объектами на экране компьютера. Пример, аналогичный тому, что показал г-н Арбо.

Играя в шахматы, г-н Арбо визуализирует то, что он хочет: переместить коня или пешку. А его мозговой имплантат, чип N1, разработанный и изготовленный Neuralink, распознает сигналы, излучаемые его мозгом, и начинает обрабатывать, обрабатывать и выполнять действия, которые желает Арбо.

С философской точки зрения задать вопрос: что здесь только что произошло? Этот мозговой имплантат является частью разума мистера Арбо? Если нет, контролирует ли г-н Арбо свое поведение?

Чтобы понять почему, рассмотрим разницу между двумя понятиями: возникновением и действием. Вещи охватывают весь процесс обработки человеческого разума, такой как мысли, убеждения, желания, воображение, соображения и намерения. Действия — это действия, выполняемые телом, например, нажатие на эту статью.

Обычно между фактами и действиями нет разрыва. Давайте рассмотрим случай, когда человек по имени Туан играет в шахматы. Без помощи интерфейса мозг-компьютер Туан сформировал намерение передвигать шахматные фигуры в своем мозгу, а затем непосредственно выполнил это действие руками. В этом случае события и действия представляют собой тщательный и единый процесс; Действие по перемещению шахматных фигур происходит от событий, сформированных в мозгу.

Но в случае с мистером Арбо ему нужно было представить свое намерение, и мозговой имплантат выполнил действие, которое повлияло на внешний мир. Здесь события и действия разделены.

-3

Такое разделение вызывает множество опасений, например, что человек, использующий мозговой имплантат, может иметь полный контроль над действиями, генерируемыми чипом. Мозг и тело по своей природе несовместимы во многих действиях, таких как чихание или расширение зрачков — действия, которые происходят сами по себе, без сигналов мозга, так не будут ли действия, производимые имплантированным чипом, слишком особенными?

Станет ли иностранный чип паразитом, питающимся от батареек и пожирающим свободу воли человека?

Философ Мехта называет это «запутанностью намерения» , буквально «загадкой созерцания». В случае Арбо он упустил из виду важнейший элемент в длинной цепочке последствий процесса мысли-действия: активное движение руки, которое выполняет зависание. Что могло бы случиться, если бы Арбо быстро передумал, прямо перед тем, как фишка собиралась сделать свой ход? И будет ли Чип рассматривать одну из гипотетических ситуаций, которые имел в виду Арбо, как курс действий?

Другими словами, такие факторы, как задержка чипа и приоритет мысли, делают неясным, кому на самом деле принадлежит данное действие.

В онлайн-шахматной доске риск ошибок из-за фишек не очень велик, но при применении мозговых чипов в средах, требующих высокой ответственности, кто будет виноват? Мозговой чип сделал неправильный разрез во время серьезной операции, в результате которой пациент умер. Чья в этом вина?

Это не единственная гуманитарная проблема, связанная с технологией интерфейса мозговых чипов. В знаменитом фантастическом романе великого писателя Уильяма Гибсона «Нейромант» устройства, имплантированные в тело, могут лишить человека личности, даже манипулировать его телом и незаконно получить доступ к вещам, которые никто другой не может осязать, — это мысли человека.

Проблема «запутанности намерений» станет явно острой, когда чип не сможет четко отличить «вещи, которые происходят только в воображении» от «воображаемых вещей, которые приводят к действию».

Если мы используем язык нейробиологии, почти невозможно четко отличить воображение от намерения. Исследование, проведенное в 2012 году группой нейробиологов, показало, что в мозге нет сигнала, определяющего «намерение, ведущее к действию».

Если невозможно различить, какие намерения должны стать действиями, то и мозговой имплантат не сможет различить, какие действия следует совершить. Это делает чип частично ответственным за действия, выполняемые имплантированным в него мозгом.

Философ Мехта считает, что, когда гипотетическая ситуация, предложенная Чалмерсом и Кларком, станет реальностью, нам следует продолжить изучение идей, выдвинутых двумя философами, чтобы связать две концепции события и воздействия на человека с имплантированным мозговым чипом. Применение гипотезы расширенного разума поможет таким людям, как г-н Арбо, взять на себя полную ответственность за действия, которые они предпримут, вместо того, чтобы делить ответственность с чипом.

Чалмерс и Кларк утверждают, что для того, чтобы воспринимать опыт как единый субъект, человек должен думать как единый субъект. Другими словами, человек, которому имплантирован чип, должен верить, что чип — это часть эго, расположенная внутри его внутреннего мира. Благодаря этому чувство доминирования, собственности и ответственности может быть полным.

Технология имплантации интерфейсов «мозг-компьютер» в человека открывает новые двери не только для людей, утративших способность действовать, но и для области философии, обсуждающей границы между разумом и машинами. Как однажды прокомментировали Чалмерс и Кларк: « Как только власть кожи и мозга будет узурпирована, мы сможем яснее увидеть нашу истинную природу, как существ, принадлежащих этому миру».

Если Вам понравилась статья, ставьте лайк, подписывайтесь на канал, делитесь мнением в комментариях!