Компас был изобретён в Китае при династии Сун и использовался для указания направления движения по пустыням. Магнитное приспособление для определения сторон света в дневное время суток впервые упоминается в книге Цзэн Гунляна «Собрание важнейшего из военных канонов», датируемой 1044 годом.
В Европе изобретение компаса относят к XII—XIII векам, однако устройство его оставалось очень простым — магнитная стрелка, укреплённая на пробке и опущенная в сосуд с водой. В воде пробка со стрелкой ориентировалась нужным образом.
В начале XIV века итальянец Флавио Джойя значительно усовершенствовал компас. Магнитную стрелку он надел на вертикальную шпильку, а к стрелке прикрепил лёгкий круг — картушку, разбитую по окружности на 16 румбов. В XVI веке ввели деление картушки на 32 румба, и коробку со стрелкой стали помещать на карданном подвесе, чтобы устранить влияние качки корабля на
Когда в XIX веке морские суда стали строить из стали, то выяснилось, что компасы перестали нормально работать, так как сталь сильно влияет на компас, и ошибки в его показаниях (магнитная девиация) не дают возможности использовать его для навигации. Для устранения проблемы, слева и справа от компаса стали размещать массивные железные шары, которые можно передвигать и закреплять поближе и подальше от компаса. Внутри нактоуза, в который вмонтирован компас, стали помещать целый набор магнитов, которые тоже можно передвигать и закреплять. Изменение взаимного расположения этих шаров и магнитов почти полностью уничтожает девиацию.
Картушка компаса была разбита на румбы. Румб (от греч. ῥόμβος — «юла, волчок; круговое движение», через лат. rhombus, итал. rombo, фр. rumb, англ. rhumb) в морской терминологии — 1⁄32 полной окружности, а также одно из делений картушки компаса (расчерченной на 32 части) и, соответственно, одно из направлений относительно севера либо относительно центра видимого горизонта. Например, курс в 12 румбов обознасает курс на юго-восток (зюйд-ост, SE), т.е. это курс 135° по компасу. В то же время румбы могут использоваться для обозначения угла поворота (смены курса). Так поворот в 4 румба на правый борт означает поворот на 45° в право, т.е. 1 румб равен 11,25°.
На «мёртвых» языках румбы имеют свои названия, но помнят о них и используют только люди интересующиеся историей мореплавания и фанаты традиций.
Традиционные средиземноморские названия на компасе
Названия направлений на картушке древнего компаса пришли от названий ветров. Эти имена на «Средиземноморском морском», который в основном состоял из генуэзского (лигурийского), смешанного с венецианским, сицилийским, провансальским, каталонским, греческим языками. и арабские термины со всей акватории Средиземного моря, используемого местными моряками в 13-15 веке появились на розе ветров с восемью ветрами (и ее производными с 16 и 32 ветрами) и использовалось на портуланах – традиционных морских картах эпохи Возрождения, отображавших акваторию Средиземного и Черного морей в тот период.
«Традиционные» названия восьми основных ветров:
- (N) – Трамонтана
- (NE) – Греко (или Бора в некоторых венецианских источниках)
- (E) – Леванте (иногда Ориенте)
- (SE) – Сирокко (или Эксалок по-каталански)
- (S) - Остро (или Меццоджорно по-венециански)
- (SW) – Либекчо (или Гарбино, Эйссалот в Провансе)
- (W) – Поненте (или Зефир по-гречески)
- (NW) - Маэстро (или Мистраль по-провансальски)
Местные варианты написания гораздо более многочисленны, чем перечислено, например. Трамутана, Грегале, Гречо, Сирокко, Ксалок, Лебег, Либезо, Левеке, Меццоди, Миджорн, Магистро, Местре и т. д.
Традиционные компасные розы обычно имеют инициалы T, G, L, S, O, L, P и M. по основным направлениям. Ветер по компасу также имел цветовую маркировку: черный цвет для восьми основных ветров, зеленый для восьми половинных ветров и красный для шестнадцати четвертей ветра.