Набрав в поисковой строке "Вязание в живописи", я обнаружила сотни полотен, на которых были изображены вязальщицы. Одна из картин обратила на себя внимание необычной манерой, легкостью, прозрачностью и какой-то бесстрастностью - вопреки задорному названию "Вязальная вечеринка" ("Knitting Party ").
Следуя за своим любопытством, я прошерстила интернет и обнаружила много интереснейших фактов, которые сейчас попытаюсь сложить в одну волнующую винтажную историю.
"Knitting Party" была написана британской художницей Эвелин Данбар (Evelyn Dunbar) в 1940 году.
Во время Второй мировой она была штатным сотрудником Военного консультативного комитета. В её задачи входило отразить в живописи дух того времени, переживания людей, настроения и драмы. И особенно - работу в тылу Женской сухопутной армии и Женской добровольной службы Великобритании.
Назначение произошло 17 апреля 1940 года. До этого талантливая художница в течение года работала в лавке своих старших сестёр. Так что это был определяющий момент в карьере Эвелин, положивший конец личному кризису, продолжавшемуся с 1938 года. Это были два года творческого бесплодия, бедности, семейных ссор, признавалась художница.
Сюжет картины "Knitting Party"был взят из реальной жизни. Рукодельницы из разных социальных слоёв собирались вместе, чтобы помогать фронту. Вязали носки, шлемы, шарфы, перчатки для военнослужащих, шили стеганые одеяла. К слову сказать, я очень долго искала пятнадцатую мастерицу (в описании было указано, что их именно 15), оказалось, что она "спрятана" за грудой готовых одеял. Возможно, это ребенок. На сохранившемся первом наброске на круглом столе изначально лежала шерсть.
Эвелин Данбар изобразила вязальное собрание в гостиной своего семейного дома в Рочестере, графство Кент. Среди вязальщиц её мать - Флоренс. Она сидит в кресле у окна, единственная без шляпки, потому что она у себя дома. Женщина оторвала свой взгляд от клубка шерсти темно-синего цвета, чтобы взглянуть на часы. Цвет пряжи в данном случае - важный акцент. Возможно, Флоренс вяжет носки для своего сына, который служил во флоте.
И часы на картине - тоже две говорящие детали.
На каминных не видны стрелки. Вероятно, это сделано намеренно, чтобы подчеркнуть, что жизнь погрузилась в безвременье.
А быстрый взгляд хозяйки на наручные часики мог обозначать всё, что угодно. Например, она просто захотела свериться, чтобы не пропустить сводку по радио. Либо узнать, когда же, наконец, все разойдутся. Вспомните, какими болтливыми, языкастыми и оживленными бывают вязальщицы в компании своих единомышленниц! Но не в лихие времена. Все сосредоточены, тихи, терпеливы и сдержанны.
Извечная тревога: война и шерстяные носки...
СПАСИБО! ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА МОЙ КАНАЛ!