Найти в Дзене
Be In Law📚

Как мы с заводчиком собак боролись или как возместить расходы за продажу больного животного. Реальный случай из практики.

История берет свое начало в конце 2022 года, когда мой будущий доверитель Алина (все имена по тексту изменены - прим.) приняла решение со своим супругом о пополнении семьи и покупке красивой декоративной собачки. Алина и Роман уже изучили весь интернет на тему особенностей различных пород, выбор пал на мальтипу. Далее пара начала искать заводчика на территории Москвы и Московской области. Долгие поиски привели молодую семью в группу в мессенджере telegram, где объявления о продаже щенков выбранной породы выкладывали две сестры Ирина и Валентина. Группа насчитывала несколько сотен участников, люди выкладывали фотографии и отзывы, активно общались, спрашивали советы по уходу за собаками, что и вызвало доверие у нашей пары - Алина выбрала одну из выставленных в тот момент на продажу собак и написала Ирине. Ирина пояснила, что собак они разводят и продают вместе со своей сестрой, стоимость составляет 100 000 рублей (решайте сами много это или мало), но если пара поторопится и приедет в то

История берет свое начало в конце 2022 года, когда мой будущий доверитель Алина (все имена по тексту изменены - прим.) приняла решение со своим супругом о пополнении семьи и покупке красивой декоративной собачки. Алина и Роман уже изучили весь интернет на тему особенностей различных пород, выбор пал на мальтипу. Далее пара начала искать заводчика на территории Москвы и Московской области.

Долгие поиски привели молодую семью в группу в мессенджере telegram, где объявления о продаже щенков выбранной породы выкладывали две сестры Ирина и Валентина. Группа насчитывала несколько сотен участников, люди выкладывали фотографии и отзывы, активно общались, спрашивали советы по уходу за собаками, что и вызвало доверие у нашей пары - Алина выбрала одну из выставленных в тот момент на продажу собак и написала Ирине.

Ирина пояснила, что собак они разводят и продают вместе со своей сестрой, стоимость составляет 100 000 рублей (решайте сами много это или мало), но если пара поторопится и приедет в тот же день, сестры готовы будут сделать скидку в размере 5 000 рублей.

Был выходной день и супруги выехали в г. Люберцы Московской области по адресу, который прислала Ирина для заключения сделки. Щенок покупателям приглянулся, контакт с животным был быстро найден. Стоит сказать, что как и большинство простых людей, ни Алина ни Роман не обладали знаниями в области ветеринарии, поэтому уточняли у сестер все ли в порядке со здоровьем собачки (все-таки цена сделки, мягко скажем, не низкая). Получив утвердительные ответы, стороны ударили по рукам, Алина с Валентиной заключили договор, передали друг другу собаку и деньги.

Жизнь текла своим чередом, пока спустя некоторое время, не начались первые странности. Алина повела собачку к ветеринару, чтобы проставить прививки, где выяснилось, что сведения в ветеринарном паспорте животного были переклеены. В тот же день она списалась с Ириной (именно через нее стороны обменивались информацией), которая извинилась за данное обстоятельство, но убедила, что данный факт не имеет никакого значения и ни на что не влияет.

Спустя короткий промежуток времени, Алина заметила, что собака плохо себя чувствует, тяжело дышит и проявляет мало активности для щенка своего возраста. В этой связи девушка сразу обратилась к ветеринару, где у собаки заподозрили врожденное заболевание - открытый артериальный (боталлов) проток.

Не будем углубляться в медицинские подробности, но затем последовало огромное количество анализов, исследований, консультаций, что изрядно потрепало покупателям нервы, а по итогу было выдано назначение на срочное оперативное вмешательство. Вопроса спасть или не спасать животное у пары не стояло, а всего было потрачено на лечение нового члена семьи чуть больше 193 000 рублей. По итогу собачка спасена и счастлива.

Важно другое, с момента проявления первых симптомов до окончательной реабилитации животного, Алина о каждом своем шаге сообщала Ирине, просила разделить расходы на лечение, помочь с выбором клиники или обсудить другие варианты выхода из ситуации. В ответ сначала получила предложение поменять собаку на другую (разумеется это было исключено, т.к. животное воспринимали как члена семьи), а затем Алину просто стали игнорировать, ссылаясь на то, что деньги вырученные с продажи уже потрачены и собака, якобы, принадлежала не сестрам, а их просто попросили продать животное. Время шло, расходы росли, терпение Алины заканчивалось.

И вот после окончательного выздоровления щенка в феврале 2023 года, Алина обращается ко мне за консультацией с вопросом можно ли как-то наказать продавца, который в итоге даже не извинился, а все проблемы спихнул на самого покупателя, аргументируя это тем, что заболевание установлено тремя разными ветеринарами неверно, проблемы с сердцем у собаки развились на фоне повторной вакцинации (только почему-то заводчики забыли, что повторная вакцинация произошла по их вине из-за переклеенных сведений в ветпаспорте). Что ж, споры о животных достаточно сложные, давайте изучать ваш договор:

1. Продавец не отвечает ни за какие скрытые проблемы со здоровьем у собаки;

2. Срок предъявления претензий по здоровью собаки 3 календарных дня с момента продажи, претензия должна содержать заключение ветеринара из государственной клиники, исследование проводится за счет покупателя;

3. Клейма у собаки нет;

4. Продавец - физическое лицо, не имеет статуса ИП;

5. Адреса продавца в договоре нет.

И куча других нюансов...

Сразу предупреждаю Алину, что данный спор очень сложный и вариантов избежать ответственности у ответчика огромное количество. "Есть ли хоть какой-то шанс выиграть суд?" - спрашивает меня доверитель. "При определенном стечении обстоятельств есть, но вы должны все хорошо обдумать". - отвечаю я (также рассказываю про возмещение судебных расходов в случае неудачи). "Меня все устраивает, будем бороться". - резюмирует Алина.

Так начался наш судебный процесс против заводчика. Иск был подан в Люберецкий городской суд Московской области, т.к. именно там заключался договор, как выяснилось на заседании, ответчик зарегистрирована там же. К иску было приложено ходатайство о применении к отношениям Закона РФ "о защите прав потребителей", чтобы мы могли претендовать на неустойку, штраф и моральный вред. Итак, иск содержал требования: возместить расходы по устранению недостатков товара ненадлежащего качества, взыскать с заводчика неустойку, штраф, моральный вред и судебные расходы.

"Недостатки какого товара? Вы же покупали собаку!" - возразите вы.

К животным применяются общие правила об имуществе постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное (ст. 137 ГК РФ), т.е. с точки зрения гражданского права животные - это товар.

На первое судебное заседание ответчик не наняла юриста и пришла сама, в коридоре здания суда ее ожидала сестра. Сестра ответчика совершенно недооценила перспективу нашего иска, усмехалась, говорила, что мы никогда ничего не докажем. Я, со своей стороны, общался вежливо, пытался предложить компромисс по заключению мирового соглашения, в ответ получил решительный отказ.

Стоит отметить, что выйти в процесс даже на одно заседание без юриста стало критической ошибкой ответчика. Я задавал Валентине много вопросов и она по крупицам выдавала нужную мне информацию. С ее слов оказалось, что она собирается оформлять статус индивидуального предпринимателя; действительно продавала ту собаку, о которой речь идет в иске, моему доверителю; когда узнала о болезни животного предложила поменять собаку на другую, но впоследствии передумала.

Однако, ответчик все-таки успела проконсультироваться с юристом накануне заседания и когда поняла, что процесс идет немного не так, как она себе представляла, заявила ходатайство об отложении заседания для привлечения к участию в деле представителя.

Выходя из здания суда я заметил, что Валентина о чем-то задумалась, ее настроение изменилось, чего совершенно нельзя было сказать о ее сестре, которая попрежнему продолжала шутить на тему того, что они с легкостью выиграют процесс и наши требования абсурдны.

На последующие заседания со стороны ответчика уже приходили юристы. Не буду усложнять свое повествование тонкостями юридической работы, скажу, что на последующих заседаниях суд предлагал назначить экспертизу, представители ответчика возражали из-за нежелания процессуального оппонента нести оплату. Далее суд изучал представленную нами медицинскую и финансовую документацию, а суть возражений ответчика сводилась к тому, что доказательств возникновения болезни до передачи собаки покупателю якобы нет; надлежащих доказательств оплаты ветеринарных услуг нами якобы не представлено; по договору ответчик ни за что не отвечает; истец не предъявила требований ответчику в установленном договором порядке; истец хочет неосновательного обогатиться за счет ответчика; что истец, возможно, лечила вообще другую собаку. Со своей стороны я передал судебные запросы в ветеринарные клиники, в которых лечили собаку (получил на них ответы); собрал доказательства, которые просил представить суд; обоснованно возражал по каждому доводу представителя ответчика (пришлось доказывать, что положения договора противоречат ГК РФ), часто ссылаясь на слова самого ответчика, отраженные в протоколе первого заседания; относительно экспертизы заявил, что наша сторона не возражает против ее проведения, однако оплату по нашему мнению должен нести ответчик, т.к. врожденное смертельное заболевание щенка подтверждалось документами из медицинских учреждений.

И вот спустя полгода разбирательств, суд вновь предложил ответчику назначить экспертизу, получил отказ и удалился в совещательную комнату. Решение Люберецкого городского суда Московской области по делу № 2-4545/2023 от 15.09.2023 г. удивило даже меня. Суд не только полностью взыскал с ответчика все заявленные расходы на лечение собаки, но и применил к отношениям положения Закона РФ "о защите прав потребителей", взыскал с ответчика неустойку, штраф (правда по своему усмотрению, без заявлений ответчика, снизил суммы, применив ст. 333 ГК РФ), моральный вред, а также судебные расходы по уплате государственной пошлины и оплате моих услуг. Заявленные 193 000 превратились в 270 000 рублей. Радости доверителя не было предела.

Но на этом наша шахматная партия с юристами противоположной стороны не закончилась. Ответчик подала апелляционную жалобу. По существу суть доводов повторяла изложенные в суде первой инстанции обстоятельства.

Начав данный процесс, судебная коллегия сразу предложила мне представить дополнительные доказательства в обоснование наших доводов и вновь поставила вопрос о назначении судебной экспертизы. Оплачивать экспертизу и мы и ответчик вновь отказались. На следующее заседание я принес запрошенные судом документы и вдруг, спустя практически год с момента начала разбирательства, от ответчика поступает ходатайство о назначении судебной экспертизы, которое было удовлетворено судом (несмотря на то обстоятельство, что в суде первой инстанции и даже на первом заседании в апелляции ответчик от экспертизы отказывался).

Спустя некоторое время экспертиза была проведена и... Лишь подтвердила изложенные нами доводы в полном объеме :), при этом ответчик понес дополнительные расходы в размере 50 000 рублей на проведение экспертизы, которые по состоянию на момент рассмотрения апелляционной жалобы, оплачены все еще не были. На последнем заседании по делу Московский областной суд вынес Апелляционное определение 33-1374/2024 от 10.04.2024 г., которым Решение Люберецкого городского суда Московской области оставлено без изменения, апелляционная жалоба ответчика без удовлетворения, с ответчика взыскана стоимость проведения экспертизы. Таким образом, решение вступило в законную силу и полностью устраивает доверителя.

Какие итоги хотелось бы подвести?

Во-первых, в случае возникновения неоднозначной, спорной ситуации, в которой присутствует ваша вина, в большинстве случаев лучше пытаться договориться с противоположной стороной мирно. По крайней мере в этом случае ответчик могла понести как минимум в 3,5 раза меньше расходов, если бы стороны поняли друг друга до суда.

Обращаю ваше внимание, что переговоры тоже необходимо вести правильно, иначе вы рискуете предоставить другой стороне доказательства, которые могут быть использованы против вас. Советую привлекать юриста для общения с противоположной стороной.

Во-вторых, заводчика при грамотном подходе можно привлечь к ответственности за продажу больного животного. Даже если это физическое лицо и даже если он по условиям договора не отвечает за здоровье питомца.

И в-третьих, совершая дорогие покупки, проконсультируйтесь у юриста. По необходимости, попросите его проверить или подготовить договор. Поверьте, заплатив несколько тысяч рублей за консультацию или проверку/составление договора, вы сэкономите для себя в будущем десятки, сотни тысяч или даже миллионы рублей, а также огромное количество нервных клеток, которые, как говорят врачи, не восстанавливаются.

В нашей истории для покупателя все закончилось благополучно, но я лично знаю обратные ситуации с проигранными судами против заводчиков (после покупки больных животных) во многом из-за плохо составленных для покупателя договоров.

Дорогие читатели, не забывайте подписываться и писать в комментариях темы, которые вам интересно было бы обсудить через призму моей личной судебной практики!

Не забудь - подпишись и свяжись со мной: мой профи; мой дзен; мой тгк.