Школьная форма — повседневная форма одежды для учеников средних учебных заведений, установленная официальными документами.
Форма заграницей
Первая школьная форма появилась в 1552 году в Великобритании, в Лондонской школе Christ's Hospital. Причиной ее введения стала бытовая необходимость. В этом учебном заведении учились сироты и дети из малообеспеченных семей, которым не в чем было ходить на занятия.
В наше время в Великобритании нет единой формы для всех, но в частных учебных заведениях форму нужно покупать в магазине, который находится при школе. Важной деталью любого такого заведения является название школы на форме.
Форма царского времени
Обязательную ученическую форму ввел Николай I «Положением о гражданских мундирах» от 27 февраля 1834 года. Она была только для мальчиков и выглядела на подобии военной формы.
Сын Николая I — Александр II переодел гимназистов в новое. В 1888 году установил набор из мундира, широких брюк и фуражки с кожаным козырьком, все — темно-синего цвета. Над козырьком значилось сокращенное название учебного заведения.
При Николае II гимназистам вышло послабление: форма стала удобнее, добавились кители и гимнастерки, на северо-западе империи - темно-синие, на юге — серые. Летом носили блузы и рубахи, подпоясанные черными лаковыми ремнями с шифром гимназии на бляхе (сейчас подобное есть, например в кадетских школах).
Девушкам школьную форму создали на 62 года позже, соответствующее положение было утверждено в 1896 году. До этого форма имелась у воспитанниц Смольного института благородных девиц. В отличие от них, гимназистки стали надевать не цветные платья из шелка, а коричневые из шерсти, а вторым слоем повязывали фартук: в будни — черный, на торжественные случаи — белый.
В то время форма была престижем и все к нему стремились.
Грянула революция 1917 года, и декрет «О единой трудовой школе» отменил деление на гимназии и училища, а также ученическую форму, заклеймив ее символом высшего сословия.
Время СССР
В 1949-м в СССР стартовал переход ко всеобщему семилетнему образованию, и обязательная школьная форма вернулась.
Мальчики надели серо-синие гимнастерки, перетянутые лакированным ремнем с пряжкой, однотонные брюки и фуражки с кожаным ремешком.
Девочек обрядили в те же коричневые платья с фартуками, но только не до пят, а до колен. Появились требования к прическам: волосы нужно заплетать в косички, приветствовались банты и ленты под цвет фартука.
С наступлением хрущевской оттепели начались послабления и для школьников. Курс на демилитаризацию сказался и на ней: в 1962 году на смену гимнастерке пришел серый полушерстяной костюм. В 1973-м форма мальчиков сменила цвет на темно-синий, место пиджака заняла курточка.
В 1984-м появилась форма для старшеклассников. С 8-го класса парням позволялось наряжаться в синий костюм-двойку, а девушкам — в тройку из юбки, жилета и пиджака. На форме должен был быть значок с Лениным.
Дети стремились выглядеть красиво и уважали форму, ведь она причисляла их к определенному классу почётной молодежи.
Российская форма и проблемы сейчас
С 1992 года форму в школах отменили. Она стала прерогативой лишь элитных гимназий и лицеев, желающих подчеркнуть свой особый статус.
Сейчас все больше школ рекомендуют ученикам деловой стиль в одежде. Для мальчиков - брюки, жилет, пиджак. Для девочек - юбку, брюки, жилет и жакет. Обязателен в таких случаях единый цвет формы. Его школа выбирает сама.
Ныне молодёжь пренебрегает формой, не считает её чем-то важным и почётным, и поэтому носят то, что хотят. Большинство школ имеют перечень того, что можно носить, но он настолько большой, что фактически даёт полную свободу выбора.
В моем городе одной из престижных школ является ЛИТ, но в нём, как и в большинстве других школ, нет определённых правил, существует устав, но в нём огромное количество вариантов одежды.
На каких-то выездах, важных мероприятиях, ученики одеваются как хотят и ведут себя также, но они забывают, что представляют свою школу перед другими не в лучшем свете. Если бы форма была у всех, хотя бы с эмблемой, то она служила бы средством идентификации учащихся для всех остальных. Те, кто видит ученика в такой форме, понимают, что это ученик, например, Лицея Инновационных Технологий - это взаимодействие с внешним миром.
Ещё есть такой фактор, который определяет твою внутреннюю принадлежность, то есть ты, надевая эту форму, идентифицируешь себя со своим учебным заведением и таким образом принимаешь внутренние правила, становишься частью общего культурного пространства школы. Все твои достижения или неуспехи также становятся частью внутренней субкультуры школы.
Все это за счёт формы, её ношение меняется восприятие себя. Начинаешь идентифицировать себя с этой общностью, что ты не просто индивид, а часть большого коллектива.