Найти тему

Задание 2.1. Слово о полку Игореве. ОГЭ по литературе. 2024 год

Выберите другой фрагмент произведения, в котором один из героев произносит монолог. На основе анализа текста определите, с какой целью автор вводит этот монолог в повествование

Перед выполнением задания нужно обязательно прочитать произведение в полном объеме
Перед выполнением задания нужно обязательно прочитать произведение в полном объеме

...И тогда великий Святослав

Изронил свое златое слово,

Со слезами смешано, сказав:

— О сыны, не ждал я зла такого!

Загубили юность вы свою,

На врага не вовремя напали,

Не с великой честию в бою

Вражью кровь на землю проливали.

Ваше сердце в кованой броне

Закалилось в буйстве самочинном.

Что ж вы, дети, натворили мне

И моим серебряным сединам?

Где мой брат, мой грозный Ярослав,

Где его черниговские слуги?

Где татраны, жители дубрав,

Топчаки, ольберы и ревуги?

А ведь было время  — без щитов,

Выхватив ножи из голенища,

Шли они на полчища врагов,

Чтоб отмстить за наши пепелища.

Вот где славы прадедовской гром!

Вы ж решили бить наудалую:

«Нашу славу силой мы возьмем,

А за ней поделим и былую».

Диво ль старцу  — мне помолодеть?

Старый сокол, хоть и слаб он с виду,

Высоко заставит птиц лететь,

Никому не даст гнезда в обиду.

Да князья помочь мне не хотят,

Мало толку в силе молодецкой.

Время, что ли, двинулось назад?

Ведь под самым Римовом кричат

Русичи под саблей половецкой!

И Владимир в ранах, чуть живой, —

Горе князю в сече боевой!

Князь великий Всеволод! Доколе

Муки нам великие терпеть?

Не тебе ль на суздальском престоле

О престоле отчем порадеть?

Ты и Волгу веслами расплещешь,

Ты шеломом вычерпаешь Дон,

Из живых ты луков стрелы мечешь,

Сыновьями Глеба окружен.

Если б ты привел на помощь рати,

Чтоб врага не выпустить из рук, —

Продавали б девок по ногате,

А рабов  — по резани на круг.

Вы, князья буй-Рюрик и Давид!

Смолкли ваши воинские громы.

А не ваши ль плавали в крови

Золотом покрытые шеломы?

И не ваши ль храбрые полки

Рыкают, как туры, умирая

От каленой сабли, от руки

Ратника неведомого края?

Встаньте, государи, в злат-стремень
За обиду в этот черный день,
За Русскую землю,
За Игоревы раны —
Удалого сына Святославича!

Ярослав, князь галицкий! Твой град

Высоко стоит под облаками.

Оседлал вершины ты Карпат

И подпер железными полками.

На своем престоле золотом

Восемь дел ты, князь, решаешь разом,

И народ зовет тебя кругом

Осмомыслом  — за великий разум.

Дверь Дуная заперев на ключ,

Королю дорогу заступая,

Бремена ты мечешь выше туч,

Суд вершишь до самого Дуная.

Власть твоя по землям потекла,

В Киевские входишь ты пределы,

И в салтанов с отчего стола

Ты пускаешь княжеские стрелы.

Так стреляй в Кончака, государь,
С дальних гор на ворога ударь —
За Русскую землю,
За Игоревы раны —
Удалого сына Святославича!..

Рабочая карта - черновик

-2

Материалы для ответа:

Монолог – речь одного героя или персонажа произведения, которая не прерывается словами другого

Идея монолога Святослава - противостоять врагу надо сообща, объединившись.

Значение монолога в художественном тексте – традиционно высказываются важные для понимания героя произведения идеи и мысли; прерывание основного действия для переключения внимания читателя на проблемы, поднятые в тексте:

1. Ослабленное положение русских земель из-за междоусобиц: "князья помочь мне не хотят"

2. Душевные переживания о детях, сожаление о необдуманном поступке сыновей: "О сыны, не ждал я зла такого!// Загубили юность вы свою..." - риторическое восклицание показывает кульминационный момент переживаний отца, а метафора помогает понять, насколько сильно сожалеет князь о последствиях поступка князя Игоря и его брата

3. Святослав показывает пример достойного сплочения и изгнания врагов с земли русской: "Где мой брат, мой грозный Ярослав,//Где его черниговские слуги?...//Выхватив ножи из голенища,//Шли они на полчища врагов,//Чтоб отмстить за наши пепелища.//Вот где славы прадедовской гром!"

4. Монолог демонстрирует особенности речи героя, его мышления: "Диво ль старцу  — мне помолодеть?//Старый сокол, хоть и слаб он с виду,//Высоко заставит птиц лететь,//Никому не даст гнезда в обиду." - ассоциативный ряд (старый, но сильный сокол=Святослав, птицы=княжеские войска, гнездо=семья Святослава)

5. Дважды повторенный призыв, включающий риторическое восклицание: "Встаньте, государи, в злат-стремень//За обиду в этот черный день,//За Русскую землю,//За Игоревы раны —//Удалого сына Святославича!" - показывает эмоциональную напряженность главного героя

-3

Что еще можно добавить к данным рекомендациям? Подписывайся и пиши в комментариях!

Похожие статьи данного автора: