2K подписчиков

Голливудский "high-concept". Что это такое?

В продолжение темы современного Голливуда и студийной системы, о которых метко давече рассказывал Коппола в Каннах. Как и у профессионалов любой другой области, у голливудских боссов и продюсеров есть свой лексикон, который используется в высоких кабинетах, и который со стороны может звучать весьма причудливо. Не иронично ли, например, что супер-привлекательный с коммерческой точки зрения проект называется термином high-concept?

Если переводить это словосочетание на русский язык, то логично было бы интерпретировать его как “высоко концептуальный проект” или “проект высокой концепции”, однако со смысловой точки зрения это только запутает дело. Ибо high-concept имеет лишь очень отдаленное отношение к высокому и выражает собой захватывающий проект, который легко продать одним предложением и развернуть эффективную маркетинговую кампанию.

В продолжение темы современного Голливуда и студийной системы, о которых метко давече рассказывал Коппола в Каннах.

Среди ортодоксальных примеров high-concept, из которых получились хиты, часто приводят “Парк Юрского периода” (Что если мы бы клонировали динозавров?) или “Челюсти” (Акула-убийца в курортном городке). Отметим, что в этих “высоких” концептах напрочь отсутствует внимание к развитию персонажей, и фокус делается на ярком и броском зачине.

Говорят, что термин в середине 70-х изобрел продюсер телеканала ABC Барри Диллер, который при помощи подобных идей увеличил рейтинги своей сети (поэтому и high - это про рост прибылей). Другая версия утверждает, будто выражение пошло от Майкла Айснера, гендиректора Paramount в 80-х и Disney в 90-х.

Разумеется, возник и терминологический антипод low-concept. Опять же, можно предположить, что он обозначает “низкие” идеи, но совсем нет. Low-concept, как ярлык, лепится на проекты, построенные вокруг сложных психологических перипетий, социальных подтекстов или политических высказываний - в общем, на такие, которые не столь просто продать.

Вовсе не значит, что high-concept представляет собой плохое кино с коммерческим потенциалом. “Парк Юрского периода”, “Челюсти” или “Терминатор” - это хорошее кино. Однако мы можем вспомнить всю эру блокбастеров последних 20-ти лет, чтобы убедиться, что сведение кино к подобным схемам сыграло немалую роль в деградации голливудского масскульта.

Как выразился канадский политический теоретик Джеймс МакМэхон, исследующий кинобизнес: “Проекты high-concept стали общественно принятой стилистикой кино. Не каждый голливудский фильм является high-concept и не каждая картина этого типа пользуется дикой популярностью. Однако общая устойчивость подобных проектов формирует и укрепляет социальные ожидания о том, каким кино должно быть”.

Так что в следующий раз, когда вдруг увидите масштабный блокбастер, где гигантская горилла сражается с гигантской ящерицей, а еще с ними периодически дерется огромный человекоподобный робот, помните: это такой high-concept. И голливудские боссы считают, что именно таким и должно быть кино - а мы им еще и верим.

_________________

Поддержите наши публикации своим лайком 👍 и подписывайтесь на канал. И обязательно делитесь своим мнением в комментариях! 💬 Впереди еще много интересных и актуальных материалов из мира кино и литературы!