Найти тему
ВЕЛИКАЯ РОССИЯ

"Деды" не работали совсем, отнимали у молодых еду, трофеи и хорошую одежду. Воспоминания дембеля об Афгане

Тот, кто служил в мирное время даже в части почти без дедовщины, знает, что главное для командиров (не только офицеров) – занять солдата постоянным занятием – учёбой ли, работой, на плацу или на турнике. А в боевых условиях эта проблема решается ещё жёстче, иначе дисциплине – конец. И практически всегда занимают солдата чем-то бестолковым, бесполезным, на грани издевательства.

(продолжение “Воспоминания дембеля-десантника об Афгане”)

Наш дембель, вспоминая, уделил дедовщине много места. По тому, как он это описывал, понятно, что сам он ангелом не был, но и не зверствовал. Да и про случаи чрезмерного жесткача не писал, может у них не было. Но дедовщина была, это факт. Деды не работали совсем, им разрешались вольности в одежде, во внешнем виде, начиная с длины волос и свисающего на бёдра ремня. Деды отнимали у молодых еду, иногда всю. Отбирали трофеи, хорошую одежду.

В Афгане одежда вообще была важна – летом жара, зимой холод неимоверный. А высоко в горах это всё происходило за сутки – днём жарища, ночью – холодрыга. Многие молодые застуживали почки, обмораживали ноги. Плохое питание приводило к почти постоянному расстройству желудка молодых солдат.

-2

Наш дембель много внимания уделил плохим условиям жизни – включая и дедов. Отмечается, что еды было мало, движки нередко не работали, в казармах, палатках стоял мороз. Молодые в большей части были доходягами, им бы просто выжить. И немалая заслуга в этом офицеров, причём и старших офицеров, генералов.

Наш дембель пишет, что молодых солдат ломали морально все – не только деды, но и офицеры. Он не конкретизирует – насколько сильны были моральные унижения, то есть он почти не пишет про издевательства. Но пишет, что “ломали просто так, ежечасно и ежеминутно”.

И ещё пишет – почему редки были случаи применения молодыми бойцами автоматов, чтобы отомстить обидчикам. По пулям сразу вычислялся автомат стрелявшего (но ведь можно было взять чужой автомат).

-3

Но хочется обратить внимание на другое. Тем более что он пишет: полгода издевательств человек выдерживает. Особенно ожидая своего дедовства. После Афгана наш дембель через год поступил учиться в некое военное спецподразделение. Закончив его, он удивился: так можно было без дедовщины служить?! Все курсы были равные. Легко верю, потому что у меня в части тоже дедовщины не было. Как и в учебке полгода до этого.

Нарушения дисциплины были, ему даже 20 нарядов подряд пришлось отработать на кухне. Но туалеты мыли все, гладились тоже сами, на кухне работали. Не было лишь унижения из-за разного срока службы. Вообще унижения никакого не было.

Наш дембель не понимает, почему в Афгане дедовщина была, а в его военном училище не было. Как не было потом и в Чечне, где ему тоже пришлось повоевать.

Хотя из написанного видно: жили они в тепле, сытно, у них у всех была одна цель, как и у командиров. Командиры не воровали, не искали выгоду, честно служили Родине. Потому что над ними не воровали, не искали выгоду, честно служили. Так может вот он простой ответ – от чего заводится такая болезнь как дедовщина.

Весь год между Афганом и поступлением в училище нашему дембелю хотелось в Афган, хотелось держать автомат, выходов на задания, сражений с духами. Тогда он чувствовал себя сверхчеловеком. А в училище это желание пропало, вернее оно трансформировалось из болезненно-деформированного в нормальное желание служить Родине, уничтожать врагов. Оказалось, что быть просто человеком тоже хорошо. Наверняка ему и семью нормальную захотелось.