Найти в Дзене
Adlook Блог

Реклама в голосовых помощниках: будущее маркетинга или мимолетный тренд?

Всем привет, это Adlook! В это трудно поверить, но в 2024 году количество установленных на различные устройства голосовых помощников превысит 8,4 миллиарда. Нашествие роботов? Нет, скорее, домовых эльфов. Они безропотно сделают все, что скажет их хозяин — и сайты нужные найдут, и с тайм-менеджментом помогут, и с умным домом управятся. Однако голосовые помощники полезны не только в быту. Alexa, Google Ассистент, Siri и российская Алиса открывают небывалый простор для предпринимателей, ищущих, как рассказать о продукте и донести свою ценность до аудитории через разговорные и интерактивные форматы вдобавок к уже привычным видеороликам и баннерам. Голосовые технологии, встроенные в повседневную жизнь, позволяют лучше понять, что человеку нравится, а что нет. Alexa, Google Ассистент и их аналоги учатся все лучше и лучше понимать живую речь и все шире прибегают к искусственному интеллекту. Объявления теперь точно отвечают нуждам и интересам юзера прямо в момент поиска. С помощью квалифициров
Оглавление

Всем привет, это Adlook!

В это трудно поверить, но в 2024 году количество установленных на различные устройства голосовых помощников превысит 8,4 миллиарда. Нашествие роботов? Нет, скорее, домовых эльфов. Они безропотно сделают все, что скажет их хозяин — и сайты нужные найдут, и с тайм-менеджментом помогут, и с умным домом управятся.

Однако голосовые помощники полезны не только в быту. Alexa, Google Ассистент, Siri и российская Алиса открывают небывалый простор для предпринимателей, ищущих, как рассказать о продукте и донести свою ценность до аудитории через разговорные и интерактивные форматы вдобавок к уже привычным видеороликам и баннерам.

Голосовые технологии, встроенные в повседневную жизнь, позволяют лучше понять, что человеку нравится, а что нет. Alexa, Google Ассистент и их аналоги учатся все лучше и лучше понимать живую речь и все шире прибегают к искусственному интеллекту. Объявления теперь точно отвечают нуждам и интересам юзера прямо в момент поиска. С помощью квалифицированных программистов и маркетологов рекламодатели могут разрабатывать кампании, которые ненавязчиво и естественно вовлекают потенциальных клиентов. Спросили у приложения, как приготовить салат «Цезарь» — получили рецепт, а заодно — «Тут у вас соус для салата со скидочкой продается в супермаркете за углом».

Главное — не переборщить. Так, когда в 2017 году приложение Google Home на просьбы рассказать о предстоящем дне (обычно речь идет о погоде, запланированных делах и последних новостях) стало рассказывать о недавно вышедшем фильме «Красавица и чудовище», это вызвало недоумение. Или когда в 2023 году «Яндекс» решил поэкспериментировать, и Алиса принялась рассказывать об услугах Тинькофф-банка даже владельцам платной подписки (у которых должна быть отключена реклама), пользователи массово разразились гневными постами и угрозами продать гаджеты. В апреле 2024 года Дмитрий Масюк, возглавляющий поисковый бизнес «Яндекса», пообещал, что подобное не повторится, но не исключил пока еще чисто теоретическую возможность нативной рекламы в будущем.

Есть и более мягкие пути взаимодействия с будущими клиентами, Среди них — так называемые «навыки». Скажешь, «Алиса, включи музыку», и она послушно предлагает вам плейлисты. Такие навыки успешно используются и в коммерческих целях. Подробнее о навыках Алисы мы расскажем далее.

Удачные примеры продвижения в голосовых ассистентах в мире и в России

Тренд еще только зарождается, и возможности голосовых помощников используются далеко не полностью. Тем не менее уже есть несколько впечатляющих кейсов, и все больше компаний присматриваются к виртуальным ассистентам как к инструменту, который помогает налаживать взаимодействие с клиентами.

Amazon

Разработчик Алексы продвигает через эту платформу свои же предложения: особый статус участника Амазон, сервис Amazon Music, приложение для аудиокниг Audible, а также эксклюзивные условия для владельцев устройства Echo.

«Алекса, что можно бесплатно послушать на Audible?»
«Алекса, что можно бесплатно послушать на Audible?»

Nestle

Навык GoodNes с функцией визуально-голосового поиска совместим с браузерами Chrome и Safari и работает на планшетах, ноутбуках и десктопах. Пока вы готовите, вам вслух подскажут, что как нарезать-обжарить и сколько добавить соли и карри, продемонстрируют пошаговую видеоинструкцию в сопряженном браузере, сообщат о пищевой ценности продуктов и позабавят занимательными фактами и видеоподсказками, которые помогут освоить кулинарные приемы. Эту фишку разработала принадлежащая Nestle компания Silicon Valley Innovation Outpost (SVIO) в Сан-Франциско.

Время за плитой, проведенное с удовольствием, улучшает пользовательский опыт и формирует лояльность к бренду (демонстрация навыка GoodNes)
Время за плитой, проведенное с удовольствием, улучшает пользовательский опыт и формирует лояльность к бренду (демонстрация навыка GoodNes)

Свой навык на той же платформе есть и у бренда Purina, также принадлежащего концерну Nestle; он так и называется «Ask Purina (Спроси у Purina)». Все гениальное просто, не правда ли? Владельцы собак оперативно узнают все самое важное о породах любимцев. Те, кто только подумывает завести пса, быстро получат сведения об особенностях разных пород и выберут ту, которая им подходит. Доступны фильтры по размеру, уровню энергии, линьке, аллергичности и другим индивидуальным чертам. И даже если кто-то не совсем правильно произнесет трудное название породы (а у вас получится с первого раза сказать «ксолоитцкуинтли»?), разработчики позаботились о том, чтобы запрос был распознан. Британская версия дополнена полезными советами по уходу за щенком и рекомендациями по множеству «собачьих» вопросов. Ну как после этого не приобрести корм Purina?

«Алекса, попроси Пурину дать советы по дрессировке щенков»
«Алекса, попроси Пурину дать советы по дрессировке щенков»

Знаете ли вы? В 2021 году в «Алисе появилась похожая фишка, «Больше муррчаний с Whiskas», предназначенная для кошатников. К сожалению, по состоянию на май 2024 года, она неактивна, а в ответ на просьбу запустить ее выполняется обычный поиск.

Johnnie Walker

Хозяин киски, которая купила бы Whiskas, сам, пожалуй, предпочтет что-то поинтереснее. Например, шотландский виски. Владелец бренда (Diageo plc) не остался в стороне от инноваций и тоже подружился с Алексой. Доступно четыре опции, которые откроются, как только вы подтвердите, что вам уже есть 21 год: «выбрать напиток», «купить бутылку», «азы виски» и «дегустация». Первая поможет вам выбрать бутылку для себя или друга. Расспросив вас о вкусовых предпочтениях и бюджете, вам предложат подходящий вариант и дадут рекомендации по приготовлению коктейлей. Если вы просто ищете, где поближе купить бутылку Johnnie Walker, вам расскажут, где найти ближайший магазин или заказать доставку. В опции «Азы виски» вы узнаете какой-то интересный факт о Johnnie Walker и о напитке вообще. Ну, а если у Вас уже есть бутылка хотя бы одного из основных продуктов, для вас проведут персональную дегустацию и посоветуют, как лучше сервировать напитки.

Скриншот с демонстрацией того, как это работает
Скриншот с демонстрацией того, как это работает

А как дела в России?

Наши предприниматели учли западный опыт. Так, например, бренд «Растишка» создал увлекательную игру для детей через навык в голосовом помощнике Алисе. Дети узнают, зачем нужен кальций и из чего состоит йогурт, а у родителей, которые видят, что плохому тут не научат, формируется доверие к йогуртам и творожкам с динозавриком Дино на упаковке.

-6

Своя развивалка есть в «Алисе» и у всем знакомой марки шоколадных яиц «Киндер сюрприз». Игра отправляет юных сладкоежек в интерактивное путешествие, где они отвечают на вопросы и расширяют кругозор.

-7

Будущее голосовых технологий и возможные проблемы

Всеобщее увлечение виртуальными собеседниками — не просто дань моде, а стойкий тренд, который вряд ли утратит актуальность в ближайшие десятилетия. Напротив, такие технологии будут только развиваться и дальше. По данным доклада научно исследовательского института Капгемини, 64% потребителей хотят, чтобы друзья-боты еще больше «очеловечились» — любому нравится, когда с ним говорят по-человечески и угадывают, чего ему хочется. А скоро боты научатся предлагать каждому подходящий контент, прежде чем будет сформулирован запрос на основании истории взаимодействия с владельцеми гаджетов. Компании же могут помаленьку сокращать штат, перекладывая обязанности на электронных «сотрудников».

-8

Но не получится ли так, что у юзеров фактически не останется выбора? Или, может быть, у них со временем выработается навык критического отношения к идеям ассистента? Время покажет.

И, конечно, встает вопрос безопасности и неприкосновенности частной жизни. Помощник иногда незаметно активируется, если произнести при нем ключевое слово. Что если «домовой эльф» окажется не преданным Добби, а злобным Кричером (помните, были такие в «Гарри Поттере»?), который охотно поделится информацией о вас с третьими лицами? Остается надеяться, что законодательство будет стоять на страже приватности.

Как бы там ни было, любой предприниматель, желающий продвигать свои товары и услуги, будь он владельцем местной сети из трех пекарен или генеральным директором мега-концерна по производству спортивной одежды, должен присмотреться к этому новому каналу привлечения клиентов.

Кстати, мы в Adlook помогаем монетизировать веб-сайты с помощью видеорекламы. Если у вас есть ресурс с трафиком от 1000 уников в месяц — воспользуйтесь нашим калькулятором и узнайте, сколько вы сможете зарабатывать на рекламе.

На собственном сайте, а также в этом блоге и на виси и составе мы рассказываем об азах programmatic и о трендах в мире интернет-маркетинга. Например, ранее в этом году мы опубликовали статью об Алисе, где поделились советами по оптимизации контента под голосовой поиск Яндекса.

Это был Adlook. На связи!