Всем привет, это Adlook!
В это трудно поверить, но в 2024 году количество установленных на различные устройства голосовых помощников превысит 8,4 миллиарда. Нашествие роботов? Нет, скорее, домовых эльфов. Они безропотно сделают все, что скажет их хозяин — и сайты нужные найдут, и с тайм-менеджментом помогут, и с умным домом управятся.
Однако голосовые помощники полезны не только в быту. Alexa, Google Ассистент, Siri и российская Алиса открывают небывалый простор для предпринимателей, ищущих, как рассказать о продукте и донести свою ценность до аудитории через разговорные и интерактивные форматы вдобавок к уже привычным видеороликам и баннерам.
Голосовые технологии, встроенные в повседневную жизнь, позволяют лучше понять, что человеку нравится, а что нет. Alexa, Google Ассистент и их аналоги учатся все лучше и лучше понимать живую речь и все шире прибегают к искусственному интеллекту. Объявления теперь точно отвечают нуждам и интересам юзера прямо в момент поиска. С помощью квалифицированных программистов и маркетологов рекламодатели могут разрабатывать кампании, которые ненавязчиво и естественно вовлекают потенциальных клиентов. Спросили у приложения, как приготовить салат «Цезарь» — получили рецепт, а заодно — «Тут у вас соус для салата со скидочкой продается в супермаркете за углом».
Главное — не переборщить. Так, когда в 2017 году приложение Google Home на просьбы рассказать о предстоящем дне (обычно речь идет о погоде, запланированных делах и последних новостях) стало рассказывать о недавно вышедшем фильме «Красавица и чудовище», это вызвало недоумение. Или когда в 2023 году «Яндекс» решил поэкспериментировать, и Алиса принялась рассказывать об услугах Тинькофф-банка даже владельцам платной подписки (у которых должна быть отключена реклама), пользователи массово разразились гневными постами и угрозами продать гаджеты. В апреле 2024 года Дмитрий Масюк, возглавляющий поисковый бизнес «Яндекса», пообещал, что подобное не повторится, но не исключил пока еще чисто теоретическую возможность нативной рекламы в будущем.
Есть и более мягкие пути взаимодействия с будущими клиентами, Среди них — так называемые «навыки». Скажешь, «Алиса, включи музыку», и она послушно предлагает вам плейлисты. Такие навыки успешно используются и в коммерческих целях. Подробнее о навыках Алисы мы расскажем далее.
Удачные примеры продвижения в голосовых ассистентах в мире и в России
Тренд еще только зарождается, и возможности голосовых помощников используются далеко не полностью. Тем не менее уже есть несколько впечатляющих кейсов, и все больше компаний присматриваются к виртуальным ассистентам как к инструменту, который помогает налаживать взаимодействие с клиентами.
Amazon
Разработчик Алексы продвигает через эту платформу свои же предложения: особый статус участника Амазон, сервис Amazon Music, приложение для аудиокниг Audible, а также эксклюзивные условия для владельцев устройства Echo.
Nestle
Навык GoodNes с функцией визуально-голосового поиска совместим с браузерами Chrome и Safari и работает на планшетах, ноутбуках и десктопах. Пока вы готовите, вам вслух подскажут, что как нарезать-обжарить и сколько добавить соли и карри, продемонстрируют пошаговую видеоинструкцию в сопряженном браузере, сообщат о пищевой ценности продуктов и позабавят занимательными фактами и видеоподсказками, которые помогут освоить кулинарные приемы. Эту фишку разработала принадлежащая Nestle компания Silicon Valley Innovation Outpost (SVIO) в Сан-Франциско.
Свой навык на той же платформе есть и у бренда Purina, также принадлежащего концерну Nestle; он так и называется «Ask Purina (Спроси у Purina)». Все гениальное просто, не правда ли? Владельцы собак оперативно узнают все самое важное о породах любимцев. Те, кто только подумывает завести пса, быстро получат сведения об особенностях разных пород и выберут ту, которая им подходит. Доступны фильтры по размеру, уровню энергии, линьке, аллергичности и другим индивидуальным чертам. И даже если кто-то не совсем правильно произнесет трудное название породы (а у вас получится с первого раза сказать «ксолоитцкуинтли»?), разработчики позаботились о том, чтобы запрос был распознан. Британская версия дополнена полезными советами по уходу за щенком и рекомендациями по множеству «собачьих» вопросов. Ну как после этого не приобрести корм Purina?
Знаете ли вы? В 2021 году в «Алисе появилась похожая фишка, «Больше муррчаний с Whiskas», предназначенная для кошатников. К сожалению, по состоянию на май 2024 года, она неактивна, а в ответ на просьбу запустить ее выполняется обычный поиск.
Johnnie Walker
Хозяин киски, которая купила бы Whiskas, сам, пожалуй, предпочтет что-то поинтереснее. Например, шотландский виски. Владелец бренда (Diageo plc) не остался в стороне от инноваций и тоже подружился с Алексой. Доступно четыре опции, которые откроются, как только вы подтвердите, что вам уже есть 21 год: «выбрать напиток», «купить бутылку», «азы виски» и «дегустация». Первая поможет вам выбрать бутылку для себя или друга. Расспросив вас о вкусовых предпочтениях и бюджете, вам предложат подходящий вариант и дадут рекомендации по приготовлению коктейлей. Если вы просто ищете, где поближе купить бутылку Johnnie Walker, вам расскажут, где найти ближайший магазин или заказать доставку. В опции «Азы виски» вы узнаете какой-то интересный факт о Johnnie Walker и о напитке вообще. Ну, а если у Вас уже есть бутылка хотя бы одного из основных продуктов, для вас проведут персональную дегустацию и посоветуют, как лучше сервировать напитки.
А как дела в России?
Наши предприниматели учли западный опыт. Так, например, бренд «Растишка» создал увлекательную игру для детей через навык в голосовом помощнике Алисе. Дети узнают, зачем нужен кальций и из чего состоит йогурт, а у родителей, которые видят, что плохому тут не научат, формируется доверие к йогуртам и творожкам с динозавриком Дино на упаковке.
Своя развивалка есть в «Алисе» и у всем знакомой марки шоколадных яиц «Киндер сюрприз». Игра отправляет юных сладкоежек в интерактивное путешествие, где они отвечают на вопросы и расширяют кругозор.
Будущее голосовых технологий и возможные проблемы
Всеобщее увлечение виртуальными собеседниками — не просто дань моде, а стойкий тренд, который вряд ли утратит актуальность в ближайшие десятилетия. Напротив, такие технологии будут только развиваться и дальше. По данным доклада научно исследовательского института Капгемини, 64% потребителей хотят, чтобы друзья-боты еще больше «очеловечились» — любому нравится, когда с ним говорят по-человечески и угадывают, чего ему хочется. А скоро боты научатся предлагать каждому подходящий контент, прежде чем будет сформулирован запрос на основании истории взаимодействия с владельцеми гаджетов. Компании же могут помаленьку сокращать штат, перекладывая обязанности на электронных «сотрудников».
Но не получится ли так, что у юзеров фактически не останется выбора? Или, может быть, у них со временем выработается навык критического отношения к идеям ассистента? Время покажет.
И, конечно, встает вопрос безопасности и неприкосновенности частной жизни. Помощник иногда незаметно активируется, если произнести при нем ключевое слово. Что если «домовой эльф» окажется не преданным Добби, а злобным Кричером (помните, были такие в «Гарри Поттере»?), который охотно поделится информацией о вас с третьими лицами? Остается надеяться, что законодательство будет стоять на страже приватности.
Как бы там ни было, любой предприниматель, желающий продвигать свои товары и услуги, будь он владельцем местной сети из трех пекарен или генеральным директором мега-концерна по производству спортивной одежды, должен присмотреться к этому новому каналу привлечения клиентов.
Кстати, мы в Adlook помогаем монетизировать веб-сайты с помощью видеорекламы. Если у вас есть ресурс с трафиком от 1000 уников в месяц — воспользуйтесь нашим калькулятором и узнайте, сколько вы сможете зарабатывать на рекламе.
На собственном сайте, а также в этом блоге и на виси и составе мы рассказываем об азах programmatic и о трендах в мире интернет-маркетинга. Например, ранее в этом году мы опубликовали статью об Алисе, где поделились советами по оптимизации контента под голосовой поиск Яндекса.
Это был Adlook. На связи!