10. Не прорабатываются корректирующие действия
Корректирующее действие (КД) – действие, предпринятое для устранения причины выявленного несоответствия или другой нежелательной ситуации и направленное на устранение риска или снижение его до допустимого уровня.
Они должны быть проработаны и доведены до сведения сотрудников заранее, до наступления нежелательной ситуации. Также корректирующие действия должны быть задокументированы. Типичный пример нарушения в области КД – при входном контроле обнаружено несоответствие и кладовщик отправляет сырье на базу только сделав звонок п телефону или в рамках устной договоренности, не составляя акта на возврат. Это приводит к тому, что в организации нет подтверждения по проведенной работе с несоответствиями и к отсутствию документированных доказательств в случае контрольно-надзорных мероприятий.
11. Неудовлетворительная разработка и управление документацией
Не все организации уделяют должное внимание этапу разработки документации, а именно инструкций, процедур, стандартов. Часто документы разрабатывают в сжатые сроки не обсуждаются с исполнителями. Порой это приводит к тому, что с такими документами работать невозможно или не удобно, начинается процесс корректировки документов и процедур.
Практика диктует следующую закономерность: чем больше времени потрачено на проработку документов системы ХАССП, тем быстрее происходит их внедрение. Также порой упускают аспект актуализации документации. Следует помнить, что система ХАССП динамична, меняются нормативные документы, оборудование, меню и прочее, соответственно, требуется постоянный анализ и внесение изменений.
12. Неправильная организация внутренних аудитов и применение их результатов
При формировании группы по внутренним проверкам следует помнить, что специалист не должен проверять свою работу и не должен иметь связей с проверяемым подразделением. Это говорит о том, что для большей объективности к внутреннему аудиту рационально привлекать лиц, деятельность которых напрямую не связана с пищеблоком, например, представителей администрации, ответственных по питанию, медиков.
Также следует помнить, что результаты внутреннего аудита - это данные, которые помогут совершенствовать систему ХАССП, а не повод для применения штрафных санкций к сотрудникам пищеблока.
Продолжение следует ...