Гурман – ценитель блюд, любитель необычных сочетаний вкусов, знаток кулинарии, напитков. Это про умение наслаждаться. А если поразмышлять о гурмане как о ценителе жизни, любителе сочетаний различных впечатлений и эмоций, знатока удовольствий и наслаждений в реальной обыденной жизни...
За мелодраматичным названием фильма «Рецепт любви» (режиссер Чан Ань Хунг) скрывается не проходной кулинарный ромком, а один из лучших, тончайших фильмов последних лет о нашей эмоциональной жизни.
Первые полчаса фильма мы завороженно наблюдаем за приготовлением и поглощением изысканного ужина. Без музыки, без ярких диалогов… Что-то есть в этой магии превращения отдельных ингредиентов в изысканные блюда. Это не бытовые сцены обыденной жизни.
Предлагаю посмотреть на фильм как на метафору. Кухня как символическое место в нашей психике, где мы перерабатываем наши впечатления, эмоции, ощущения… Ведь можно просто реагировать на влияние внешнего мира, от эмоций переходить к действиям. Эта жизнь не очень отличается от жизни животных. А можно по-человечески все перерабатывать, предварительно переваривать: распознавать, называть, принимать, анализировать, понимать, придавать смысл и таким образом проживать.
Кухня нашей души - это место, где наши первичные впечатления и эмоции мы объединяем в сложные чувства, наделяем значением для нашей жизни, понимаем их смысл для нашего будущего. Мы соединяем разноголосье внешнего мира, которое врывается в наше личное пространство, во что-то приемлемое для нас, которое не только полезное, но и вкусное. В переработанном виде наши первичные переживания превращаются в сложные чувства, в важные события, в возможность получать удовольствия от жизни. Мы не боимся отравиться этим миром, мы умеем с ним обходиться, ведь у нас есть кухня и умения готовить в ней .
Если в нашей психике есть такая кухня, то мы способны проживать жизнь достаточно счастливо и спокойно несмотря на проблемы и кошмары внешнего мира. Что и делают герои фильма — Доден и Эжени. Как красиво они обращаются с начальными ингредиентами, как они умеют выбрать нужное, найти гармоничные соотношения.
В детстве этой кухней являются наши родители. Не случайно Эжени с большой теплотой рассказывает, что именно мать научила ее готовить. Родители называют наши переживания, часто перерабатывают их за нас. Дают нам знания о том, как обращаться с нашими эмоциями. Берут на себя многие заботы о наших состояниях. Именно они прививают нам вкус к жизни, развивают наши возможности пробовать эту жизнь и принимают ее во всем своем многообразии.
В нашей жизни кроме родителей встречаются люди, которые прививают в нас более тонкие и сложные способности чувствовать мир. Полин попадает на кухню Додена и Эжен и учиться более тонко чувствовать, изысканно готовить.
На основе детского опыта мы способны создавать свои рецепты взаимодействовать с миром, а можем использовать уже опробованные и проверенные рецепты наших родителей или других значимых для нас людей. в фильме Эжени показывает портрет известного кулинара, который повлиял на ее способности готовить.
Близкие отношения у нас завязываются с людьми, которые имеют примерно такой же уровень «кулинарных способностей». Главные герои фильма, Доден и Эжени, яркий тому пример. Каждый обладает талантом готовить. Они не сливаются в единое целое. У них есть личные границы, потому что каждый способен сварить для себя свой бульон жизненного опыта. У каждого есть своя комната, дверь которой не всегда открыта для другого.
Брак — это ужин, который начинается с десерта. Это ведь про то, что в браке мы проживаем сладость принятия чувств друг друга. Если нет десерта в супружеских отношениях, зачем нужен такой ужин в смысле брак.
Если один из пары теряет силы, болеет, то мы пытаемся дать самое дорогое — наши чувства. Мы пытаемся оградить нашего любимого человека от встречи со всем неприятным. Мы готовим ему блюда из наших самых теплых и трепетных чувств. Мы даем возможность насладиться ему нашей заботой и любовью. Как трепетно Доден готовит блюда, как он стремиться создать что-то уникальное и неповторимое. Это уникальное понимают только они, только им принадлежат эти чувства. Карамелизированная груша как образ нежных и сексуальных чувств и фантазий Додена превращается в обнаженную Эжени. Рецепты любви уникальны и понятны только двоим любящим.
Мы сближаемся с человеком, потому что он способен похожим образом чувствовать и переживать мир. Это главное, что рождает настоящую любовь между людьми. Благодаря этому нам легче жить с таким человеком. Мы помогаем друг другу пережевывать реальные трудности и вкушать наслаждение от удач и радости жизни. Не зря Доден на вопрос Эжель о том, кто она для него (жена или кухарка), отвечает, что кухарка.
Когда один из пары уходит, другому всегда тяжело, потому что они помогали друг другу переваривать свою жизнь. Трудно найти замену, потому что должен прийти в жизнь человек с такими же умениями и возможностями переживать события, иначе жизнь становится невкусной. Другой должен быть способен из того, что дает жизнь, сварить такой же суп.
Мы можем жаловаться, что у нас недостаточно ресурсов, возможностей, чтобы готовить вкусные блюда в нашей жизни. Но изобилие не гарантирует удовольствия. Доден с друзьями идет на званый обед к принцу, но не восхищается трапезой. Много всего, но нет гармонии. Он хочет пригласить принца и приготовить пот-о-фе, простое французское блюдо, которое может быть удивительно вкусным. Этим он утверждает, что счастье можно приготовить из простых, доступных ингредиентов. Все дело в умении готовить.