Это единственный достойный фильм, снятый Вадимом Перельманом. В дальнейшем он опустился до "Ёлок", ниже которых опускаться некуда. А начал он вполне достойно. Именно с этой картины. Но на большее его не хватило, увы.
Безусловно, успех фильма во многом произошёл по причине участия в ней Бена Кингсли. Он отлично справился со своей задачей. Кингсли играет бывшего полковника имперской иранской армии Масуда Берани, бежавшего с семьёй с Родины. Исторически речь идёт о 1979 годе, когда Имперское государство Иран в результате революции стало Исламской Республикой Иран. С 1953 по 1979 годы Иран был марионеткой США и Великобритании в их играх против СССР с "холодной войной". С падением этого режима, многие проамериканские холуи побежали из Ирана к своим хозяевам.
К слову, Шохре Агдашлу, сыгравшая супругу Берани, Надере, из числа таких беженцев. Она только начала сниматься у себя в Иране, как случилась революция, и Надере бежала в Англию, а затем в США, став гражданкой. Но ей так и не предлагали никаких ролей, кроме террористок. Спустя 20 лет именно Перельман достал её из нафталина и предложил роль в своей драме.
Мальчик Джонатан Ахдаут, сыгравший сына Масуда и Надере Берани, Эсмаила, родился уже в США, но в семье иранских евреев, также бежавших из Ирана в США в 1982 году. Так что в общем-то подобраны актёры были соответственно случаю.
Сам Вадим Перельман, также эмигрировал вместе с матерью из СССР в очередной свободный "исход евреев", который был в 1970-х. Конечно в Википедии, как всегда, пышно расписано, мол, "Перельман был единственным ребёнком, который жил со своей большой семьей в коммунальной квартире". Ну разумеется в коммунальной, но как можно жить в большой семье, будучи единственным ребёнком - это уже вопрос. Но не суть. То есть снимал тоже не случайный человек в данном вопросе эмиграции.
Сам фильм основан на одноимённом романе Андре Дюбуса III. По словам самого Перельмана, он "читал и плакал", после чего бросился узнавать, можно ли получить права на экранизацию этого произведения.
Кэти Николо (Дженнифер Коннелли) ведёт весьма странный образ жизни. Она живёт в доме, который ей и её брату оставил их отец, выплачивавший за него деньги аж тридцать лет, пока не умер. После его смерти, в доме стала жить Кэти, поскольку брат с матерью поселились в других местах. В этой истории с самого начала непонятно что это такая за семья, где полный хаос в отношениях и раздрай.
Как бы то ни было, разного рода платежи продолжали поступать и после смерти отца, но Кэти беспробудно пьянствовала вместе со своим сожителем и почта у неё скапливалась в виде макулатуры. Через восемь месяцев и игнорирования с её стороны череды уведомлений об оплате долга, к Кэти приходят в дом с полицией и моментально выселяют её. Если бы у нас так делали, то может тогда бы люди зашевелились. А у нас сейчас полстраны сразу выселять надо, в то время как вторая половина платит, несмотря на все сложности.
В фильме акцент стоит на неуплате налогов, которые на Кэти отчего-то не распространялись и потому выселение было незаконным. Но сразу возникает вопрос: а что, за всё остальное она платила? За свет, воду и т.д.? Разумеется нет и потому долгов там и без налогов выше крыше должно было быть. Она пила и не вылезала из постели. Но по фильму нам дают понять что это была ошибка. Тем не менее, на уведомления она не отвечала, а молчание - знак согласия, как известно. Потому всё было сделано законно.
Кэти дом потеряла и он был выставлен на продажу по очень низкой цене, как это бывает в таких случаях у них. У нас такое сейчас тоже представить сложно... Дом тут же купил бывший иранский полковник (как он сам представлялся всем) Масуд Амир Берани (Бен Кинсгли), который бежал из Ирана в США после Исламской революции 1979 года.
Он недавно выгодно выдал замуж свою дочь, потратив все последние сбережения, а сам с женой Надере (Шохре Агдашлу) и сыном Эсмаилом (Джонатан Ахдут) проживал последние четыре года в дорогостоящих апартаментам, пуская пыль в глаза своим мнимым величием. В реальности он работает разнорабочим на дорожных работах и продавцом на бензоколонке, чтобы получать хоть какой-то доход. Поэтому для него такая выгодная покупка - это возможность вернуться к нормальной жизни. Деньги на дорогие апартаменты уже закончились и впереди светит только улица...
Берани планирует привести дом в порядок и продать в четыре раза дороже отданной им цены. Если так можно, то это нормально. Кто бы от такого отказался? Так что к Берани вопросов нет, хотя барыга есть барыга.
Но Кэти Николо, которая не работает и даже не собирается, мыкается сначала по углам, а затем и просто живёт в своей старой машине, не оставляет попытки давить на жалость, чтобы ей вернули дом. Ещё больше её накачивает и подливает масла в огонь местный полицейский, один из помощников шерифа Лестер Бёрдон (Рон Элдард). Будучи женатым на приличной женщине и имеющий двоих маленьких детей, он вступает в интимную связь с опустившейся Кэти. Вместе они начинают смертельно опасную для всех травлю иранской семьи.
И когда казалось бы оптимальное для всех решение найдено и Кэти устроит та малая сумма, что была уплачена за её дом, то происходит трагедия... Вмешивается психопат Лестер, который держит семью Берани в заложниках, угрожая им оружием. Боясь что теперь ему самому грозит срок, Бёрдон не знает что ему делать. Под дулом пистолета он везёт Масуда и Эсмаила в окружной офис для заключения сделки. Уже на улице Лестер начинает грубо обращаться с Масудом, и Эсмаил хватает его пистолет и целится в него.
Масуд хватает Лестера и начинает звать на помощь находившихся поблизости полицейских, но те неверно истолковывают ситуацию и стреляют в Эсмаила, а не в Лестера. Мальчик убит наповал. Сначала полиция арестовывает Масуда, но его освобождают после того, как Лестер признаётся в своих преступлениях.
Масуд непрерывно молится во спасение жизни своего сына, но Эсмаил мёртв. Полагая, что им больше не для чего жить, вернувшись домой Масуд ничего не говорит жене и убивает Надере, подсыпав ей в чай таблетки. Затем он надевает свою старую военную форму, надевает на голову пластиковый пакет и так задыхается, сжимая руку жены.
Кэти обнаруживает эту пару мёртвой на постели и отчаянно пытается реанимировать Масуда, но слишком поздно. Когда тела Масуда и Надере забирают парамедики, полицейский спрашивает Кэти, ей ли принадлежит этот дом. После долгой паузы она отвечает, что нет.
Смотрится фильм с интересом. Несмотря на два часа экранного времени, он не утомляет и не даёт заскучать. Действительно хорошая драма. Странно бывает: до сорока лет ничего не снимать и снять хороший фильм, но и после уже ничего хорошего снято не будет.
Дженнифер Коннелли здесь ещё вроде бы до своих многочисленных неудачных пластических операций. Во всяком случае в следующем, 2004 году, её уже будет не узнать.