Найти тему
Ветеран ВПК

Новые рассказы о самолётах. Последние поршневые.

После окончания Великой отечественной войны, авиация вступила в новую реактивную эру. Однако первые реактивные истребители были слабы и неказисты, а истребители с поршневыми двигателями имели такие высокие боевые качества, что их продолжали проектировать и выпускать массовыми сериями.

МиГ-9 — первый советский турбореактивный истребитель, поднявшийся в воздух. Разработан в ОКБ Микояна и Гуревича, совершил первый полёт 24 апреля 1946 года. В 1946—1948 гг. построено 602 самолёта.
МиГ-9 — первый советский турбореактивный истребитель, поднявшийся в воздух. Разработан в ОКБ Микояна и Гуревича, совершил первый полёт 24 апреля 1946 года. В 1946—1948 гг. построено 602 самолёта.

С июля по декабрь 1947 года летчики НИИ ВВС провели воздушные бои серийного МиГ-9 № 106005 с истребителями Ла-9, P-63C-1 «Кингкобра», «Спитфайр-IX» и Ла-156 с ТРД, оснащенным форсажной камерой. По их результатам стало ясно, что «мигу» лучше в маневренный бой с ними не вступать.

Ла-9
Ла-9

Ла-9 стал для конструкторского КБ Семёна Лавочкина первым целиком цельнометаллическим истребителем. Ведь в мирное время машина живет гораздо дольше, чем в боях, а долговечность древесины очень сильно зависит от условий хранения.

Этот истребитель Лавочкина получил индекс Ла-9. Он получил все тот же старый-добрый поршневой двигатель АШ-82ФН мощностью 1850 л. с. С этим двигателем Ла-9 успешно прошел государственные испытания и в 46-ом году был принят на вооружение.

Высокие летные характеристики Ла-9 были достигнуты благодаря улучшению аэродинамики компоновки планера и установки крыла из ламинарного профиля.

Именно Ла-9 впервые из отечественных истребителей получил полноценное радионавигационное оборудование, которое включало в себя радиополукомпас и аппаратуру опознавания свой-чужой.

Серийно эта машина выпускалась вплоть до конца 49-года, пока в советские военно-воздушные силы не стали поступать первые реактивные МиГ-15. Всего было выпущено порядка 1900 машин.

«В 1947 году, — рассказывал Герой Советского Союза Сергей Крамаренко, – наш полк получил на <войсковые> испытания новый цельнометаллический самолет Ла-9 – великолепную машину. В это время на аэродроме Сейма летчики запасного полка осваивали МиГ-9. Руководство приняло решение провести учебный бой между реактивными и винтомоторными самолетами. Для этого я со своим звеном перелетел на аэродром Сейма. Мы были опытными летчиками, имевшими за плечами не один воздушный бой с немецкими самолетами, а против нас выставили инструкторов полка. Мы набрали побольше высоты и, разогнав самолет, на пикировании сбили все звено «мигов». При этом реактивные МиГ-9 не смогли реализовать свое преимущество в скорости, да и маневрировали очень слабо».

Дальнейшим развитием истребителя стал Ла-11. С принятием на вооружение советских ВВС бомбардировщиков Ту-4 встал вопрос о разработке дальнего истребителя сопровождения этого исполина, так как малая продолжительность полета была ахиллесовой пятой всех советских истребителей того времени.

Конструкция Ла-9 позволяла повысить дальность полета. Конструкторам пришлось сделать машину легче, убрать одну из четырех пушек, что позволило использовать освободившийся объём под дополнительный топливный бак.

Ла-11
Ла-11

После всех доработок самолет успешно прошел государственные испытания и был принят на вооружение как дальний истребитель, который проходил под индексом Ла-11.

Максимальная скорость Ла-11 составляла 674 километров в час, практический потолок чуть более 10 тысяч, а практическая дальность 2235. Производство Ла-11 началось в 1947-ом и продолжалось до 1951-го года.

Аналогичным образом сложилась и послевоенная судьба Як-9, который продолжали выпускать на заводе №153 в Новосибирске.

Самолёт Як-9 (ВК-107А) производства завода №153,
Самолёт Як-9 (ВК-107А) производства завода №153,

Модификация Як-9П отличалась более современным и разнообразным приборным и радиосвязным оборудованием, которое обновлялось и совершенствовалось по мере выпуска самолёта. Был увеличен объём крыльевых баков. Вооружение состояло из двух синхронных пушек Б-20С и унифицированной центральной пушечной установки, как на Як-9УТ.

Производство Як-9П началось в 1946 г. сначала это были самолёты с цельнометаллическим крылом, а с 1947 г. полностью металлические. В конце 1947 г. на машине установили реверсивный винт, благодаря которому длина пробега уменьшилась в 2 раза и пропала опасность капотирования при резком торможении. Производство Як-9П продолжалось до декабря 1948 г.

Як-9П было выпущено 801 экземпляр, часть из которых попала в Корею.

12 июля 1950 года корейский лётчик Ли Дон Гю на Як-9П вошел в историю, как человек первым сбивший стратегический бомбардировщик ВВС США в воздушном бою после окончания Второй мировой войны. Он атаковал группу В-29 и сбил В-29А б/н 44-69866 из 28-й БАЭ 19-й БАГ ВВС США. Экипаж сумел дотянуть до моря и выбросился с парашютами. ВВС США признали потерю.

-5

Ли Дон Гю и Ким Гин Ок - асы первых боев ВВС КНДР.

Ли Дон Гю командир истребительного полка ВВС КНДР, ас корейской войны - 5 (по другим данным 8) сбитых самолетов противника, в том числе первый стратегический бомбардировщик В-29, а 12 июля 1950 года и первый сбитый реактивный самолет противника - 19 июля во время очередного налета американцев пилотируя Як-9П в групповом бою атаковал и сбил F-80C капитана ВВС США Х. Оделла, и американцы уже не могли не признать потерю.

Ким Гин Ок - командир эскадрильи в том же полку. По данным корейцев на его счету целых три сбитых В-29, а общее количество сбитых самолетов противника - 10.

Также 10 побед на счету Кан Чон Дока.

Як-9П с мотором М-107 был очень хорош. Скорость, по результатам испытаний серийных машин, составляла 590 км в час у земли и 660 км в час на высоте - и это на режиме двигателя 3000 оборотов в минуту, без использования боевого режима 3200 оборотов. Великолепная маневренность давала Яку безусловное превосходство над любым американским поршневым истребителем - ни Мустанг, ни Корсар не могли сравниться с Як-9П в этом отношении.

Однако с появлением реактивных одноклассников МиГ-15-го, поршневым Як-9 и Ла-11 пришлось туго. Их эра уходила в закат.