Ранее, с учетом основной инициативной линии на Юго-западном стратегическом направлении театра войны, в одной из статей попытался спрогнозировать нашу наступательную операцию в Донбассе на одном главном и двух вспомогательных направлениях в летней кампании 2024 года.
При чем, исходя из известных сведений о силах/средствах сторон, их расстановке, резервах, местности, конфигурации ЛБС и характера тех или иных боевых действий, данный прогноз имел максимально оптимистический уровень.
Далее рассмотрел маловероятный вариант «сюрприза» для врага - перенос нашей главной наступательной операции в кампании 2024 года на сейчас второстепенное Харьковское операционное направление в оперативный район в большой излучине реки Северский Донец с отказом нашего командования от проведения наступательной операции в Донбассе.
Подробно излагал про вариант этой операции здесь.
В данной публикации, решил коснуться имеющихся у ВС РФ проблем на Донбассе и изложить пессимистический прогноз возможного развития военных действий в ходе нашего наступления в летней кампании.
Тем, кто читал вышеуказанные публикации - напомню, а тем, кто не знаком с ними - поясню, относительно генерального сражения, занимающего центральное место в наступательной операции на Донбассе на главном направлении, суть и основные его элементы.
Цель - создать широкий выступ (удобный плацдарм) для последующего в перспективе рассечения обороны противника в ДНР между двумя основными логистическими центрами и дорожно-транспортными узлами - городами Покровском и Краматорском.
Задача - взять город Константиновку, рокадную дорогу оперативного значения между Покровском и Краматорском, проходящую через Константиновку, с одновременным двойным охватом Торецкого оборонительного района противника севернее Горловки.
Решение - нанесение двух ударов на Константиновку с господствующих над местностью возвышенностей по сходящимся направлениям - из района пгт Очеретино (с юго-запада на северо-восток) и из района Часов Яра (с востока на запад).
Силы и средства, их действия:
- Группировка войск (ГВ) «Центр» - наступает с плацдарма Очеретино, после овладения Авдеевским оборонительным районом;
- Бахмутская оперативная группа из состава войск правого крыла ГВ «Юг» - наступает с плацдарма Часов Яра, после овладения городом и его окрестностями.
И тут понятно, что прежде чем приступить к проведению такого наступления необходимо создать предварительные условия - сформировать «стартовые» позиции, то есть удобные плацдармы и опорные районы для наступления от пгт Очеретино и соответственно от города Часов Яра.
Для этого требуется - овладеть большей частью Авдеевского оборонительного района с выходом как можно ближе к реке Волчьей и укрепрайоном противника в городе Часов Яре с прилегающими окрестностями.
Созданию этих условий посвящены действия нашего командования и войск на Донбассе с конца летней кампании 2023 года по настоящее время на протяжении последних 8 месяцев.
Но, к сожалению, сделать это окончательно не удаётся и по моему субъективному предположению в планируемых сроках (больших по меркам даже позиционной войны), с учетом активных контрмер со стороны противника и оказания помощи ему со стороны альянса союзников, мы уже отстаем минимум на месяц. То есть, вместо короткой оперативной паузы и интенсивной подготовки операции с началом летней кампании после первой декады апреля все ещё создаём для неё предварительные условия.
Каковы проблемы?
- Проблема с Часов Яром
Для преодоления главного оборонительного рубежа противника и обеспечения штурма Часов Яра, необходимо расширить фронт выхода передовых подразделений российских войск севернее микрорайона «Канал» города - взять сам этот микрорайон и село Калиновку (на высотах), и южнее - взять лес с холмами перед посёлком Ступочки и часть обширной возвышенности между селом Ивановское и селом Клещеевка, либо выполнить в полном объёме хотя бы одну из этих задач.
Решение данных задач либо одной из них создаст предпосылки для успеха в прорыве над подземными участками канала Северский Донец - Донбасс.
Пока нашим войскам не удалось выйти на барьерный рубеж по каналу Северский Донец-Донбасс в районе Часов Яра в указанной на схеме карты полосе ни севернее, ни южнее заказника Ступки Голубовские-2, а потому штурм Часов Яра и прорыв обороны по линии канала сейчас не имеет шансов на успех.
Участок западнее Ивановского в заказнике Ступки Голубовские-2 слишком узок, является пока единственным, угрожающим прорывом над «сухим» участком канала в город.
По этой причине командование врага без особых проблем концентрирует здесь основные усилия в обороне, сосредотачивая в лесу на склоне большой возвышенности, выходящей в центр города, крупные силы и плотный огонь.
Кроме того, оно уже показало как будет действовать, если нашим удастся прорваться над каналом в заказнике Ступки Голубовские -2 - это будет контрудар в растянутый левый фланг из леса на холмах в направлении села Ивановского.
Если пробиваться на севере по лесной низине из села Богдановки, то наши войска даже в случае пересечения «сухого» участка канала попадают в котловину перед жилой застройкой Часов Яра и «в огневой мешок» - прострел вдоль лощины в которой находится Богдановка, и с высот от ж/д и со стороны Калиновки с соответствующими одним или несколькими контрударами с высот.
В обоих случаях существенно влияет на обстановку и возможности, то в чьих руках при указанных вариантах будет центральная передовая позиция в микрорайоне «Канал» города Часов Яра. Если в наших, то один из вариантов или сразу оба, хоть и с большим трудом без расширения полосы участка прорыва, попробовать станет все же возможным. Однако эта передовая позиция являет собой высотную застройку и мощный оборонительный узел, поддерживаемый огнем всех видов с вершины обширного холма из-за канала, на котором расположен центр города. Наши подразделения атакуют этот оборонительный узел полтора месяца и пока результат минимальный, хотя потери значительные.
В настоящее время, насколько я понимаю, наше командование главной задачей считает - вытеснение противника наступлением из района сел Клещеевка и Андреевка. То есть, расширяем полосу участка прорыва через канал не от села Ивановское, а заходом во фланг и тыл противнику с другой стороны возвышенности юго-западнее Бахмута.
Однако противник сдал нам «Клещеевскую яму» и низкие высоты восточнее, тогда как за командные высоты северо-западнее этого рубежа дерётся отчаянно.
Лично для меня в такой ситуации по-прежнему остается не понятным (об этом много писал не раз) - почему наше командование не направит войска «по тропе Вагнера», а именно, нанося главный удар по возвышенности вдоль канала со стороны сел Курдюмовки и Зеленополья, находясь как бы в одной горизонтали с противником, а прилагает основные усилия, чтобы пробиться на возвышенность из низин со стороны Бахмута, одновременно атакуя «в лоб», и стараясь закрепиться в микрорайоне «Канал», в восточной части города Часов Яра.
Вообщем пока под Часов Яром, несмотря на наличие минимальных успехов, в последнее время все продвигается у наших достаточно туго.
- Проблема Очеретино
Продвижение войск нашей ГВ «Центр» вдоль ж/д, ведущей из Авдеевки в северо-западном направлении по общей дирекции Очеретино - Новоалександровка, не только открыло перед нашим командованием ряд оперативных перспектив, но и поставило массу дополнительных задач, которые нужно решить, чтобы получить шанс на практическую реализацию указанных перспектив. Иначе весь этот прорыв рискует сойти к нулю. Дабы не допустить такого, командованию ГВ «Центр» приходится не только думать о реализации полученного результата на острие наступления, но и постоянно заботиться о том, как сохранить добытое.
Тут речь снова о флангах.
Пока наши войска вели бои непосредственно в Очеретено и в его ближайших окрестностях вдоль ж/д, наступая по командной возвышенности на северо-запад, то для обеспечения флангов можно было ограничиться взятием Новобахмутовки, Соловьево (слева -юго-западный фланг) и Новокалиново, Керамиком (справа - восточный фланг) и решать это относительно ограниченными силами.
Но при дальнейшем продвижении значительно далее Очеретино в направлении Новоалександровки, автоматически требуется раздвигаться и расширять фланги, которые и обеспечивают развитие удара в желаемую глубину на острие клина. Что требует наращивания и ввода в бой дополнительных сил, как на острие удара, так и по флангам.
После взятия Керамика, Новокалиново, Архангельского, вытеснения войск противника за каскад прудов севернее последнего села, с одновременным продвижением к автодороге Авдеевка - Константиновка, идущей вдоль села Сухая Балка (по западному краю Торецкого оборонительного района), полагаю, что с правым (восточным) флангом в районе Очеретино все удовлетворительно, хотя для надежности требуется все же продвижение между сёлами Новоалександровка и Калиново.
А вот на левом (юго-западном) фланге занятие Новобахмутовки и Соловьево, не хватает для надежного обеспечения передовых подразделений наших мотострелковых бригад, ведущих бои за Новоалександровку. Нужно занимать, как минимум рубеж посёлков Сокол и Восход, села Новопокровское южнее, и очень желательно полностью зачистить сохраняющийся выступ противника на высотах западнее линии сел Бердычи - Семеновка- Орловка с выходом к ближним поступам к Новоселовки Первой.
Однако уже прошло больше недели, а эту задачу наши так и не смогли выполнить. Поэтому российские войска «тормозят» в районе Новоалександровки, так как возможность флангового контрудара противника в направлении Очеретино со стороны поселка Сокол и села Новопокровское выглядит вполне вероятной.
В настоящее время, упершись в устойчивую и упорную оборону противника на рубеже сел Новоалександровка-Сокол-Новопокровка, наше командование после овладения селами Нетайлово и Уманское, а также дорогой между ними, наряду с боями за опорный пункт тылового района противника в Яснобродовке, развернуло наступление из Уманского вдоль автодороги на Новоселовку Первую, нанося удар по южному флангу противника на выступе перед линией западнее Орловка-Семеновка-Бердычи. Российские войска здесь имеют успех, их продвижение создало угрозу окружения передовых подразделений противника. Однако фланг и тыл нашей группировки наступающей на Новоалександровку пока не обеспечен.
Вообщем по схемам видно, что в сложившейся обстановке наши усилия по прорыву в Новоалександровку, как и наращивание сил в ударном клине - это большой риск.
Вкапываться в полевых лесопосадках и что-то оборонительное строить на достигнутых рубежах северо-западнее Очеретино, как и организовать полноценное тыловое обеспечение выдвинутого клина, нашим будет тяжело. Потому что клин простреливается с обоих флангов насквозь и немаленькой номенклатурой средств поражения. Помимо этого, враг постоянно увеличивает и массирует дроны «в нижнем небе». При таких обстоятельствах не остается выбора, как попытаться пробиваться в Новоалександровку и закрепиться в ее юго-восточной части. Что улучшит хотя бы положение подразделений по переднему краю, чем сейчас и занимаются наши штурмовики. Вообщем наш наступательный клин из Очеретино на Новоалександровку, что называется, «подвисает».
В целом, пока формирование Очеретинского плацдарма и зачистка Авдеевского оборонительного района противника восточнее реки Волчья, существенно замедлилось в сравнении с апрельскими боями и результатами.
При таких обстоятельствах не исключается попадание в цейтнот со сроками операции. Поскольку дальнейшее затягивание позволяет противнику все сильнее крепить свою оборону и формировать резервы, чему в немалой степени способствует начавшийся поток военно-экономической помощи альянса союзников врага, снижение мобилизационного возраста и прочая жесть по новому мобилизационному закону незалежной.
Видимо, поэтому пришлось начать Харьковскую наступательную операцию по отвлечению вражьих сил/средств на второстепенное направление.
Допускаю, что «включить насос» до начала основной операции пришлось вынуждено, как раз с целью облегчения создания предварительных условий и «стартовых» позиций для ее начала, а не для облегчения проведения самой операции, что в общем не очень хорошо, хотя тоже работает.
Что же будет, если «харьковский насос» исчерпает тягу и выключится, а предварительные благоприятные условия и «стартовые позиции» для проведения главной операции в Донбассе так и не будут созданы?
Во-первых, в такой ситуации возникает большая угроза в срыве и отмене генеральной операции, поскольку возможности противодействия противника с течение времени могут увеличиться до уровня непреодолимости обороны на направлении главных ударов.
Во-вторых, пропаганда в медиасреде станет раскручивать достигнутые наши оперативно-тактические результаты в двух вышеупомянутых базовых районах (считаю, что они все же будут достигнуты) по созданию «стартовых позиций» - как большие какие-то стратегические победы.
В-третьих, это все не станет окончательным каким-то крахом для нас в летней кампании. Все же сохранится возможность проведения частной операции на одном из вспомогательных направлений относительного главного, это:
1). Ликвидация плацдарма на реке Чёрный Жеребец с выходом на город Лиман и срезание Северского выступа врага, с созданием благоприятных условий и «стартовых позиций» перспективы наступления вдоль Северского Донца на Славянско-Краматорском агломерацию.
2). Срезание Угледарского выступа врага и окончательное взятие города Красногоровки, с последующим прорывом/продавливанием обороны противника на линии Курахово - Великая Новоселовка, с созданием условий для перспективы наступления на охват Покровска с юго-запада.
Таким образом, скатывание к частной операции на одном из вспомогательных направлений в Донбассе и успешное ее проведение тоже будет является победным результатом, но это примерно 1/3 итогового результата от оптимистичного прогноза на Донбассе.
Что же будет, если наша Объединённая группировка войск в СВО не сможет добиться полного успеха и в частной операции ни на одном из вспомогательных направлений?
Полагаю, что в этом случае в ходе летней кампании ВС РФ выполнят задачи зимней кампании по созданию благоприятных условий и «стартовых позиций» для большого летнего наступления, осуществят некое выравнивание ЛБС, с полной/частичной ликвидацией вражеских вклинений:
-окончательное овладение Авдеевским оборонительным районом противника,
-выход на рубеж канала «Северский Донец- Донбасс» по всей его линии от Часов Яра до Курдюмовки с занятием обширной возвышенности нависающей над Бахмутом с юго-запада,
-взятие города Красногоровки и срезание Угледарского выступа,
-возможно некоторое обжатие Северского выступа и ликвидация плацдарма противника на реке Чёрный Жеребец восточнее города Лимана.
То есть, вместо такого оптимистичного положения линии фронта в Донбассе
Будет вот такое пессимистичное
Бонусом к этому могут быть ограниченные успехи и территориальные приобретения в Харьковской области по линии реки Волчья со взятием Волчанска и продвижение у Липцов ближе к Харькову, либо даже отвоевание нескольких приграничных сел где-то на Сумском направлении.
Этот результат тоже будет в общем победным и по своим итогам кратно превосходящим то, чего добился Киев в летней кампании 2023 года. Однако по своей сути станет эдаким «отставанием в ведении нынешней войны» со стороны РФ более чем на полгода от максимально возможных достижений при проводимой нашим высшим руководством политики ограниченной войны - ведения «большой» войны, как «маленькой». О сути данной политики излагал здесь
И только, в случае если наше командование и войска, не смогут достичь к октябрю, близких к обозначенным выше, наиболее скоромных результатов в летней кампании, ее можно будет считать проваленной. Но даже и в таком случае признать наступательную операцию поражением полностью нельзя без учета и оценки потерь сторон в живой силе, вооружениях, технике и расходах средств МТО. Главное при таких обстоятельствах не допустить осенью 2024 года чего-то подобного осени 2022 года. Надеюсь до такого не дойдёт.
Полагаю, что могу ошибаться в некоторых масштабах, нюансах положения дел на фронте и перспектив летней кампании, идущей уже больше месяца, но о чем можно сейчас заявить достаточно уверенно на основании общей картины войны, сложившейся к началу лета 2024 года в попытке нашего высшего руководства «обмануть судьбу» в смысле законов и принципов войны, а также экономики, так это о том, что до конца года при сохранении прежней военной политики и стратегии Москвы:
1). Харьков взят не будет.
2). Буферная зона глубиной до 30-40 км, исключающая применение по нашему приграничью большей части видов артиллерии и обнуляющая возможности рейдово-диверсионных операций на наиболее значимых и протяжённых участках госграницы, создана не будет.
3). Полного освобождения Донбасса в административных границах ДНР не произойдёт.
4). Какие-либо рассуждения и мечты относительно форсирования Днепра или проведении десантной морской операции для вклинения в Причерноморье, а также о выходах к Запорожью, таковыми и останутся.
5). Удары натовским дальнобоем по нашей территории скорее будут, чем нет.
6). Коренного и окончательного перелома в войне с глобальным поражением незалежной, прекращения дозированного военно-экономического ее содержания кооперацией союзников во главе с США, достижения истощения степени ее сил, влекущих обрушение фронта, не произойдёт.
7). Применение ТЯО, а тем более оперативного или стратегического ЯО, в ходе военных действий не будет. Как не случится никакого открытого, прямого вмешательства и участия в боевых действиях войск НАТО.
8). Киев будет оставаться в течение года в стратегической обороне, но постарается постепенно сделать ее более активной, нанести на отдельных участках сильные контрудары и лишить ВС РФ тотальной инициативы на театре войны.
9). Внешнеполитическая коньюктурв для России останется туманной.
10). Если Кремль не пойдёт на «пахабный мир» на основе Стамбульских договорённостей марта 2022 года, о чем размышлял недавно наш президент, или для этого не сложится условий глубокой осенью 2024, то война «уйдёт» однозначно в 2025 год.
В общем как-то так.
Уважаемые читатели - те которые прониклись ура-патриотическим настроем на волне шапкозакидательской пропаганды, оценивающие незалежную, как врага «на издыхании», а коллективный Запад слабым в стратегическом противостоянии с РФ, возводящие президента в ранг своего личного кумира и безгранично верящие в безупречность действий нашего высшего политруководства, кому данная статья может сильно испортить настроение, не торопитесь кидать в меня тапками, обвинять в «ципсошничесиве», зачислять во «враги народа». Зная теперь теперь о сути политики ограниченной войны, в полном объёме о моих субъективных оценках и прогнозах дальнейшего хода войны на перспективу до глубокой осени этого года при самом оптимистичном и пессимистичном для нас сценариях, предлагаю просто снять «розовые очки» и внимательно следить за событиями на фронте, дабы разобраться в моей правоте или не правоте.
Подчёркиваю, что не являюсь оракулом, не претендую на истину в последней инстанции, не обладаю всей полнотой информации доступной Генштабу, не имею за плечами военных академий, поэтому не исключаю некоторых собственных ошибки в оценке обстановки и в перспективах ее развития, как в лучшую, так и в худшую для нас стороны.
Полагаю, что надо иметь смелость прямо смотреть на реальную действительность, даже если она не нравится, а потому никакого «всепропальщества» в моих текстах нет. Врагу нас не победить, если нас не предадут, но в конспирологии и предательство высшим политруководством во главе с нашим Верховным интересов Родины, не верю, и если сами не рассобачимся в край и не сольёмся. Однако враг силён и опасен, борьба будет долгой.
Все уважаемые читатели моего канала, спасибо всем кто дочитал до конца, если вам нравятся мои публикации не забудьте поддержать лайком, пишите свои комментарии.
Воевать нам надо в любом случае и побеждать, никакого другого выбора у России в данный момент не имеется.
Победы нам! Храни Господь всех наших воинов!