История еще одной долгоиграющей разработки подошла к концу: новая межконтинентальная баллистическая ракета морского базирования Р-30 «Булава» официально принята на вооружение. Технологический кризис 90-х преодолен?
Ракета поступает в войска
«7 мая этого года подписан указ о принятии на вооружение ракетного комплекса «Булава», — заявил 14 мая генеральный конструктор Московского института теплотехники Юрий Соломонов (ТАСС).
Ракета поступит в войска в составе пускового комплекса Д-30, которым планируют оснащать подводные крейсеры проекта «Борей». «Булава» может нести от 6 до 10 блоков индивидуального наведения, имеет дальность до 9,3 тысяч км, стартовую массу — 36,8 т и забрасываемый вес — 1150 кг.
Сам факт появления этой ракеты можно считать свидетельством того, что Россия сумела перешагнуть разруху 90-х, ведь именно с того момента, целую четверть века, разработку доводили до ума.
«”Булава” — это лакмусовая бумага, которая говорит о том, сумеет ли Россия перешагнуть глубокий технологический кризис, возникший по итогам лихих девяностых. <...> Так что принятие «Булавы» — это своего рода свидетельство того, что наша оборонная промышленность избавилась от тяжкого наследия и существенно обновилась», — говорил еще в 2009 году главнокомандующий Военно-морским флотом РФ адмирал Владимир Высоцкий (источник: «Время — вперед!»).
Переход к твердому топливу
«Булаву» начали разрабатывать в тяжелом 1998 году. Мало того, страна переживала не лучшие времена, так еще и задача предстояла нелегкая, ведь инженерам нужно было перевести МБР на твердое топливо. Советским специалистам, привыкшим работать с жидкотопливными ракетами, пришлось изрядно потрудиться, но руки они не опускали до победного конца.
Изначально планировалось, что «Булава» пойдет на вооружение уже в 2004 году, но испытания проходили с переменным успехом. С 2005 по 2017 год было проведено 27 испытательных пусков, из которых успешными оказались менее половины. То давала сбой система управления, то отказывали вторая и третья ступени, то не срабатывало разведение боеголовок.
Тем не менее недостатки все-таки устранили, и у России появилась уникальная возможность создавать как твердотопливные, так и жидкотопливные ракеты, что является своего рода ответом на противостояние американской и советской концепции времен гонки вооружений. Ракеты на твердом топливе выигрывают за счет того, что могут создавать залп быстро и незаметно, из-за чего их гораздо сложнее перехватить на начальном участке. Кроме того, твердотопливные модели устойчивее к различным поражающим факторам. Жидкотопливные, с другой стороны, могут переносить больше груза и обходятся подешевле.
Везде есть плюсы и минусы, так что иметь в арсенале оба варианта будет явно нелишним.
Читайте также:
Материал создан при поддержке проекта SFERA
Чтобы не потерять нас, подпишитесь на telegram-канал, который мы ведём для проекта SFERA. Экстренные новости будут в закреплённых сообщениях.