Найти тему
АиФ-Омск

Театр с молодой душой. Омская драма отмечает 150-летие

Оглавление
   Спектакль "Омское время" будет показан только дважды.
Спектакль "Омское время" будет показан только дважды.

28 мая 1874 года Омская городская дума одобрила предложение военного губернатора Акмолинской области образовать театральную дирекцию и передать в её управление здание театра, построенное на деньги, собранные горожанами. Этот день считается днём основания омского Драмтеатра.

Почти четверть века служит в Омском государственном академическом театре драмы его директор Виктор Лапухин. «Отвлекался», правда, на пять лет, пока был министром культуры региона, но вернулся в любимое здание на ул. Ленина.

О том, как задумывалось празднование 150-летия Омской драмы, кто написал пьесу «Омское время» и кто в юбилейном спектакле будет играть, omsk.aif.ru рассказал сам директор.

Думаем только об этом

Ольга Коробова, omsk.aif.ru: Виктор Прокопьевич, как давно в театре начали подготовку к 150-летию?

Виктор Лапухин: То, что 150 лет театру будет 28 мая 2024 года, мы все понимали очень давно и занимались этим вопросом. Но активная подготовка началась где-то с середины прошлого года, и все последние месяцы только об этом говорим и думаем, и всё претворяем.

   Сцена из спектакля "Гроза". Фото: Омский академический театр драмы
Сцена из спектакля "Гроза". Фото: Омский академический театр драмы

Мы подсчитали, что экс-омичей, которые оставили глубокий след в истории нашего театра и на данный момент живут в других городах и странах, примерно 70 человек. Не все из них смогли приехать на юбилей, особенно те, что живут в Европе, но всё же более 30 человек будут 28 мая с нами.

Мы сделали так, что «Театр на Васильевском» с 1 июня открывает у нас свои гастроли. И артисты – Юрий Ицков, Надежда Живодёрова, Сергей Лысов, Давид и Илона Бродские – да там полтруппы омичей! – все приедут заранее на празднование юбилея и останутся на гастроли (кстати, все билеты на их спектакли давно проданы).

- Где всё будет происходить?

   Фойе Камерной сцены им. Н. Ожиговой. Фото: Омский академический театр драмы
Фойе Камерной сцены им. Н. Ожиговой. Фото: Омский академический театр драмы

- Камерная сцена нашего театра – место встреч в рамках 150-летия. На ней идут и ретроспективные показы спектаклей, и творческие встречи с гостями и актёрами нашего театра, что служили здесь в одно время.

Так, например, 26 мая пройдет встреча с Геннадием Тростянецким, который был главным режиссёром с 1980 по 1987 годы. В ней принимают участие народные артисты России Валерий Алексеев и Валерия Прокоп, заслуженные артисты России Николай Михалевский и Татьяна Филоненко, заслуженные деятели культуры Омской области Элеонора Кремель, Марина Кройтор, Любовь Трандина.

27 мая творческая встреча с Владимиром Петровым (он был главным режиссером с 1995 по 2001 годы), Борисом Мездричем (директор театра с 1989 по 2001 годы), Ольгой Никифоровой (завлит с 1996 по 2001 годы, автор пьесы «Омское время) и народным артистом России Юрием Ицковым.

29 мая творческая встреча с народным артистом России Николаем Чиндяйкиным (он приедет позже всех, поэтому встреча с ним стоит особняком, но желающих очень много).И конечно, главное событие – юбилейный спектакль «Омское время» на Основной сцене 28-го мая, на котором соберутся все.

   Артисты должны получать ответ от зрителей - их профессия требует максимальной отдачи. Фото: Омский академический театр драмы
Артисты должны получать ответ от зрителей - их профессия требует максимальной отдачи. Фото: Омский академический театр драмы

- Главный день – 28 мая. Специально для него была написана пьеса и поставлен спектакль?

- Да. Драматургом и художественным руководителем постановки выступает Ольга Никифорова, вместе с ней над юбилейным спектаклем работает наш бывший актёр, а ныне главный режиссер театра «Студия» Л. Ермолаевой» заслуженный артист России Сергей Волков и наш актёр, заслуженный артист России Олег Теплоухов.

В этой постановке задействована вся наша труппа (а это около 50 человек) и все, кто к нам приезжает. То есть около 80 человек окажется на сцене в этот вечер! Художник-постановщик Илья Кутянский, хореограф – Анна Закусова, художник по свету – Дмитрий Зименко, а музыкальный руководитель – заслуженный деятель культуры Омской области Виктория Сухинина.

   Главный режиссёр театра Георгий Цхвирава. Фото: Омский академический театр драмы
Главный режиссёр театра Георгий Цхвирава. Фото: Омский академический театр драмы

Мы с самого начала присутствовали на читках – здорово получается! Написано весело и интересно, где-то грустно, но с теплотой и с большой любовью к театру. Мы повторим этот спектакль 30 мая для омского зрителя.

Также в рамках юбилейных мероприятий состоится торжественное открытие мемориальной доски заслуженному работнику культуры России Мигдату Ханжарову. Мигдат Нуртдинович был директором нашего театра с 1962 по 1988 годы.

Именно в ханжаровскую эпоху наш театр стал регулярно выезжать на гастроли, принимать участие в театральных конкурсах, о нём заговорили как о явлении в театральном мире. Главными режиссёрами при Ханжарове были Ефим Хигерович, Яков Киржнер, Артур Хайкин, Геннадий Тростянецкий.

В то время наш театр получил две Государственные премии (за спектакли «Солдатская вдова» и «У войны – не женское лицо»), орден Трудового Красного Знамени и звание академического.

Золотомасочные и титулованные

- «Золотой маски» во времена Ханжарова ещё не было, она появилась позже. Сколько их сейчас у театра?

   Спектакль "Небо позднего августа" в этом году номинирован на "Золотую маску". Фото: Омский академический театр драмы
Спектакль "Небо позднего августа" в этом году номинирован на "Золотую маску". Фото: Омский академический театр драмы

- На момент моего прихода их был четыре: одна у народной артистки России Е. И. Псарёвой и три за спектакль «Женщина в песках» по роману Кобо Абэ. Сейчас у нас семь «Золотых масок», восьмой был удостоен председатель нашего попечительного совета, экс-губернатор Л. К. Полежаев за поддержку театрального искусства России.

- Театр, как известно, начинается с вешалки. Это я о том, что театр это не только труппа, как привычно думает большинство людей.

- 25 лет назад штатных единиц было 362, сейчас 220. И у нас есть люди, которые работают по 30-40-50 лет! Когда я пришёл сюда в 2001 году, было время такое, что артисты ходили в местный буфет под запись. Театр не платил налоги, и не только наш, а вообще вся сфера культуры – лишь бы только зарплату отдать людям. Это было трудное время, но театр выстоял, никто не уехал, все работали.

Всех сотрудников, которые служат у нас много лет, в дни юбилея мы награждаем и называем поимённо в нашем спектакле «Омское время».

- Как, на ваш взгляд, сегодня наш театр выглядит на фоне других сибирских коллег?

   Олег Теплоухов в роли Папы в спектакле Романа Габриа "С днём рождения, Папа!". Фото: Омский академический театр драмы
Олег Теплоухов в роли Папы в спектакле Романа Габриа "С днём рождения, Папа!". Фото: Омский академический театр драмы

- На сегодняшний день Омский академический театр драмы – самый именитый и титулованный в Сибири, и к юбилею он подошёл с достойным багажом. На всех фестивалях в стране мы бываем, на гастроли в Москву ездим раз в два года; так как дружим с театром им. Вахтангова, на других сценах мы и не играем. И Москва – это как лакмусовая бумажка: сейчас нас там уже ждут, и билеты раскупают заранее. У нас дружба с вахтанговцами настоящая.

Когда ещё был жив Михаил Александрович (Ульянов. – Ред.), он уже болел, на сцену не выходил, но как руководитель театра приезжал в Омск на гастроли. Как-то мы его провожали рано утром на самолёт, и он сказал: «Меня не будет, и все про Омск забудут, никому это не надо». На какое-то время так и случилось.

Но когда пришёл Кирилл Крок (нынешний директор театра им. Вахтангова. – Ред.), он решил вернуть традицию, и с тех пор мы возобновили обменные гастроли: раз в два года они у нас, а мы у них.

Для нашего театра показывать спектакли в центре Москвы – это престижно и очень ответственно, мы к этим гастролям тщательно готовимся. И дружба крепка, Кирилл Игоревич приедет к нам на юбилей. Надеюсь, и после нас эта традиция с обменными гастролями останется.

   Спектакль "На чемоданах" много лет идёт на сцене Омской драмы. Фото: Омский академический театр драмы
Спектакль "На чемоданах" много лет идёт на сцене Омской драмы. Фото: Омский академический театр драмы

- Много лет главным режиссёром театра является Георгий Цхвирава. При этом у вас очень много приглашённых режиссёров-постановщиков. Почему?

- Действительно, с Георгием Зурабовичем мы вместе уже около 15 лет служим, а когда-то он как очередной режиссёр начинал в нашем театре. У нас давно заведено, что мы приглашаем известных, лучших режиссёров страны (и не обязательно из Москвы или Санкт-Петербурга).

У нас в репертуаре порядка 40 спектаклей, каждый год мы выпускаем по 5-7 премьер! Конечно, когда выпускается такое количество новых спектаклей, просто необходимо приглашать разных режиссёров.

Актёры и педагоги

   Руслан Шапорин в "Свадьбе Кречинского". Фото: Омский академический театр драмы
Руслан Шапорин в "Свадьбе Кречинского". Фото: Омский академический театр драмы

- Вы сказали о том, что половина труппы «Театра на Васильевском» - экс-омичи, и все они из Омской драмы. Как пополняете труппу? Понятно, что вчерашних студентов вряд ли берёте?

- Лет восемь назад Георгий Цхвирава набирал свой курс в ОмГУ, на первом курсе у него было шестнадцать человек, выпустилось восемь; мы взяли сразу четверых.

А так раз в два года мы проводим творческое прослушивание, на последнее приехали со всей страны около 50 человек. Труппа укомплектована.

И наши актёры преподают: заслуженные артисты России Олег Теплоухов в ОмГУ, заслуженный артист России Александр Гончарук – в Музыкально-педагогическом колледже, у Руслана Шапорина школа под эгидой нашего театра, но мы не ставим задачу готовить кадры для нас. В регионе 10 театров – я уверен, их выпускники найдут работу.

- Можно ли назвать Омскую драму молодой?

   Александр Гончарук в постановке по Достоевскому "Свидригайлов. Сны". Фото: Омский академический театр драмы
Александр Гончарук в постановке по Достоевскому "Свидригайлов. Сны". Фото: Омский академический театр драмы

Омская драма молода душой! Есть и актеры среднего возраста, и молодые – труппа сбалансирована. Есть ветераны, которым 70-80, без них театр не может существовать.

- Как вы считаете, всё-таки театр должен подтягивать зрителя до своего высокого уровня или реагировать на запрос зрителя и ставить то, что хочет публика?

- Если театр будет подстраиваться под зрителя, у нас везде будут идти одни комедии. Театр должен воспитывать – и юных, и взрослых. Вот самая свежая наша премьера – «Похороните меня за плинтусом», поставил Роман Габриа (это его второй спектакль в нашем театре).

Были опасения, как отнесётся зритель. Не поверите – полчаса после спектакля зрители не отпускали! Давно такого не было. Это значит, что задело за живое. И таких примеров в нашей жизни сколько угодно.

   Вновь возрождённый спектакль "Любовь и голуби" - отличный мюзикл. Фото: Омский академический театр драмы/ Андрей Кудрявцев
Вновь возрождённый спектакль "Любовь и голуби" - отличный мюзикл. Фото: Омский академический театр драмы/ Андрей Кудрявцев

Конечно, есть и классика, которая полезна для зрителя и для театра. Коллектив творческий растёт на классике, и не важно, российская она или зарубежная. У нас сбалансированный репертуар.

- Об Омской драме написано много книг. Будет ли книга к этому юбилею?

- Безусловно, мы её готовим – тираж оплатил один из известных меценатов. Вначале из-за технических причин мы не успевали к дате, а потом не стали и торопиться: решили, что как раз эпилогом книги станет репортаж о праздновании нашего юбилея. И выйдет она в августе. 500 экземпляров – солидный такой фолиант.