Идея спектакля «Кладбище понтов» из репертуара театра «Модерн» родилась из небольшого наброска сценария. Автор Рина Ю. хотела воплотить свою идею в мультфильм. Режиссер Юрий Грымов посчитал, что сюжет достоин театральной постановки. Он собрал сильную актерскую команду, которой предстояло решить непростую задачу: перевоплотиться на сцене в неодушевленные предметы — автомобили.
Главный герой постановки Аркадий (Александр Борисов) – смотритель на свалке, где собрались разбитые машины. Он относится к машинам, как к своим друзьям, членам семьи. Пытается их восстановить и даже придумывает им развлечения.
Спектакль начинается с того, что он приглашает на свалку музыканта (Богдан Щукин). Артист растерян и удивлен тем, что происходит, но соглашается устроить концерт для разбитых тачек. Богдан вживую поет им песню и играет на гитаре.
Аркадий обещает рассказать на следующий день важную новость. Но утром на свалку пробираются воры, стресс вызывает сердечный приступ у смотрителя, и он умирает. Вместе с тем его подопечные авто оживают. Они обеспокоены тем, что с ними будет дальше без единственного человека на свете, который их любил и ценил.
Коллекция авто Аркаши состоит из автомобилей класса люкс, которые играют восхитительные актеры. Бабушка Тойота (Анна Каменкова, заслуженная артистка РСФСР) – любимица смотрителя. С нее все началось. Некогда обеспеченный человек восстановил свою обожаемую машину после серьезной аварии и, загоревшись тем, чтобы спасти как можно больше брошенных разбитых тачек, потратил на это все свое состояние.
Один за другим автомобили рассказывают о том, как оказались на свалке. Их истории пронзительны. Повествования о том, как молодые, здоровые, обеспеченные люди лишались жизни из-за желания произвести впечатление на свое окружение, трогают до слез. Через судьбы машин раскрываются темы ответственности, милосердия, любви, верности и предательства. Это своего рода исповеди людей, которые воплощены в образах автомобилей.
Каждый из них олицетворяет собой какие-то человеческие пороки. Мерседес (прекрасный Юрий Анпилогов) символизирует гордость и тщеславие. Он был куплен студентом для демонстрации своего статуса перед сокурсниками, но в итоге оказался на свалке брошенных машин. Майбах – нервозность и дерзость. Его приобрела женщина, которая хотела выделяться среди других.
Единственный случайный персонаж – Хендай – напоминает о том, что каждый человек имеет равные права и возможности в жизни, независимо от его социального положения, образования, материального достатка или других факторов.
В целом, «Кладбище понтов» представляет собой ироничную, трогательную и правдивую историю о взаимоотношениях людей и их отношении к автомобилям. В ней рассказывается о разном понимании доброты, веры, любви, верности, безразличия и предательства. В центре сюжета находятся образы главных героев, которые олицетворяют разное отношение людей к автомобилям – от бережного и любящего до безответственного и жестокого. Причем второй вариант превалирует.
Спектакли Юрия Грымова всегда сопровождаются яркими визуальными решениями. В этой постановке они тоже впечатляют. Больше всего мне запомнилось то, как масштабно режиссер изобразил на сцене автовоз. Интересно было бы узнать, как создавалась эта конструкция. Очевидно, что это было непросто.
Спектакль «Кладбище понтов» поднимает важные вопросы о равенстве перед судьбой, ненужности понтов и важности доброго отношения ко всему. Через призму автомобилей создатели спектакля показывают проблемы и пороки современного общества.
«Кладбище понтов» – поучительная сказка для взрослых, про людей, которые гонятся за внешним блеском и статусом, не задумываясь о последствиях. Она напоминает всем нам, что дорогие вещие далеко не главное в жизни. Как говорится, сказка ложь да в ней намек…