В 1900 году известный русский историк, краевед и археолог Алексей Парфёнович Сапунов, кстати, уроженец посёлка Усвяты ныне Псковской области, работая в Могилёвском церковно — археологическом музее наткнулся на редкий документ, даже для того времени. Артефакт был написан на польском наречии и носил краткое, но довольно выразительное название «Кrzywdy Niewielskie» (Кривды Невельские), что в буквальном переводе означает «Невельские обиды». Автором текста был игумен Невельского Спасо-Преображенского монастыря Дионисий Рубис, который описывал беды и притеснения православного люда Невельско — Себежской протопопии со стороны ревнителей Унии в первой половине XVIII века. Под документом стояла подпись Дионисия и дата 16 апреля 1747 год. Я привожу этот текст с небольшой редакторской правкой со своей стороны и сознательно опускаю факты касательно Себежской округи: «Перечень по пунктам тех притеснений, которые с давних пор понесла вся Невельско-Себежская протопопия от местных и соседских помещиков, с показаниями наших греко-русских (православных) церквей, обращённых в Унию, лишённых земельных угодий и перечислением затруднений, причинённых униатскими пресвитерами при браках и крещениях в Невельском повете:
1) У пресвитеров Плисской Свято-Николаевской церкви, близ Невеля, в Заплисском войтовстве отняты поля инстигатором Великого княжества Литовского господином Кроликовским, так что ныне из-за малости земли жить там пресвитерам затруднительно;
2) Каратайская церковь св. Николая, находящаяся в Закратайском десятке Заиванского войтовства имела земли в трёх пустошах: Дудино, Дмитровка и Цыганково. Из этой церковной собственности пан Роман Шишко отнял самое большое поле и ниву — Ромадино. Кроме этого, забрал в свою собственность реку Кратайку, с которой Каратайские пресвитеры пользовались рыбными ловами, и четыре полосы луга в пустошах: Колодная, Трубачевская и Чадиха. Церковную землю, реку и луга вышеупомянутый пан Роман Шишко отнял в 1733 году, присоединил к своему имению и держит в своём владении до сих пор;
3) При Пуповичской церкви Святой Троицы, в одноимённом войтовстве имелось поле-службы земли («Служба» — известное количество земли, которое обрабатывает крестьянин, за что уплачивает налог или исполняет повинности) и Алексина пустошь, данная церкви с давних времён. Ныне, при еврейском пользовании внесено в инвентарь и по этой причине увеличена плата, равная двум талерам (по курсу 1740-х годов 1 талер = 1р. 30коп.);
4) При Глобайской церкви Серутского войтовства имелось три четверти службы и пустоши Голеево и Абравково. Последняя пустошь с давних времён принадлежит церкви, а ныне отобрана в Подусвятье, во владение князей Чарторыйских, обращена в оседлость и застроена;
5) Полоцкий конюший Франциск Щит на территории своей волости, расположенной на Невельском тракте построил униатскую церковь под названием Абова. Утвердил там пресвитера — униата и насильно принуждает к Унии своих крепостных крестьян. До сего времени тамошние крестьяне принадлежали к нашему греко-русскому Спастырскому приходу, где церковь выстроена лет десять назад.
О бракосочетаниях и крещениях:
1) В 1747 году пресвитер Григорий Колач в сырный пяток обвенчал из Плисского прихода Заплисского войтовства Матрёну Шеметову с подданным Полоцких иезуитов;
2) В 1743 году пресвитер Завережья Феодор Колач обвенчал в Заворотинском войтовстве Еменецкого десятка Ивана Струнца с Анной, которая была ранее в замужестве за старшим родным братом Ивана;
3) В 1747 году пресвитер Завережья Феодор Колач обвенчал в Заворотинском войтовстве из деревни Коречное Мошенинского прихода Калину с девицей, дочкой Петра Высоцкого из деревни Вилище, а у этого Калины имеется живая жена;
4) В 1731 году Невельский мещанин Иван Галицкий отдал свою сестру за Иосифа Бурдкевича, а сам женился на родной сестре того же Бурдкевича. Обвенчал их Игнатий Квятковский — пресвитер Кодоловской церкви, несмотря на то, что указанный Бурдкевич принадлежит Борисоглебскому приходу Невельского повета и панства;
5) В 1743 году Кодоловский пресвитер обвенчал из Глобайского прихода Петра Мясного, имеющего живую жену, с замужней бабой;
6) В 1747 году пресвитер Песчанской церкви Василий Блюдух обвенчал Ивана Мацкевича с Ефросиньей Красовской, которые между собой в кровном родстве;
7) В 1747 году Кубецкий пресвитер — униат повенчал Павла Абрамовича с девицей Поварнио, при чём знал, что два родных брата Абрамовичи женились на родных сёстрах Паварнио и проживают в Каратайском приходе;
8) В 1734 году Кубецкий пресвитер обвенчал Петра Мацкевича с Матрёной Абрамович. В данном случае также два родных брата поженились на двух родных сёстрах. Обе стороны брака — православные Каратайского прихода;
9) 9 января 1747 года Каратайский пресвитер — следователь по духовным делам отец Иван Соболевский двигаясь по дороге, в волости плебании, на Шаперском поле встретился с Овручским подстолием, Берёзовским администратором — Антонием Росподовским, который несколько раз ударил о. Соболевского кулаком по лицу, таскал за волосы и едва не задушил до смерти. Пресвитер имел на груди крест со всеми принадлежностями, как то: запасные св. дары и св. миро, так как был у больного и удовлетворил требование его души.
Из приведённого выше документа мы находим драгоценные сведения для истории Невельского края, а именно:
1) Факт наличия протопопии на Невельской земле не просто редкий сам по себе, а на самом деле уникальный для нашего региона;
2) К 16 апреля 1747 года в состав православной Невельско-Себежской протопопии входили следующие церкви: Глобайская св. Троицы, Краснобережная Бориса и Глеба, Каратайская св. Николая, Мошенинская, Плисская св. Николая, Поречьевская, Пуповичская св. Троицы, Спастырская.
3) С 1712 года по 16 апреля 1747 года были отняты униатами церкви: Завережье, Кодолово, Кубок, Песок.
4) Помещиком Франциском Щитом построена в сороковых годах XVIII столетия Абовская униатская церковь в районе Спастырского прихода.
5) Настоятелем Невельского Спасо-Преображенского монастыря был иеромонах Дионисий Рубис, занимавший особое административное положение в Невельско-Себежской протопопии или, по крайней мере, в отношении к православным жителям в этом округе Белоруссии.
6) В качестве испытанных средств при обращении православных приходов на Унию было: постепенное сокращение или полное отнятие земли, насильственное обращение крепостных крестьян и православных приходов в униатство, построение новых униатских храмов, возбуждение панов со стороны униатского духовенства и подстрекательство их крепостных к переходу в унию, а со стороны ксендзов — меры самого решительного насилия.
7) В экономических королевских имениях Полоцкого воеводства обращению коренного православного населения, в том числе «панцирных бояр» в Унию содействовали главным образом воеводы. Особенно пылкую ревность в этом деле проявил воевода Слушка, который не гнушался вводить униатство самыми разными способами.
8) Уния появилась на Невельской земле не ранее последней четверти XVII века.
Из книги: "Храмы земли Невельской"