1. Заберитесь на Нужное Дерево
Я знаю, что ваш голод не был полностью утолен даже после прослушивания двух прекрасных бесед, излучающих блаженство (ананда), прочитанных этими учеными (пандитами). Оба они сказали, что не претендуют на ученость и что все, что они смогли увидеть и о чем рассказали, произошло благодаря Моей милости. Что ж, это всего лишь способ, который они выработали, чтобы обуздать свое самомнение. Хануман не осознавал своей огромной силы; он настолько привык к самоуничижению. Кто-то должен был напомнить ему о его мастерстве и отваге, и тогда Хануман оказался бы на высоте положения, полностью раскрыв свои способности.
Вы попросили выступить сегодня, поскольку прошло много времени с тех пор, как я выступал перед вами в этом месте. Я чувствую, что должен удовлетворить это ваше желание. Вы называете себя преданными, поэтому я расскажу вам о дхарме людей, которые стремятся обрести преданность. Никто не может стать преданным, называя себя так или заставляя других называть его так.
Преданность предполагает самоотдачу, и ничто не должно сдерживать ее; не должно оставаться даже намека на эгоизм. Важен только Его приказ; Его воля преобладает. Подобно пьянице, у преданного нет чувства чести или порядочности, гордости или тщеславия.
Преданный - пьяница (матта), безумец (унматта), безразличный ко всему, что не имеет отношения к идеалу. Преданный глух к зову голода и жажды, упускает логические ходы и ошибается в расчетах, когда ведет торговлю на рынке. Нарада говорит, что те, кто опьянен напитком невежества, блуждают в тенях этого мира, в то время как те, кто опьянен нектаром мудрости, никогда не отступят от Высшего, которое они открыли как самих себя.
Преданность должна смягчать ум
Вы видели это на примере этого Шастри несколько дней назад, когда он впервые пришел и сидел в этом зале после 30 лет интенсивного изучения "Шримад-Бхагаватам". Он чувствовал, что получил плод многолетнего изучения и благоговейного изложения. Он полностью утратил осознанность, и некоторые из вас подумали, что у него приступ эпилепсии или что-то похожее на это. Я знал, что он пребывает в царстве блаженства (ананда). Вот почему я не советовал вам отвозить его в больницу. Даже сегодня вы заметили, что, когда он начал описывать глубину божественной благодати, его переполняла радость.
Господь нарушил данное Им Самим слово, и, чтобы воздать должное преданному, Бхишма сказал, что заставит Кришну взять в руки оружие на поле боя, вопреки Его заявленному намерению. Бхишма принял бы поражение только от Господа! Итак, Кришна шагнул к Бхишме, размахивая диском (чакрой), чтобы победить. Шастри описывал это, когда он потерял сознание. Преданность должна смягчать ум и делать его восприимчивым к высшим эмоциям, очищающим импульсам.
Каждое живое существо - паломник, стремящийся достичь Бога
Бхишма был преданным и, снискав милость Господа, обрел больше величия и великолепия, чем любой земной император. Каким величием обладают эти жалкие обладатели скипетра? Они не могут претендовать на то, что у них есть внутренний покой, внутренняя радость; они не знают радости делиться любовью со всеми. Бхишма предался Господу, когда Тот бросил ему вызов своим хорошим видением (су-даршаном). Иными словами, когда Господь предлагает су (благой) даршан (видение), человек должен быть достаточно мудр, чтобы сдаться, отказаться от всего; именно так поступил Бхишма.
Подобно котенку, зовущему мать туда, где он сидит, простым мяуканьем, преданному остается только тосковать, мяукать от боли разлуки. Растущий на полях урожай жаждет дождя. Он видит, как по небу плывут тяжелые дождевые тучи, но не может подняться на такую высоту и напиться живительного дождя; не может он и спустить тучи на землю. Человечество слишком изнывает под палящим солнцем, от невыносимого жара эгоизма и жадности. Оно нуждается в благодатном дожде; оно знает, что только тогда сможет процветать в мире и радости.
Подобно тому, как облака образуют капли и падают на поля, которые они выбирают для выращивания, Бесформенный Абсолют индивидуализируется, принимает форму и нисходит среди человечества, чтобы спасать и поддерживать, в этом секрет Бога (Мадхавы), нисходящего в образе человека (манавы), облака, проявляющего жалость об урожае, высыхающем на солнце. Когда идут дожди, солнце приносит пользу! Точно так же, когда обретена милость Господа, эгоизм и жадность могут быть использованы с пользой, если направить их в полезное русло.
В прошлые века Аватары (божественные воплощения) избавляли мир от зла, уничтожая нескольких фанатиков и людоедов, которые его творили. Но сейчас фанатизм и преступления царят в каждом сердце. Число злых людей огромно. Никто не свободен от этого порока; все в той или иной степени порочны. Поэтому каждый нуждается в исправлении; каждого нужно обучать и направлять на правильный путь. Каждое существо - пилигрим, которому суждено достичь Бога и слиться с Ним; но большинство людей забыли дорогу; они блуждают, как заблудившиеся дети, теряя драгоценное время на обходных путях.
Вы можете снискать милость Господа только с помощью дхармы
Человек (манава) должен стать Богом (Мадхавой); в этом его предназначение, план и цель того, чтобы он был вооружен, как никакое другое животное, мечом различения и щитом отречения. Человек - единственное животное, которое может последовательно представить себе предыдущие существования, при этом впечатления накапливаются от одного к другому.
То, что вы видите и чувствуете во сне, имеет некоторую основу для того, что вы видели и чувствовали в состоянии бодрствования; точно так же и то, что вы видите и чувствуете в настоящей жизни, имеет в своей основе то, что вы видели и чувствовали в других жизнях, в предыдущих воплощениях.
Вы можете снискать милость Господа только правильными действиями (дхармой). Дхарма побуждает и развивает дух самоотречения. Без тренировки ваших чувств, переживаний и эмоций, которую дает практика дхармы, вы не сможете обрести твердую веру и устойчивую отрешенность. Господь - это Дхарма, понимаемая как личность. Рама известен как олицетворение Праведности (Виграхаван Дхарма). Если вы переступите границы дхармы и будете вести нечестную игру, вы не сможете выиграть в этой игре жизни.
Направьте усилия на достижение своей цели.
Когда Хануман мчался по небу, подобно стреле, выпущенной из лука Рамы, множество искушений пытались остановить его. Он не задерживался и не поворачивал назад. Он мчался вперед, стремясь только к выполнению задачи, которую поставил перед ним его Господь. Когда гора Минака поднялась, чтобы предложить ему небольшой отдых, он втоптал ее в морские глубины. Гора поднялась снова и умоляла дать ей шанс послужить ему некоторое время. Она украсила себя зелеными садами и благоухающими цветами, чтобы он мог отдохнуть и восстановить силы, ибо, когда в прошлые века Индра подрубил крылья всем горам, Минака сбежала с помощью Вайю, отца Ханумана, и хотела выразить свою благодарность, оказав гостеприимство его сыну. Но Хануман заявил, что задание его господина не терпит отлагательств. Несколько мгновений спустя Хануман столкнулся лицом к лицу с ужасным чудовищем по имени Сураса. Хануман победил ее с помощью искусной тактики и избежал дальнейших задержек.
Вы должны следовать по своему пути к освобождению с такими целенаправленными усилиями.
Шастри сказал, что Господь желает, чтобы Его преданный сиял над неверующими; чтобы Его преданный был счастливее, удовлетвореннее, мужественнее остальных. Преданность должна делать человека таким, но преданные не развивают эти качества достаточно глубоко. Они упускают свой шанс.
Если Шастри раздаст своим сыновьям по сотне акров земли каждому, один из них может хорошо ухаживать за землей и собирать с нее щедрые урожаи; другой может оставить ее незасеянной, а сам погрузиться в нищету. Снаряжение, которое каждый из них принес из предыдущих жизней, может отличаться, и вы не можете винить отца за такое положение дел. Даже кровь одного сына может оказаться смертельной, если ее перелить другому сыну. Духовной силы у одного будет меньше, у другого - больше, пропорционально усилиям каждого из них, как сейчас, так и в прошлом.
Пусть внутри вас сияет свет
Жаль только, что люди не едят самые вкусные и питательные плоды из этого природного сада. Люди забираются не на то дерево и пытаются сорвать не те плоды, из-за чего у них портится аппетит, их вкус становится вульгарным, а здоровье - подорванным. Только слава Господня может утолить голод человека, ибо человек является частью этой славы.
Только опыт может раскрыть сладость, возвышенность и цель этой славы Господа. Парашурама встретил Раму и бросил ему вызов, когда тот возвращался в Айодхью после женитьбы. Рама завоевал Ситу, согнув и сломав лук Шивы, и тем самым смирил гордыню всех коронованных особ, которые приходили просить руки Ситы. Но Парашурама был опьянен своим собственным достижением - победой над правителями-кшатриями в двадцати одной кампании. Эта гордыня понизила божественный статус Парашурамы, так что он мог быть повержен в одно мгновение Рамой, который, по всей видимости, был всего лишь подростком!
Говорят, что Господь наказывает одних и благоволит к другим. Позвольте мне сказать вам, что Господь не делает ни того, ни другого. Он подобен току в этом электрическом проводе. Он вращает вентилятор и охлаждает жизнь человека; он приводит в действие электрический стул и сокращает жизнь человека. У него нет желания рассеивать теплоту атмосферы; у него нет желания убивать. Милость Господня подобна ветру, который дует в море. Поднимите паруса, и лодка будет лежать неподвижно; разверните их, и она будет двигаться все быстрее и быстрее. Это подобно свету: один человек делает добро, используя это освещение, другой с его помощью осуществляет злой замысел.
Живите “внутренним днем”, но “внешней ночью”. Позвольте свету сиять внутри вас. Когда вы не осознаете окружающий мир, хотя и находитесь в нем, не обращая внимания на его призыв к участию, у вас есть внешняя ночь и внутренний день. Веды учат вас этой истине и учат дисциплине, необходимой для достижения этого счастья.
Господь - Отец всего сущего в мире
В Шастрах говорится о ценности ведической дисциплины. Веды утверждают, что если действие (карма) совершается определенным образом, то наступает определенный результат. Они дают вам ручку, наполненную чернилами, и учат вас, как писать и что писать. Они такие добрые. Мать, которой является Веда (Веда-матха), полна материнской любви. Она повторяет свои наставления снова и снова, точно так же, как я продолжаю напоминать вам о дисциплинарных правилах Нилаяма при каждом удобном случае. Поэтому не пренебрегайте заповедями Вед: они являются подлинным голосом Самого Господа, услышанным и записанным очищенным разумом.
Отец отдает свое богатство сыну, который уважает его желания и повинуется его приказам, а не сыну-бунтарю, который пренебрегает им. Господь - Отец всего сущего. Если вы астхика (человек, который признает существование Бога и строит свою жизнь в соответствии с этим), то вы получите астхи (богатство или собственность). Человеку, который является глупцом, не осознающим своих истинных интересов, не осознающим своего падения, не доверяют его собственное богатство, и опекун должен заботиться о его делах до тех пор, пока он не докажет, что способен управлять ими с осторожностью.
Всегда размышляйте о славе Божьей
Мужчине (или женщине) может потребоваться много жизней, чтобы доказать, что он знает, что для него лучше, что он способен спланировать свое будущее, не причиняя вреда себе или другим, что он осознает подводные камни на своем пути. Поэтому лучше всего довериться опыту мудрецов, которые были исполнены сострадания и которые были движимы этим состраданием, чтобы осветить путь к освобождению. Этот опыт закреплен в Ведах. Вера в Веды орошает сердце и заставляет его приносить урожай вселенской любви.
Шастры предостерегают вас от ложных шагов; они утешают вас во времена стресса; они укрепляют вас в бедственном положении; они дают правильное толкование моральных дилемм. Они предписывают одежду, питание, манеру речи, методы поведения в обществе, способы взаимодействия, порядок продвижения вперед. Они являются совестью общества.
В этом Прашанти Нилаям тоже установлены определенные ограничения, я рекомендую определенные способы проведения времени с пользой. Все, кто приезжает сюда, будь то давние жители или вновь прибывшие, должны соблюдать их. Вы видели меня, оставались здесь и слушали эти беседы. Позвольте спросить, в чем выгода?
Вы возвращаетесь без изменений? Собаки не жуют сахарный тростник; вместо этого они ищут кость. Злополучные смертные отшатываются, когда речь заходит о Боге, доброте, духовных усилиях и видении божественного. Но вы должны вдохнуть в себя более чистый воздух духовной жизни, удалиться от трущоб и переулков и идти по дороге, ведущей к Богу. Всегда размышляйте о славе Божьей; тогда вы будете сиять в этой славе. Придерживайтесь истины, это самое верное средство изгнать страх из своего сердца. Любовь (Према) может расти только в сердце, орошаемом истиной.
Что такое преданность и кто такие преданные?
Нагайя, даже когда он играет роль Тьягайи, всегда осознает, что он - Нагайя. “Тьягайя - это роль, которую я играю”, - говорил он. А теперь сделаем еще один шаг вперед. Когда вас спросят, кто вы, скажите, что вы - воплощение Бога (Нараяна-сварупа), играющий роль Пуллайи, или Тхимайи, или Маллайи, или как там вас зовут. Точно так же и каждый другой человек - это роль, которую играет Нараяна (Бог). Нараяна стирал одежду, как прачка, обрабатывал дерево, как плотник, ковал железо, как кузнец, готовил горшки за гончарным кругом. Он — все это и даже больше. Его слава неисчерпаема.
Аватар (божественное воплощение) - это еще одна роль, которую Он исполняет с другой целью. Господь приходит как Аватар, когда Его с нетерпением ожидают святые и мудрецы. Благочестивые (садху) помолились, и я пришел. У меня три задачи, вернее, две, поскольку защита добродетели и защита ведической культуры - это практически одно и то же. Таким образом, это две задачи: популяризация Вед и воспитание преданных.
Итак, что такое преданность? Кто такие преданные? Преданность - это вера, устойчивость, добродетель, бесстрашие, самоотдача, отсутствие эгоизма. Поклонение, каким бы изысканным и помпезным оно ни было, - пустая трата времени и энергии. Зачем срывать цветы и ускорять их увядание? Некоторые из вас обходят этот Нилаям много раз, но это можно назвать таковым только тогда, когда ваш разум кружит по этому месту вместе с вашими ногами.
Говорите меньше, говорите тише, если это необходимо
Я замечаю, что, пока ваши ноги по привычке несут вас по кругу, ваши языки болтают о недостатках других, или о ценах на овощи, или о блюдах, которые вы собираетесь приготовить на обед. Прежде чем вы начнете свой обход, который вы называете пра-дакшиной, отдайте свой разум в качестве дакшины (благодарственного подношения) Обитателю храма, Господу. Это первое, что нужно сделать, и, возможно, единственное, что нужно сделать. Выполнение обходов не следует выполнять, как предписано, для расслабления конечностей или выполнения какой-либо физической нагрузки.
К этому празднику не следует относиться без должного почтения. Воспользуйтесь своим пребыванием здесь наилучшим образом. Не относитесь к этому шансу легкомысленно. Вы тратите много денег и прилагаете немало усилий, чтобы добраться сюда, но, постигая духовный путь, вы не расцветаете, как благоухающие подношения к стопам Господа. Чувства нужно обуздать, чтобы они стали послушными слугами духа. Например, я настаиваю на соблюдении тишины. Говорите меньше и тише, когда вам нужно что-то сказать.
Не рассказывайте о своих печалях, нуждах и проблемах тем, кто пришел сюда со своими собственными. Они не заинтересованы в том, чтобы усугубить свои проблемы. Я здесь для того, чтобы выслушать вас, утешить вас. Не тревожьте громким голосом тех, кто медитирует, читает или пишет имя Бога.
Все беды происходят от неправильного образа жизни
Медитируйте, если возможно, в одиночестве; читайте духовные книги, если можете; пишите имя Господа в тишине своего уголка. Если вы не можете делать это, по крайней мере, не мешайте другим, кто это делает. Поощряйте друг друга идти по пути к Богу.
Станьте достойными почетного звания преданных. Моя слава ежедневно распространяется через тех, кто называет себя Моими преданными. Ваша добродетель, ваше самообладание, ваша отрешенность, ваша вера, ваша стойкость - вот признаки, по которым люди узнают о Моей славе. Не то чтобы мне нужна была такая опора.
Но так уж сложилось в этом мире, где люди оценивают других скорее косвенно, чем напрямую. Позвольте мне сказать вам, что такие преданные очень редки. Вот почему я не обращаюсь к вашему собранию со словами: “Дорогие преданные!” Вы можете претендовать на этот титул только тогда, когда отдадите себя в Мои руки, полностью, без остатка, без тени эгоизма, сдерживаемого для удовлетворения вашего тщеславия.
Все беды связаны с неправильным образом жизни. И с чем же это связано? С незнанием своей истинной природы, настолько глубоко укоренившимся, что оно влияет на мысли, слова и поступки. Лекарство, способное вылечить его, запатентовано под разными названиями: духовная мудрость (джняна), действие (карма), созерцание (упасана), преданность (бхакти). Все они одинаковы по эффективности и целебной силе. Разница заключается только в способе введения: либо в виде смеси, либо в виде таблеток или инъекций.
Будьте уверены, что обретете освобождение, знайте, что вы спасены. Идите и расскажите всем, что вы были в Путтапарти и что там вы открыли секрет освобождения.
Прашанти Нилаям, 1963-01-25
Разум должен стать слугой интеллекта, а не рабом чувств. Он должен различать и отделять себя от тела. Подобно спелому плоду тамаринда, который раскрывается внутри скорлупы, он не должен быть привязан к этой оболочке, к этой створке, называемой телом.
Раздавите неспелый фрукт тамаринда, и вы повредите мякоть внутри, но если вы ударите по спелому фрукту, то увидите, что произойдет. Отслаивается только сухая кожура. На мякоть и семечки это никак не влияет.
Зрелый устремленный не чувствует ударов судьбы или везения, каждый удар ранит незрелого человека.
Сатья Саи Баба