Сегодня состоялся официальный релиз одной из ключевых фигур в жанре black metal - греческой формации Rotting Christ, которая представила 14-ый лонгплей Pro Xristou. Что ж, эта древняя банда не нуждается в особом представлении. Музыканты формируют своё видение “чёрного искусства” с 1987 года, продолжая выпускать альбомы и по сей день, вот уже более 35 лет со дня основания.
За прошедшие годы музыкальный ландшафт греков постоянно менялся и развивался. Изначально очень строгий блэк метал постепенно становился всё более сложным и вариативным, особенно в плане мелодий, плавно переходя на территорию более разветвлённого мелодичного блэка. Очередной поворот особенно заметен в промежутке между Theogonia (2007) и Aealo (2010), в который было включено обилие готических элементов с ещё большим упором на атмосферные пассажи и фолковое звучание.
В то время, как Κατά τον δαίμονα εαυτού (2013) в музыкальном плане двинулся в экспериментальном направлении мрачной готики с примесью дарка, для многих фанатов шедевром и эталоном более поздней фазы Rotting Christ по праву считается Rituals (2016).
На нём музыканты установили чертовски высокую планку, но их следующую работу The Heretics (2019) нельзя назвать неудачной попыткой в прямом смысле этого слова. Хотя он и близок по духу к “ритуалам”, ему однозначно не хватает инновационной мотивации прошлой пластинки. Там, где музыканты внесли коррективы, они часто склоняются к китчу: то хоры, то грохот резких бласт-битов, то пение птиц, то внезапные жужжащие гитары… Но ничего из этого не является чем-то абсолютно новым. Впрочем, когда дело касается таких величественных мелодий и эпичности, особенно в молитвенных интонациях - тут они заслуживают похвалы. И всё-таки в общем плане ощущается как Rotting Christ бросаются из крайности в крайность, внося в целостность общей картины какую-то странную скомканность… На этом и остановились в “еретиках”.
С выпуском Pro Xristou перед нами новая веха в истории греческой формации. Но вот, что интересно. Этот релиз не только разительно отличается от “еретиков”, но и выглядит как типичный сольник фронтмена, который он мог запросто оформить под другой вывеской. Напомню, что с начала 2020-х бессменный фронтмен и лидер группы - Sakis Tolis активизировался в своём собственном творчестве, усердно работая над сайд-проектами. Ну... сходство очевидно. Впрочем, оставим это на его совести.
С новым альбомом, название которого можно перевести как “До Рождества Христова”, греки предлагают ту же формулировку: неоклассические аранжировки, завораживающие хоры и театральную атмосферу. По концептуальной части - воспевание язычества и тем королям, которые противостояли христианской волне, защищая древние ценности и знания. В лирике также встречаются истории таких персонажей, как Флавий, Клавдий, Юлиан и других.
По факту Pro Xristou представляет собой солидное атмосферное произведение, отражающее глубокий символизм в религиозной тематике. Но ему не хватает жёсткости того же Rituals и хотя бы минимального развития идей. Большинство треков действительно не блещут богатством идей, но взамен предлагают драйвовые припевы с проникновенным гипнотическим вокалом фронтмена, демонстрируя захватывающий баланс между мелодичностью и тяжестью. Кроме The Apostate, Like father like son, The sixth day и Pyx lax dax выделить нечего. Несмотря на недостатки, Rotting Christ по-прежнему являются гарантией убедительных альбомов, наполненных зажигательной эпичностью.
©Автор: Валентина Pantera Катышева