В этом году артисту Анатолию Солоницыну исполнилось бы 90 лет. Он ушел из жизни рано - в 47, но успел сняться в таких культовых уже фильмах, как ""Андрей Рублев", "Проверка на дорогах", "Солярис", "Зеркало", "Свой среди чужих, чужой среди своих", "Сталкер" и многих других. Об артисте вспоминает известный фотограф, автор этого снимка Валерий Плотников.
- С Анатолием Солоницыным мы одно время были соседями. Он, будучи актером театра имени Ленсовета, тогда проживал в театральном общежитии. И я с ним на одной лестничной клетке. Поэтому хорошо знал, как он скромно жил. Однажды один журнал о кино заказал мне обложку с Толей. Он к тому времени уже переехал в Москву, если не ошибаюсь, вступил в жилищный кооператив, чтобы построить квартиру. Поэтому у него итак не богатого человека, денег почти не было. Но я все равно попросил его принести ко мне в мастерскую на съемку несколько своих вещей, чтобы можно было выбрать. Однако, Солоницын явился в этой водолазке бледно-песочного цвета и больше никаких с собой вещей. Я растерялся: что же делать?! Толик замечательный, чудный актер, у Тарковского снимается, но ведь фотоизображение – это другое. Мне нужна была изюминка, а не просто сидящий перед камерой артист. Я подобрал под его водолазку примерно такой же фон, но и этого ведь мало. Дело в том, что у Толи лицо было сложное, оно менялось, когда он был в образе. А вне его, какое-то не советское, страдальческое, моментами, как не от земли, юродивое. Ну, думаю, никто такую обложку не утвердит. Я в полном стопоре вышел в коридор, чтобы придумать, что-нибудь этакое. А это было в здании «Совэкспортфильма». На втором этаже вдруг встречаю даму с большим догом, причем, не какой-то черной или серой масти, а, как раз под цвет водолазки Солоницына. Спрашиваю женщину: «У вас собака смирная?» - «Да», - говорит. И попросил ее одолжить дога на съемку. Когда мы вошли с этим догом в студию, Толя немного поприсел. Потом мне признался, что во время работы боялся, все-таки такая особая энергетика исходит от больших собак, пусть даже смирных и добрых. Этот дог так внимательно отнесся к съемкам, смотрел в кадр, что называется, насыщенно. Конечно, когда фотография была опубликована, меня многие спрашивали: «Неужели у Солоницына такая шикарная, дорогая собака?!» Некоторые даже сходство находили между актером и этим догом, дескать, питомцы часто становятся похожими на своих хозяев. Ну, мне приходилось разочаровывать любопытных, отвечал, что эта собачка чужая.
Я снимал Солоницына и в театре, и во время начальных московских съемок фильма Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих», и на съемках картины Элема Климова «Агония». Могу отметить, что Анатолий был закрытым человеком, тем более с чужими людьми. Не случайно они так сработались с Андреем Тарковским, который тоже был не очень общительным. Мне повезло, что я когда-то был соседом Толи, и он меня все-таки воспринимал. Помню, что у него было одно интересное увлечение, - он расписывал разделочные кухонные доски, в этаком народном русском стиле. Они весели у него на кухне, в комнате, придавая скромному жилищу особый уют.
/Олег Перанов