Найти тему
Виктор Никитин

Патти ЛаБелль, которая так и не стала суперзвездой

Здесь рассказ пойдет о певице Патти ЛаБелль - нереализованной суперзвезде поп-музыки. Пришло время осветить годы музыкального триумфа Патти ЛаБелль и что помешало ей стать настоящей звездой.

Патти ЛаБель
Патти ЛаБель

Я о ней услышал в 1975 году с ее песней "Lady Marmalade". Как-то она сразу зацепила - не знаю, что именно - мелодия ли песни, или исполнение. Давайте с нее и начнем.

Патти ЛаБелль - настоящее драматическое сопрано. На протяжении более чем пяти десятилетий своей карьеры Патрисия Луиз Холт из Филадельфии была известна своей невероятной прической и колючими волосами в стиле “арт-деко”; ее величественными движениями во время выступлений; и громким голосом, который можно было услышать за несколько кварталов. Патти пинает публику ногами, носится по сцене как угорелая, она машет руками, как крыльями. Она выходит на сцену, одетая в меха, с улыбкой, которая озаряет самые дальние ее уголки; она появляется на сцене в костюмах, от которых исходит сияние как от солнца. Патти заполняет собой все пространство.

Она не поет в каких-то рамках – она склонна менять тональности и октавы без предупреждения, позволяя "духу риффа" взять верх, при необходимости отодвигая оригинальную структуру песни и мелодию в сторону. На протяжении большей части своей карьеры отказ ЛаБелль смягчать свою манеру исполнения не позволял ей находиться на тех же уровнях на ступеньках славы, которые получили признание критиков и одобрение мейнстрима, что и Арета, Дионн и Диана.

В начале своей карьеры Патти попала в Топ-40 с The Bluebelles и песней “I Sold My Heart to the Junkman” в 1962 году.

Затем, после нескольких неудачных попыток футуристического переосмысления глэм-фанка / рока в роли ЛаБелль, она стала классикой № 1 с “Lady Marmalade”. Но у Патти никогда не было стабильного творческого потока хитов довольно долго, даже когда она начала свою сольную карьеру после ухода Ноны Хендрикс из LaBelle. Преданные фанаты и стоявшие в очередь к ней за контрактом лейблы записывающий компаний, поддерживали Патти даже в те периоды, когда ее музыкальная карьера, казалось, шла на спад. Она пробовала новые стили, новых авторов, новых продюсеров и создавала только ей присущий звук. И она была готова быть гибкой и приспосабливаться ко времени. Это дало свой результат только в середине 80-х, в то время как многие ее сверстники переходили на концерты oldies but goldies, Патти наконец обрела поп-славу в 41 год благодаря новому отношению к музыке.

В 1984 году Патти записала главный сингл для саундтрека к боевику Эдди Мерфи "Полицейский из Беверли-Хиллз". Фильм катапультировал Эдди Мерфи в суперзвезду, а саундтрек представил Патти поколению MTV и вывел ее в Топ-20 Billboard Hot 100. “New Attitude” была песней-заявлением для уже опытной певицы; в первом официальном музыкальном видео в ее карьере ЛаБелль выходит из шикарной примерочной бутика со своей фирменной короной из торчащих волос и в образе, достойном звезды. Она выступала сольно уже несколько лет, но это было похоже на ее дебют.

“New Attitude”, за которым последовал “Stir it Up”, дали карьере Патти новую жизнь и новый контракт с MCA. Певица прекрасно понимала, что повышенное внимание к ней было вызвано не каким-либо признанием ее таланта, а скорее изменением того, кто наконец обратил на нее внимание.

“Благодаря ‘New Attitude’ меня "сыграли" на бОльшем количестве белых радиостанций, чем когда-либо в моей жизни…И очень кстати. Я ненавижу, когда меня ставят на место”, - сказала она в 1985 году. “Музыка есть музыка, и ее не следует классифицировать. Если тебя называют R & B-певицей из-за того, что ты чернокожий, многие люди откажутся меня слушать и скажут: ‘Она собирается спеть нам что-нибудь необычное или оглушить нас своим голосом’? На самом деле, этот R & B-певец или певица, вероятно, могут спеть все, что ему или ей дадут, если дать шанс. Я хочу, чтобы меня принимали на всех радиостанциях, во всех телешоу, во всех видеопрограммах.”

В 1986 году Патти выпустила свой дебютный альбом на MCA Winner in You с пауэр-балладой “On My Own”. Маэстро поп-стандартов Берт Бакарах сочинил песню для своей постоянной партнерши и музы Дионн Уорвик, но в конечном итоге она не вошла в ее альбом 1985 года Friends. Баллада задумывалась как сольное размышление о разводе, но после того, как Патти попробовала себя сольно, пришла идея включить в трек бывшего фронтмена Doobie Brothers Майкла Макдональда. Они записывались порознь, фактически на разных побережьях, но результат был волшебным. “On My Own” взлетела до № 1 в чартах Billboard Hot 100, R & B, оставаясь во всех чартах в течение нескольких недель, и получила номинацию "Лучший поп-вокал дуэта или группы" на Грэмми 1986 года. На сегодняшний день он остается самым большим хитом как ЛаБелль, так и Макдональда и, наконец, заслужил одобрение критиков, которые слишком часто списывали Патти со счетов за то, что они считали чрезмерно певческими выходками.

С помощью песни “On My Own” ее альбом Winner in You дебютировал сразу под номером 1 в Billboard Hot 100. Некоторые критики провозгласили Патти ЛаБелль королевой рока и соула, и этот титул поставил ее прямо между Аретой Франклин и Тиной Тернер, которые также – наряду с Дион Уорвик – переживали триумфальное восхождение к поп-славе в свои 40 лет; возраст, который легко мог бы стать завершением их карьеры.

“Есть много факторов, которые дают мне понять, что на самом деле я ничего не добилась, но я добилась достаточно многого в глазах публики, чтобы чувствовать себя прекрасно. Это то, что поддерживает меня на плаву – публика любит меня и думает, что я настоящая суперзвезда. От этого мне становится приятно”, - откровенно поделилась она в интервью Washington Post. “Я знаю, что мое время приходит.…Оно еще не пришло. Нет, пока нет. Я стою на ступеньках святого дома музыки. А потом я немного постою в дверях ”.

В 1989 году Патти выпустила свой девятый студийный альбом Be Yourself, в который вошла песня Дайан Уоррен “If You Asked Me To”. Баллада также вошла в саундтрек к фильму о Джеймсе Бонде "Лицензия на убийство", выпущенному в том же году. Несмотря на популярность франшизы о Бонде, песня попала в Топ-10 R & B чартов, но не вышла в лидеры. Но несколько лет спустя версия Селин Дион достигла 4-го места в Hot 100 и 1-го в AC (adult contemporary chart).

Годы спустя, рецензируя песню как часть сборника лучших хитов Дион, было отмечено, что “хит "If You Asked Me To" со стонущим, умоляющим, кричащим вокалом Дион работает, если его переделать как частичку современного соула, столь же достойную, как все, что было записано Уитни Хьюстон или Мэрайей Кэри”.

Странно, что критик решил не ссылаться на автора всего этого стонущего, умоляющего, визжащего вокала. И вообще не упоминать его. Когда канадская пресса спросила Патти, почему, по ее мнению, версия Дион была более успешной в 2007 году, ЛаБелль откровенно ответила:

“Потому что она белая девушка”. Далее она объяснила: “Люди больше уважают белых артистов, которые хорошо поют, чем чернокожих женщин.…Я пою 45 лет, и это препятствие, с которым я все еще сталкиваюсь.… Я преодолеваю его ”.

Пик популярности Патти пришелся на “If You Asked Me To” и альбом Be Yourself, хотя она продолжала поставлять хиты в чарты R & B большую часть 90-х. Несмотря на то, что она знаменита и любима в музыкальном сообществе чернокожих, она все еще не пользуется таким уважением мейнстримной публики, как многие ее сверстники.

“Патти ЛаБелль - имя нарицательное”, - сказал Дэвид Натан из Лос Анджелес Таймс в 2008 году. “Американцы знают, кто она. Но если вы попросите большинство покупателей музыки назвать сольный хит Патти ЛаБелль, они вряд ли смогут. Чернокожая аудитория сможет. Но это часть внутренней природы Америки”.

Хотя Патти на протяжении многих лет продолжала выражать желание иметь больше музыкальных фанатов (она продвигала свой бренд с помощью телевидения, кулинарных книг, своих сводящих с ума пирогов "от Патти" и даже участвовала в Танцах со звездами), она всегда была уверена в одном: ее уровень суперзвездности – или его отсутствие – не был никак связан с ее талантом. Сразу после того, как стало известно, что успех Селин Дион с “If You Ask Me To” был одним из самых тяжелых моментов в ее карьере, ЛаБелль произнесла свою мантру перед лицом предвзятой музыкальной индустрии:

“Вы не можете победить меня. Вы не можете заставить меня чувствовать себя хуже, чем я есть, потому что всякий раз, когда я беру микрофон, я собираюсь показать вам, кто я есть ”.

24 мая 2024 года певице исполнилось 80 лет. В многочисленных публикациях, посвященных юбилею певицы, подводится итог. Но редко кто пытается обратить другой, более широкий, новый взгляд на черную музыку; подход, определяемый не жанровыми параметрами или лейблами, а создателями - авторами и исполнителями. Продажи и чарты, первые выступления и раритеты важны. Но исполнители, музыка и моменты, формирующие культуру, не всегда являются бестселлерами, лидерами чартов или мгновенным успехом. Те, кто пишут о музыке чернокожих сейчас, по-новому смотрят на музыку и моменты, которые ранее либо упускались из виду, либо их истории не рассказывались в надлежащем контексте вовсе.

=================

И как всегда спасибо вам за ваше внимание. Подписывайтесь, присоединяйтесь к нашему сообществу - впереди еще много разных статей о нашей музыке