Поскольку я рожала последний раз в другом городе и муж сопровождал, то старших детей пришлось пристраивать в надежные руки.
Будучи детьми демографического бума, мы с мужем столкнулись с той же проблемой, что и наши родители когда-то. В советский период молодежь разъезжала по городам и весям, нередко селилась и заводила детей там, где у них не было родственников.
Люди сосланы делами,
Люди едут за деньгами,
Убегают от обиды, от тоски...
А я еду, а я еду за туманом,
За мечтами и за запахом тайги.
А. Кукин, "За туманом", 1964 г.
Поколение моей бабушки выбирало: где и с кем из выросших детей встречать старость, каких внуков качать на коленях. Я родилась в период подъема рождаемости в стране, и мне во внимании бабушек было отказано. Меня вырастили папа и мама, привлекая до пяти лет эпизодически помощь чужих бабушек:
- когда дни сидения со мной не оплачивались никак (с года до полутора лет по прежним законам),
- и когда не могли меня взять с собой на работу, а обычный детский сад не принимал.
А вообще в СССР работающие родители могли пристроить своих детей и иначе:
- в круглосуточный садик (5/2, про такой садик был снят фильм "Усатый нянь" (1977), и кое-где они еще остались;
- в школу-интернат (для детей из коренных народов, иногородних, неблагополучных, одаренных, умственно отсталых и пр.);
- в санаторно-лесную школу (для детей, восстанавливающихся после тяжело перенесенных заболеваний);
- в пионерлагерь (смена 3 недели);
- в санаторий/профилакторий (несколько раз мою группу детского сада отправляли в санаторий с воспитателем и без родителей, но теперь такой практики больше нет).
Сейчас стандарты безопасности и родительская ответственность выше, чем в советский период. И многое из вышеперечисленного не подходит ни детям с РАС без УО, ни детям без этого диагноза.
- Для ребенка пребывание в круглосуточном садике может обернуться психологической травмой.
- Школа интернатного типа — это стресс для детей с РАС, имеющих привязанность к родителю и колоссальные проблемы с коммуникацией.
- В санатории детей отправляют либо с кем-то из родителей, либо в сопровождении бабушки/дедушки. Так надо еще очередь на путевки отстоять, документы собрать и родственников просить о подвозе продуктов.
- Про массовые отравления в лагерях или несчастные случаи по вине взрослых каждый год сообщают в новостях.
- Воспитание — это наука. Среди нынешних бабушек и дедушек мало опытных воспитателей и вообще желающих водиться с внуками.
- Доверия чужим бабушкам и соседкам нет.
У нас нашлась одна-единственная родственница, которая согласилась переехать в Нижний Новгород и принять участие в воспитание наших детей. Это моя свекровь. У нее всегда были близкие отношения с сыном, наши дети — ее единственные внуки. Муж всегда заботился о здоровье и благополучии своей мамы, поэтому она выглядит моложе и бодрее многих ровесниц, и финансово самостоятельна. Но переехать в один год с нами она не могла.
До переезда свекровь помогала, главным образом, со старшим внуком. С совсем маленькими внуками свекровь не сидела, не справилась бы. Все, кто на грудном вскармливании (третьего сына кормила почти 2 года), не способны к речевой коммуникации и выполнению инструкций (второй сын по речи и поведению стал более-менее адекватным в 5,5 лет) — дневали и ночевали дома. Четвертый ребенок все время с нами, родителями.
Пока мы помогали свекрови с переездом и обустройством на новом месте (квартира, капремонт, автомобиль, интерьер) уже и второй внук в садике заговорил, и третий внук до яслей дорос. За следующие несколько лет свекровь хорошо узнала привычки и особенности каждого внука. Около полугода ей пришлось пожить с нами под одной крышей до вселения в собственную квартиру.
Свекровь помогала нам с доставкой детей на секции, ходила поболеть на соревнования и концерты, приглашала нас всех на застолье по праздникам и прочее. Мы приглашали ее с собой в путешествия и на пляжи, дни рождения, брали на себя часть расходов. И сейчас все старшие дети в разумном возрасте, способны вести себя более или менее адекватно и очень любят свою бабушку.
Чтобы мне помочь в Москве с малышом муж брал отпуск на несколько дней. Он мог бы и вместо бабушки со всеми тремя детьми посидеть (как в прошлый раз с двумя), но мы решили не рисковать моим здоровьем в чужом городе. Новорожденный младенец — это самое непредсказуемое существо.
Наше пребывание в Москве почти совпало по срокам с весенними школьными каникулами. В этом году в наших школах их сдвинули чуть-чуть и они захватили первые апрельские дни. Предназначение каникул — это отдых с родственниками, укрепление семейных связей. Вот старшие дети и укрепляли эти связи в гостях у бабушки. Детсадовец официально находился в отпуске по семейным обстоятельствам, водить его в детский сад не надо было.
Муж позаботился о качестве воды (поставил фильтры) и воздуха (установил климатическую технику) в квартире свекрови заранее. Детям обеспечили отдельные спальные места (диван, раскладушку) в благоустроенной квартире, комплекты одежды, книги и игрушки по возрасту, гаджеты, отдельный телевизор, набор лекарств. Муж перевел своей маме деньги на питание внуков (десять тысяч рублей на неделю), чтобы она не тратила свою пенсию.
Находясь в Москве, мы с мужем поддерживали связь по смартфонам с бабушкой и детьми. Папа по видеосвязи напоминал детям о призе за хорошее поведение (поход в развлекательный центр для детей). По возвращении он отвез трех старших детей в "Джуманджию", а маме купил и установил компактную посудомойку. И дети, и свекровь довольны.
Если в семье намечаются роды в другом городе, а родственников нет, то есть такие варианты куда можно пристроить одного-двух детей:
- Детские лагеря патриотической и иной направленности для детей из многодетных и малообеспеченных семей и иных льготников. Путевок выделяется очень мало, поступают они в школу в течение учебного года. Смены длятся дольше, чем каникулы. У старшего сына с класса ездила только одна одноклассница.
- Ежегодные "тематические лагеря" для учеников начальной школы, которые организуют многие общеобразовательные школы. Детей приглашают туда почти сразу по завершении учебного года (май-июнь). Тему каждая школа выбирает сама (юбилей комсомольского движения, творчество поэта, история города и так далее). Дети живут и питаются на территории школы несколько недель, ночуют на раскладушках (их приносят родители). Днем они посещают с педагогами библиотеки, музеи. Им организуют спортивные занятия, квесты и так далее. В школе моего сына-инвалида таких лагерей нет. Обходится это удовольствие в несколько тысяч рублей.
- Спортивные лагеря для юных спортсменов. Обычно проводят в июле или августе. Под присмотром тренера дети на заказном автобусе выезжают на место летних тренировок в данном регионе или за его пределами. Оплачивают такой лагерь родители из своего кошелька заранее, стоимость исчисляется десятками тысяч рублей.