Сегодня мне хотелось бы поговорить о Мировом Протестантизме, но не затрагивая сейчас рассуждения о вероучении протестантов, а разобрать только вопросы организованности протестантов в формате церковных учреждений непосредственно. Я затрону вопросы о том, как организован Протестантизм, протестантские церкви, что такое конфессии и деноминации, что эти слова вообще значат и какая административная структура и бюрократия у Мирового Протестантизма. Кроме того, хотелось бы также рассмотреть в общих чертах, как устроены те или иных протестантские церкви, как они связаны между собой и т.д.
Приведу сначала для сравнения краткий пример с двумя другими основными течениями Христианства, такими как Католицизм и Православие. Римская Церковь представляет собой одну религиозную организацию, имея в своëм составе и различные церковные автономии такими, как униатские восточные католические общины. А Православие состоит из ряда церквей автокефалий, независимых друг от друга в плане организации, но состоящих между собой в евхаристическом общении и признающих между собой единую Церковь, связанную признанием общих Вселенских Соборов. Так русская Православная Церковь - это отдельная автокефалия в православии. Кроме того, есть автокефалии греческая, болгарская, сербская, антиохийская, константинопольская и т.д.
Существуют, конечно, и различные независимые религиозные организации, имеющие в своëм названии приставку католические или православные. Как правило, они имеют происхождение от основной католической или православной церкви, которые отделились по тем или иным причинам, и они зачастую не обладают каноническим статусом для своей основной церкви или обладают им в ограниченном формате, когда их признают частично. Таким примером в Католицизме могут служить старокатолики, а также независимые движения католиков-седевакантистов. Их также называют неримским католицизмом, поскольку они не подчинены Римскому Епископству даже в формальном статусе и представляют собой отдельную организацию.
Православными отделёнными от основных взаимно признанных автокефалий могут считаться старообрядцы, а также частично признанные автокефалии Православия, например, сегодня Православный Мир раскололся в вопросах признания структуры Православной Церкви в Украине, поскольку часть автокефалий признаёт дарование Томоса, то есть каноничного статуса со стороны Константинополя Киеву, а другие этого не признают. А также так называемые старостильные греческие церкви, которые отделились от греческой автокефалии, когда православные греки перешли с юлианского на новоюлианский календарь, и они отделились от основной структуры. По этой причине их называют старостильными церквями, то есть оставшимися при старом календарном стиле. Есть много других примеров в Католицизме, Православии, Древневосточном Христианстве, но это не тема для основного видео. Но я думаю, все уже поняли вкратце организационное различие Католицизма от Православия. И на этом примере я буду далее говорить о Протестантизме, с которым организация и структура имеют более разветвленную систему.
На сегодняшний день в мире насчитывается примерно 1 миллиард 100 миллионов протестантов, различных прихожан самых разнообразных протестантских церквей. В подсчёте я беру всех христиан, у кого учение и традиции в своём корне берут начало с эпохи Реформации. Это, конечно же, и традиционные протестанты, такие как лютеране, англикане, кальвинисты, и евангельские конфессии в Протестантизме, получившие более широкое распространение по большей части в США, а не в Европе, такие как баптизм, адвентизм, методизм, пятидесятничество, харизматия и т.д. Влияние на богословие евангелистов оказали идеи кальвинизма и анабаптизма. Лично я являюсь христианином евангельского протестантизма пятидесятником.
Наименования, которые я перечислил, например, «баптизм» или «пятидесятничество» - это обозначение отдельного направления в вероучении, обозначаемого словами «конфессия» или «вероучение». Слово «конфессия» означает определенное вероучение, которое характерно для того или иного внутреннего направления в протестантизме. То есть, баптизм, лютеранство, кальвинизм – это непосредственно конфессия внутри общей протестантской конфессии в целом. В самом протестантизме не так уж и много конфессий именно как вероучительных направлений.
И когда говорят о том, что Протестантизм якобы раскалывается на тысячи частей, то это не так. В вероучительном разнообразии на самом-то деле протестантов не так уж много. Внутри определённой конфессии протестанты очень похожи, даже если они проживают на разных континентах. Кроме того, в целом протестанты между своими конфессиями так же достаточно схожи во мнениях по причине общих идей и стремлений, заложенных ещё в период Реформации. Но конфессия не является одной организацией, объединяющей все приходы, которые придерживаются определённого вероучения этой самой конфессии. Уже внутри этих конфессий действуют определенные отдельные религиозные организации, которые называются деноминациями. Слово «деноминация» означает уже одну организованную структуру, состоящую из протестантских приходских церквей, которые придерживаются общего направления в той или иной протестантской конфессии. Деноминация может представлять собой и отдельную организацию, и собрание отдельных организаций, то есть деноминацию над деноминациями. Это может быть даже один единственный независимый приход, или это может быть группа приходов на 10, 50, 100, тысячу или даже десятки тысяч приходов в определённом регионе, или даже по всему миру.
Деноминации независимы друг от друга и зачастую отдельный приход также обладает высокой степенью автономии от главенствующих епископов, управляющих деноминацией. Степень контроля разнится от одной деноминации к другой. Но на деноминациях всё не заканчивается. Далее религиозные организации деноминации складываются в большие церковные конфедерации, называемые союзами, альянсами, объединениями, собранными по конфессиям. Например, есть конфедерация Ассамблея Бога, самая крупная из подобных объединений. Она в свою очередь объединяет конфедерации из деноминаций по меньше или крупные деноминации.
Приведу личный пример. Я протестант-пятидесятник ходил некогда в деноминацию «Новое Творение», объединявшую некоторое количество приходов по стране, а «Новое Творение» входило в конфедерацию РЦХВЕ - Российская церковь христиан веры евангельской. А конфедерация РЦХВЕ, объединявшая российские пятидесятнические деноминации, входила в международную конфедерацию Ассамблеи Бога. А уже Ассамблея Бога входит во всемирный евангельский альянс, насчитывающий более 600 миллионов евангельских протестантов в мире, и даже это не является полным числом евангельских протестантов, поскольку не все деноминации входят в эту организацию.
И что ещё важно отметить. Когда говорят, что протестантизм раскалывается между собой на тысячи частей, это неправильно. Раскол как богословский термин в этом плане употребляется на примере расколов, которые происходили в эпоху схизмы XI века, когда разрывалась евхаристическая связь между епископами и, соответственно между прихожанами этих епископств. В качестве примера можно привести разделение Римской и Православной церквей. Но что же тогда произошло? Было разорвано евхаристическое общение и было объявлено о непризнании таинств этих двух конфессий, которые не признавали друг друга как истинную церковь в Средние века. Таким образом, можно утверждать, что раскол - это полный разрыв и неприятие одной церковью другой церкви, и обозначать множественность протестантских объединений в таком богословском определении неправильно. Всё потому что протестантизм разделяется на организации и конфессии, но не перестаёт считать действительными таинства своих единоверцев из других деноминаций или конфессий. Благодаря этому сохраняется взаимное признание одних конфессий другими и одних деноминаций другими.
Протестантизм имеет огромное количество религиозных организаций, церквей, деноминаций, отдельных независимых приходов, которые так или иначе независимы и обладают высокой автономией, даже если входят в огромные конфедерации. Но все они друг друга признают. И хотя разногласия между какими-то конфессиями и отдельными деноминациями, конечно, бывают, но общее признание взаимного родства остается и никуда не девается.
Протестантизм ещё со времён учений реформаторов признаёт, что все мы, исповедующие Христа, так или иначе, части Всемирной Церкви Христовой. Протестантизм, Католицизм, Православие и Древневосточные Церкви - все мы в совокупности представляем собой Всемирную Церковь, и, несмотря на разницу во взглядах и отдельную административную организацию, всех нас объединяет исповедание Христа Богом и Его жертва за грехи человечества, а также другие основополагающие догматы Христианского Вероучения. Это означает, что когда протестанты множат свои структуры и деноминации, то протестанты не объявляют, что те, с кем было разделение организации, разрывают с ними общение как с еретиками, что является подлинным обозначение раскола в богословской терминологии. Протестантизм не раскалывается на тысячи движений, а расходится, словно ветви Церкви, сохраняя фундаментальные догматы Христианского вероучения. Протестантизм в реальности очень единый, даже несмотря на то, что насчитывает невероятное количество независимых друг от друга организаций и широкие автономии отдельных поместных церквей в этих организациях.
Это я говорил по большей части от лица Евангельских Протестантов. Но что же с европейскими традиционными протестантами? Там структура и организация в некотором роде очень схожа, несмотря на различие в терминологии. Имеются большие национальные лютеранские церкви, такие как Норвежская лютеранская церковь, Шведская лютеранская церковь, Датская и т.д. Отдельные приходы в этих церквях также обладают широкой автономией, чего, по правде говоря, исторически изначально не было. Когда Реформация только начиналась, то протестантская структура церковная тоже напоминала прямую иерархию и подчинение синоду из епископов глав этих протестантских церквей, и они уже диктовали законы и правила вниз, то есть к священникам приходским. Но потом, спустя столетия, эта система стала уходить. И постепенно поместные церкви стали получать все большую и большую автономию. Это началось ещё в Англии, где была объявлена государственная Англиканская церковь, отделившаяся от католицизма. Прямая иерархия сразу обязывала всех священников и епископов подчиняться королю, главе Англиканской церкви. Но туда в Англию стали пребывать протестанты-кальвинисты. И они тоже стали создавать уже свои церковные структуры и религиозные организации. Среди них были и конгрегационалисты. Они выступили против власти и влияния высших синодов церквей кальвинистов и потребовали, чтобы каждый приход, каждая отдельная церковная приходская община имела свою автономию от церкви, поскольку полное подчинение приходов синоду напоминало им структуру тогдашней Римской и Англиканской Церкви.
С этого религиозного вопроса и начался процесс децентрализации протестантских церквей и усиления автономий отдельной церковной общины. К чему это привело спустя столетия? К тому, что зачастую мы слышим: епископ какого-то объединения, конфедерации, состоящей из деноминаций, но этот епископ имеет лишь номинальную власть. Он такой и у лютеран, и у евангельских христиан. И эти главы, высшие епископы, обладают высоким авторитетом, но не обладают какой-то прямой властью. Они также имеют свои кафедральные общины, кафедральные приходские церкви. И там они главные проповедники. В остальном они ограничены во влиянии и не могут решать единолично - только по совету с другими епископами и прочими иерархами церкви.
В целом можно сказать, что протестантские церкви, протестантская бюрократическая система административного контроля религиозных объединений очень простая и в то же время очень разветвлённая, обладающая множеством деноминаций и приходских церквей. Чтобы понять, почему так вышло, нужно окунуться в историю развития евангельских церквей по всему миру и разобраться, почему мы, евангельские протестанты, в течение достаточно короткого срока распространились по пространству всей планеты, в том или ином процентном количестве меняя статистику и религиозную демографию целых стран. Сегодня даже в самых захудалых городках мира, где-то даже в тех странах, где христиан, гонят, мы, протестанты, при этом продолжаем там существовать и развивать свои общины даже в Северной Корее, где, несмотря на жесточайшие гонения, численность тайных христиан растёт невероятными темпами. Причина этой живучести евангельских общин в самых труднодоступных регионах мира для миссионеров состоит в простом способе управления и очень простых требованиях к организации новых христианских приходских церквей. Приведу пример проникновения евангельских протестантов в тот или иной регион. Например, в отдалённой стране есть какой-нибудь город, где не были знакомы с протестантизмом или вовсе с христианством. Несколько человек жили где-то в другом городе, где они были протестантами. Они приезжают обратно в свой родной город, где нет протестантской церкви (также это могут быть специально посланные миссионеры в тот или иной город, которые целенаправленно ведут свою миссионерскую работу). Они начинают искать единомышленников и евангелизировать своих знакомых и родственников, подводя их к принятию христианства. Люди, желающие изучать Библию, вскоре начинают собираться по домам на импровизированные богослужения. Создается маленькая домашняя ячейка. Эта ячейка с самого начала ни к кому административно не привязана, никому ничем не обязана и начинает развиваться автономно и самостоятельно. Община растет.
Так или иначе, если есть возможность создать законную церковь и христианам это разрешают, то эта община формирует законную церковь. Из общины выбирают пастора, или его назначают из соседней деноминации, поскольку не всегда есть подходящие люди, достаточно компетентные в богословии. Пастор должен быть с высшим богословским образованием с безупречной репутацией. Община усиливается, может быть, строит где-то церковь как отдельное здание, и тогда домашние собрания более не нужны, или под церковь переоборудуют частный дом или квартиру. Эти домашние церкви например в том же Китае обрели громадную популярность и растут с невероятными темпами. Потом уже выросшая приходская община присоединяется к деноминации на правах автономной общины, и тем самым этот приход одновременно присоединяется и к крупным протестантским конфедерациям, создавая связь со своими единоверцами.
Но, конечно же, мало быть просто общиной, желающей присоединиться к какой-то деноминации или конфедерации. Необходимо изучить вероучение общины кандидата, что проповедует пастор на проповедях. Нужно чтобы данная община исповедовала непосредственно учение той или иной конфессии, в чью конфедерацию они вступают. Понятное дело, те, кто вступает в баптистскую деноминацию, должны придерживаться баптистских вероучительных правил, а те, кто вступает в пятидесятнические конфедерации и деноминации, должны быть пятидесятниками непосредственно. Если какая-то община грубо нарушает фундаментальные догматы Христианства, например, она не признает Иисуса Христа Богом, или же есть какие-то отклонения в учении о Триединстве Бога и Богочеловечности Христа, то такой общине не позволяют присоединиться к протестантским организациям. Такое религиозное объединение объявляется вне учения Протестантизма, вне общения с другими протестантскими церквями, и она не признается протестантской как таковая, обычно их называют парахристианскими или псевдохристианскими учениями, примерами подобных религиозных объединений могут служить мормоны и свидетели иеговы. Таким образом, Протестантизм очерчивает границу, где отделяет себя от различных сомнительных учений. Есть, конечно, такие отдельные движения, которые называют себя протестантскими, но при этом с ними подавляющее большинство других протестантов не сообщается. Это происходит когда в данном движении грубейшим образом нарушены какие-то вероучительные правила или их лидеры создают авторитарную преступную структуру, таким лидерам не место в Протестантском Мире, и в среде людей чтящих Библейское учение.