Пришёл долгожданный отпуск? Как его провести, чтобы уйти от повседневных забот, рабочей рутины? Большинство людей, живущих в городах, думаю, предпочтут уехать подальше от дома, на лоно природы, в какие-нибудь необычные места, где можно мысленно расслабиться, испытать новые эмоции, отдохнуть, развеяться. Крым — тот самый край, куда стремятся за новыми положительными впечатлениями. Для этого тут есть всё: море, горы, леса, степи, озёра, реки. И отдых на любой вкус. К тому же благодаря энтузиазму крымчан, их новым идеям и желанию удивить туристов появляются такие виды развлечений, которые дают возможность полностью перезагрузиться. Я отправляюсь на Ай-Петри — за острыми ощущениями, которых, по всей видимости, мне явно не хватает.
СОБЛЮДАЕМ ЗАПОВЕДНЫЕ ПРАВИЛА
Ай-Петри — это не просто обрывистые скалы, которыми стремятся полюбоваться со стороны моря не только туристы, приезжающие из других регионов страны на Южный берег Крыма, но и сами крымчане. Но стоит подняться и на плато, чтобы увидеть край заповедной тишины, соколов, парящих в высоком небе, и уже с вершины насладиться великолепной панорамой Южнобережья.
Сегодня, надо сказать, ситуация здесь в корне изменилась: нет гостиниц, торговых рядов, шалманов, когда-то заполонявших огромную территорию, запахов жареного мяса и вечного шума от бесконечной на восточный манер торговли. Наконец-то, уже с приходом России, начали действовать законы, направленные на сбережение главного богатства Крыма — его природы. От былого безобразия пока ещё остаются обширные участки земли, покрытые асфальтом. Но работа, видно, ведётся, и когда-нибудь в ай-петринском поднебесье человек снова станет уважающим чужой дом гостем, соблюдающим его законы. Во всяком случае надеюсь на это!
Тут оставлены лишь те объекты, которые, по заверению дирекции ФГУП «Заповедный Крым», не вредят животному и растительному миру. Вот туда я и направляюсь — к зубцам, где с помощью троллея, протянутого почти на километр над долиной, подвесного моста над обрывом и «тропы», проложенной вдоль вертикальной стены высоченной скалы, предлагается адреналин, а вместе с ним — дополнительные эмоции, которые каждый человек определяет для себя сам. Но прежде заполняю онлайн пропуск в заповедник, который прежде всего возлагает на меня ответственность за правильное поведение: не шуметь, ничего не рвать, не ходить там, где не положено.
Теперь смело шагаю к выбранному мной объекту в сопровождении Алёны Павловой — руководителя высокогорного «аттракциона». К слову, мы идём не где нам вздумается: двигаемся по оформленной работниками Ялтинского заповедника тропе. Она не забетонирована и имеет природный вид. Затем поднимаемся по лесному склону и выходим на открытое пространство. Над головой пролетает пристёгнутый к тросу «андреналинщик», и слышится лишь схожий с выпущенной стрелой звук. Доли секунд — и он исчезает из виду. Ещё преодолеваем каменную россыпь и оказываемся у первого объекта — подвесного моста.
БЕЗОПАСНОСТЬ — ПРЕВЫШЕ ВСЕГО
Мне даже смотреть в его сторону страшно. Тут над обрывом гуляет ветер, и создаётся впечатление, что он слегка раскачивает лёгкую конструкцию. Углообразный переход от скалы до отдельно стоящего скального зубца и обратно выглядит пугающее: дорожка из жёрдочек, расстояние между которыми у меня вызывает чувство обязательного падения, и такие же, на мой взгляд, хлипкие тросы-поручни. Всё!
— Хочешь прилюдно свести счёты с жизнью — иди?! — обращаюсь к парню, который только что прошёл этот путь.
Тот смеётся.
— Вы боитесь высоты? — вопросом на вопрос отвечает Александр (так зовут этого смелого человека). — Вы знаете, я — тоже. И когда в 2019 году я впервые здесь преодолевал свой страх, у меня ноги подкашивались. А сегодня прошёл совершенно спокойно. Видимо, организм адаптируется к предлагаемым условиям.
Работники всех трёх объектов в свою очередь гарантируют стопроцентную безопасность. На желающего пощекотать себе нервы инструктор надевает страховочную удерживающую систему и пристёгивает его к тросу закреплёнными на специальных ремнях карабинами. Всё — шагай. Конечно, если бы этот «весёлый» мостик располагался в метре от земли, то никто бы и не подумал о том, что можно чего-то бояться. Но когда топаешь по дощечкам, между которыми проглядывает бездна, при этом на ветру твой мост преодоления собственных страхов покачивается из стороны в сторону, тут уж, как говорится, не забалуешь. Или, словно гусеница, медленно ползёшь вперёд, глядя исключительно перед собой, или, делая несколько шагов, возвращаешься. Есть ещё один вариант: посидеть в сторонке, подумать и... отказаться.
— Инструкторы, давно здесь работающие, становятся практически психологами. Они по состоянию человека сразу могут понять, пройдёт тот трассу или нет. Если видят, что человек реально очень сильно боится:
побледнел, ладони стали влажными, в горле у бедняги явно пересохло, рекомендуют не идти. Безопасность — превыше всего! Если с нашей стороны сделано всё для того, чтобы в плане технического оснащения не было никаких сбоев, которые могут привести к несчастному случаю, то предугадать паническую атаку во время перехода или сердечный приступ, который может случиться от страха, мы не в силах. Во избежание подобных ситуаций инструктор посоветует не рисковать. К тому же он всегда действует по специально разработанной инструкции, предусматривающей практически все нюансы, — говорит Алёна.
По её словам, к подобным объектам со стороны техгрупп и специальных контролирующих функционал служб — всегда повышенное внимание. Тут предусмотрена не только тройная система страховки — удерживающая привязь и два карабина, один из которых невозможно отстегнуть от металлического троса на протяжении всего пути. На мосту, как, собственно, и на других двух объектах, перед каждым сезоном организация, у которой есть лицензия для проверки стальных канатов, проводит капитальный осмотр. Кроме того, ежедневно перед началом работы, согласно регламенту, визуально проверяются все основные крепежи объектов. Также через каждые два-три года эксплуатации тросы меняют на новые.
— Кроме того, и сами элементы конструкций абсолютно надёжные: например, мост состоит из шести отдельно закреплённых тросов, каждый из которых выдерживает свыше девяти тонн. И даже если у кого-то закружится голова, обмякнут ноги и руки, упасть не получится — в худшем случае повиснет на страховочной системе, и то ненадолго — его тут же вытащат бдительные инструкторы, — рассказывает моя собеседница.
Чтобы не доставлять неприятных моментов милым ребятам, конечно, готовым всегда прийти на помощь, я отказываюсь от прохождения 45 метров в одну сторону и ещё 55, да ещё и под наклоном, в другую — уж больно не хочется болтаться, как обезьянка, на верёвке. Моя фобия, увы, сильнее меня, поэтому отказываюсь и от второго «удовольствия». Как по мне, то виа феррата, или, другими словами, «небесная тропа», — совсем не для слабонервных. В скалу вбиты металлические скобы, на которые положены такие же, как и на мосту, настилы. В мире существует практика делать такие тропы без настила, но такой вариант — суперадреналинистый. На Ай-Петри создали более спокойный способ передвижения. Тем не менее под ногами 60—80 метров высоты, крепления — только со стороны стены: по уровню груди тоже вбиты скобы, через которые протянут страховочный трос. Система страховки, как уже говорила, аналогичная той, что используется на мосту, — непрерывная. Сюда стоит идти самым отчаянным, вернее, тем, кто не боится совершать немыслимые поступки, например, прыгать с парашютом. Хотя Алёна уверяет, что я преувеличиваю. Возможно. Но идти и плакать от безысходности, поскольку тут, если за тобой следует другой человек, уже не повернёшь, и нужно пройти всю трассу, — совсем не хочется. Однако те, у кого на краю обрыва не возникает тремор в ногах, могут спокойно отправляться «в небо» и в полной мере наслаждаться высотой и панорамными видами. Многие, кто на такое решился, отмечают, что испытывали невероятнейшие эмоции. Я же воздержусь...
ТРОЛЛЕЙ: ПОЛЁТ НОРМАЛЬНЫЙ!
— Алёна, а какой из представленных объектов самый популярный среди туристов?
— Подвесной мост, затем троллей и на третьем месте — виа феррата. Да, далеко не все готовы преодолеть «небесную тропу». Однако я слышала от некоторых туристов, что подобные способы преодоления страхов помогают им в дальнейшем более решительно преодолевать жизненные проблемы.
Пускай так, но я выбираю троллей. И не ошибаюсь! Лететь половину пути на скорости 60 км/ч, а потом, замедляясь, плавно пролетать остаток пути, при этом успевая увидеть вдалеке и море, и обширную долину, где уютно разместились Алупка и Кореиз, и даже АюДаг на горизонте, — вот это настоящий кайф! Да, тут тоже высота приличная, но лес маскирует её, да к тому же пролетаешь весь 900-метровый путь примерно за минуту. В общем, нет времени испугаться. Зато ощущение полёта однозначно присутствует. А когда понимаешь, что риска — ноль, то лети себе спокойно и наслаждайся окружающим пространством. Правда, правила техники безопасности и на троллее нужно соблюдать чётко. Например, не поднимать руки к тросу, держаться за страховочный ремень, или, как его называют профессионалы, ус, и в конце пути немного отклоняться в сторону, чтобы в момент торможения (есть небольшой рывок) не ткнуться в этот самый «ус» лицом. Если на носу очки, то могут запросто слететь.
— А для чего на старте стоят весы? — спрашиваю Алёну.
— Очень худых или очень полных, крупных надо взвешивать, чтобы понимать, какова нагрузка. Люди весом более 90 кг уже не допускаются, как, впрочем, и те, кто легче 45 кг, то есть с недостаточным весом.
— Почему?
— По правилам самостоятельно проехать могут лишь те, у кого вес не меньше 45 кг. В эту категорию чаще всего входят подростки, а им к тому же позволяется «лететь» лишь под присмотром и с разрешения родителей.
Кстати, ограничение по возрасту действует на всех трёх объектах, минимальный — 12 лет. Что же касается троллея, то тут именно вес играет важную роль: если дует встречный ветер, то человек с малым весом может не долететь до конечной станции — зависнет где-нибудь по пути. Так что при встречном направлении воздушного потока катаются те, кто весит 50 и более килограммов. При попутном ветре разрешительный диапазон от 45 до 90 кг. Если человек имеет вес больше максимального значения, то он не остановится вовремя. Тогда нужно будет проводить экстренное торможение — сработает установленная на финишной площадке так называемая улавливающая пружина, которая смягчит торможение «летящего», но он под собственным весом может откатиться назад и тоже зависнуть на тросе. Чтобы таких вариантов избежать, худых или крупных взвешиваем.
Я со своим стандартным весом легко и очень плавно финиширую. Ура — море положительных эмоций получено! Можно возвращаться домой. Буквально через несколько минут уже спускаюсь с Ай-Петри на обновлённой канатной дороге. Но о ней — в следующем репортаже моего коллеги Алексея Васильева.
Ольга САФРОНОВА.
Фото Валентина ГУСЕВА и Алёны ПАВЛОВОЙ.