Найти тему
virlenka

Песни «без обертки». Интервью с Тимофеем Яровиковым (гр.СЕРДЦЕ ДУРАКА)

Часть 2. Этот материал вышел в апреле 2020 года. Знаю, что сейчас мы с Тимофеем говорили бы совсем о другом и настроение разговора было бы другим. Изменилось время, обстоятельства, люди, пространство, планы… Но иногда разговоры из той, «прошлой жизни» нужны, чтобы не забыть о том, как оно было до «разделения эры после и до ножа».

Тимофей Яровиков. Фото из соцсетей группы "Сердце дурака".
Тимофей Яровиков. Фото из соцсетей группы "Сердце дурака".

«Все мои песни о любви», – так обычно отвечает Тимофей Яровиков, когда журналисты или слушатели спрашивают, чему посвящено его творчество. И если слушать внимательно, так оно и есть. О свободе и вере, о войне и дороге, о личном выборе и личной ответственности – это все о любви. О высшей степени неравнодушия.

Про «Сердце дурака»

– Во-первых, «Сердце дурака» – это по-прежнему книга минчанина Вячеслава Жукова (псевдоним Джеймс Гудвин), ныне живущего в Австралии, – отвечает Тимофей на вопрос, откуда взялось название группы. – Лет 20 назад книга была довольно популярна в рок-н-ролльной тусовке Беларуси. Тогда она вышла тиражом 10 тысяч экземпляров, а сейчас ее можно найти в наших библиотеках и сети.

В свое время эта повесть на меня очень повлияла. Поразила сама идея дурака, но не как слабоумного, а как некоторого мироощущения человека. До меня дошло, почему у дурака в сказках в конечном итоге все получается: потому что он свои поступки мотивирует не умом, а сердцем. В этом смысле «сердце дурака» можно рассматривать как жизнеопределяющий момент в поступках человека.

А вот группа с названием «Сердце Дурака» появилась в 2003 году и существовала пятнадцать лет. Увы, сегодня ее, по сути, нет. Записав альбомы «Могила льва» и «Война и любовь», мы с ребятами из последнего состава разошлись по общему согласию. Наверное, мы исчерпали совместный ресурс – так бывает, и ничего трагичного в этом нет. Конечно, первое время у меня было чувство, что без группы я как будто осиротел.

Хотя в общем-то не изменилось ничего, кроме того, что у меня теперь нет концертов «в электричестве». Но важно было само это ощущение, что ты не один, а с командой, на которую можно положиться, с которой можно что-то творить – это потрясающе интересный процесс: сотворчество с другими людьми. Я не исключаю, что однажды соберу новый состав «Сердца Дурака». Мне даже интересно поработать с оркестром, пусть даже небольшим. Но пока это остается на уровне мечтаний.

Сегодня «Сердце Дурака» – это не столько музыканты, сколько сообщество неравнодушных людей, которые помогают организовывать концерты, разносят по свету песни и вообще пытаются делать что-то настоящее – люди из самых разных городов и даже стран.

О песне в «чистом» виде

– Однажды мне стало интересно: а чем же я вообще занимаюсь? И я выяснил для себя, что занимаюсь не столько музыкой, сколько песней. Из меня музыкант так себе. А что нужно для того, чтобы заниматься песней в чистом виде? Для этого не нужна ни гитара, ни бас, ни виолончель, ни что-нибудь еще. Для песни нужен текст с мелодией. Вот у меня «Солдатская» – акапельная песня. Так делали наши деды и родители, собираясь за столом, на завалинке, в походе, – пели песни акапельно. Отсутствие гитары или баяна не мешало им, потому что песня может существовать сама по себе, без какого-либо антуража. И мне захотелось избавиться от того «лишнего», что может украшать песню, а может и помешать ей. Поэтому пока я просто выступаю под гитару – и мне этого достаточно.

В современном мире мы привыкли к постоянному шуму, он у нас присутствует даже фоном, а я хочу возвращения к чистому продукту. Сегодня главный продукт – это обертка, причем во всем. А я ищу продукты без обертки, в том числе и песни. Поэтому мне хочется почти академической формы: предельно лаконичной, простой – именно в ней я вижу силу. И сегодня такая форма – это больший панк-рок, чем собственно панк-рок.

Тимофей Яровиков, 2016 год. Фото из соцсетей группы "Сердце дурака".
Тимофей Яровиков, 2016 год. Фото из соцсетей группы "Сердце дурака".

О работе и отдыхе

– Бывали времена, когда у меня случалось по 150 выступлений в год – это почти каждый второй день. Это был очень жесткий режим, поэтому сегодня, скажем так, у меня умеренный концертный график. Как обычно, в основном езжу по Беларуси, России, Украине. В декабре прошлого года впервые в жизни был за границей с концертом на Кипре (прим авт.: речь идет про 2019 год).

Сегодня у меня хватает времени, чтобы выдохнуть и отдохнуть, полежать с книжкой или, к примеру, пройтись с друзьями на плоту по реке. Сплав по Днепру мне милее любого моря. Учитывая, что я очень скучаю по белорусской природе, она меня насыщает, то для меня это лучший отдых из возможных. Иной раз бывает действительно тяжело, дорога выматывает. Но в дороге, как на войне – все понятно. У тебя есть цель, определенный путь, промежуточные задачи и длительные, когда-то нужно отдохнуть, а когда-то, наоборот, собраться с духом и напрячь все силы. Но если в тебе в принципе от природы есть дух кибитки, то тебе это дается достаточно легко.

Во мне, наверное, он все-таки есть. А дорога, в свою очередь, если ты к ней относишься уважительно, начинает сама тебе помогать. Это не эзотерика, это, скорее, такая сказка. Но она работает, потому что все сказки работают.

Тимофей Яровиков, Карпаты. 2016 год. Фото из соцсетей группы "Сердце дурака"
Тимофей Яровиков, Карпаты. 2016 год. Фото из соцсетей группы "Сердце дурака"

Об «ощущении дома»

– Это простой вопрос и трудный одновременно. Гилберт Кит Честертон, один из моих любимых писателей, в книге «Вечный человек» написал, что дом – это такое место, куда ты стремишься, когда там плохо. Это не то место, откуда ты бежишь, когда плохо, а то, куда ты идешь, когда плохо, потому что ты там нужен. Это грандиозная мысль. И насколько бы мне иногда ни было тяжело в родном Могилеве, насколько ни хотелось бы порой даже сбежать, уехать отсюда, я все равно осознаю себя «тутэйшым», мыслями возвращаюсь сюда, и особенно мне переживательно в моменты, когда здесь что-то не складывается.

Группа "Сердце Дурака", 2016 год. Могилев. Фото из соцсетей группы "Сердце дурака"
Группа "Сердце Дурака", 2016 год. Могилев. Фото из соцсетей группы "Сердце дурака"

А вообще ощущение дома – это что-то внутреннее, ты сам выбираешь, где твой дом. Есть момент родины. Но человек может родиться в самолете, поезде или на свалке. И что их – считать домом? Это несколько странно. Человеку от природы дано право выбора. Он может родиться в одном месте, а построить что-то важное в другом.

Нет какого-то правила одного на всех. Человек может полюбить любое место на этой планете и сделать его своим. Это ключевой момент. Именно любовь заставляет тебя идти домой, когда там плохо, чтобы что-то изменить.

О взаимоотношениях человека с Богом

– Любое творчество в самом широком смысле – это попытка человека обрисовать свои взаимоотношения с Богом. Это может быть разный путь. Это может быть путь познания или даже путь борьбы, отрицания Творца, но что бы ни делал человек, так уж получается, какой бы он ни совершал творческий жест, шаг, акт, каждый раз это попытка описать свои взаимоотношения с Создателем.

Господь создал человека способным на творчество. В Писании сказано, что он дал право человеку давать имена – это, по сути, право на творчество. Даже ангелы не способны творить – только люди. Потому-то Мефистофелю и нужно охомутать Фауста.

Может, я скажу крамольную мысль, но люди, не верующие в Бога, идущие путем его формального отрицания, порой делом всей своей жизни реализуют это божественное право, данное им. А некоторые создают столько и такое, что могут оказаться гораздо ближе к Богу, чем те, кто сознательно подписывается под какими-то догматами. То есть часто всей своей жизнью человек доказывает существование Бога, не осознавая происходящего. И в этом, мне кажется, очень много Господнего юмора.

Экология – это ведь широкое понятие, касающееся и человеческого сознания, которое сегодня испытывает постоянную атаку. Наше сознание не приспособлено жить в таких условиях. Человечество никогда еще не встречалось с подобным положением вещей. А вот что будет за горизонтом событий, никому не известно, во что и в кого мы превратимся, никто не знает. Будет ли там крах всему, полная деградация, или наоборот, качественно новый виток развития и наступит осознанное отношение к ресурсам, природе, человеку…

На мой взгляд, лучшие люди будущего – это, безусловно, профессионалы в отдельных областях, но при этом обладающие самой широкой эрудицией. Но это своего рода мои мечты об идеальном, абсолютном человеке, а как оно будет дальше, неизвестно. У меня по этому поводу стихотворение недавно написалось, правда, не очень оптимистичное:

Входит абсолютный человек

В кубе, в сфере и в вакууме.

Чистый, словно клевер и четверг.

Смотрит глазами ласковыми.

И идет сияние от лица –

И ведет до умопомрачения.

А черты писались в небесах

В идеальном золотом сечении.

У него в ладонях вечный хлеб,

Мех вина целебного на поясе,

В сумке – книга в кожаном чехле,

В книге истина – от полюса до полюса…

Наглеца сожгли со всем добром,

Казнь ему устроили прилюдную:

Наших нам ломать не надо норм –

Это мы здесь люди абсолютные.

"МВ", апрель 2020. Начало разговора читайте по ссылке

Часть 1. О времени, пространстве, людях… Интервью 2020 года с Тимофеем Яровиковым, лидером группы «Сердце Дурака»

Фото из соцсетей группы "Сердце дурака".
Фото из соцсетей группы "Сердце дурака".

#культура #поэзия #поэты #музыка