Не засоряйте халтурой киноэкраны и телеэфир, коллеги! Да сколько же можно?!
Как там А.И. Куприн советовал писателям в «десяти» своих заповедях?
К примеру, «Десятая»!
«Работай! Не жалей зачёркивать, потрудись «в поте лица». Болей своим писанием, беспощадно критикуй, не читай недоделанного друзьям, бойся их похвалы, не советуйся ни с кем. А, главное, работай, живя.
Ты – репортёр жизни. Иди в похоронное бюро, поступи факельщиком, переживи с рыбаками шторм на оторвавшейся льдине, суйся решительно всюду, броди, побывай рыбой, женщиной, роди, если можешь, влезь в самую гущу жизни.
Забудь на время себя. Брось квартиру, если она у тебя хороша, всё брось на любимое писательское дело… Кончил переживать сюжет, берись за перо, и тут опять не давай себе покоя, пока не добьёшься, чего надо. Добивайся упорно, беспощадно…»
Конец цитаты.
К сожалению, наши бодрые халтурщики, написатели разных мастей, матёрые соавторы и сосценаристы, режиссеры редко руководствуются полезными советами классиков. Чаще всего, мыслят в пределах МКАД, поглядывая на мир из окна теплой квартиры, а чего хуже всего, - перепевают чужое, вторичное и примитивное.
Даже если им попадается первоисточник (книга или очевидец), умудряются такого навалять, профессионалам становится стыдно за отсебятину киношников. Имею ввиду профессионалов: военных летчиков, пилотов гражданской авиации, космонавтов, моряков и др.
Продолжаю настаивать, если берешься делать фильм о профессионалах своего дела, будь профессионалом своего. Не вноси отсебятину, руководствуясь, что «пиплы схавают», бахвалясь, что «фильм получился кассовый».
Лишний раз убеждаюсь, кассовость «одноразового» фильма, чаще всего, определяется низкой массовой культурой зрителя, его стремлением «просто» отдохнуть на просмотре, «просто приколоться», «чисто поржать», «просто давно не было нашего кино»!
Недоброжелатели в Дзене критикуют меня нещадно. Для них не является доказательством, что, например, работал в системе Роскосмоса, если недавно сфотографировался после переговоров по документальному кино в проходной с вывеской «Роскосмос», через которую, в свое время, проходил на работу через краснопогонную охрану воинов Внутренних Войск. Иронизируют, мол, ну, и что, мы тоже можем сфотаться у Кремля. Но это же не означаем, что работаем в Кремле. У вас не означает…
В очередной раз взялся спорить с киноколлегами по фильмам о космосе. Про космическую халтуру «Вызов» позже постараюсь написать иронично-абстрактную зарисовку, типа, продолжения. «Вызов - 222».
Квакнули медСирены в космосе и затихли. Кто пойдет пересматривать фильм? Сомневаюсь, что многие…
В доказательство своей сопричастности к испытаниям ракетной техники приводил конкретные примеры из своего жизненного опыта, вплоть до косвенного участия в спасении, например, космической станции! Да-да! Космической станции «Салют-7» в 1985 году.
Представляете, как посмотрели на меня коллеги?! Мол, ну-ну, совсем заврался, сценарюга. Досочинялся!..
Хотите верьте, хотите – нет.
После таких неоднозначных моментов, в свое время, приятно было получить подарок от друзей, с кем сотрудничал по РОСКОСМОСу. Сейчас многое открыто афишируют, даже бывшие режимные предприятия.
К 70-летию одного из испытательных центров Роскосмоса вышло шикарное издание с фотографиями. Одна из которых подтверждает мои, типа, «фантазии».
Даже пусть в разделе литературно-поэтический «Виток».
На территории НИИ в советское время строго-настрого было запрещено фотографироваться. Только под надзором и с разрешения «первого отдела»!
В 1985 году на одном режимном (тогда!) предприятии нам пришлось проводить сложнейшие фото- и киносъемки. Моделировали аварийные ситуации, чтобы сообщить космонавтам тот или иной вариант «оживления» станции «Салют-7».
Космонавт Виктор Савиных об известном фильме отозвался весьма однозначно.
«Ни сценаристы, ни режиссёр во время работы над фильмом ко мне не обращались ни с вопросами, ни с просьбами о консультациях. Видимо, им просто не нужно знать правду о том полёте. У них цель была иной — деньги на прокате заработать. Думаю, они взяли информацию из моей книги «Записки с мёртвой станции» и посчитали, что им этого достаточно».
«Думаю, авторы картины выставили наших военных какими-то дураками. Военные в фильме предлагают станцию сбить. И настойчиво это продвигают. Но этого не было. Вопрос - сбивать станцию - вообще не стоял. Прорабатывался лишь вопрос спасения».
На самом деле, множество было аварийных ситуаций! Реальных! В которых погибали люди на Земле и над Землей, под водой и на воде.
Так что, коллеги, жизнь - самый невероятный драматург. Не ленитесь, перед очередной попыткой «залепить грандиозный блокбастер», съездите, побеседуйте с профессионалами своего дела, пилотами, летчиками, космонавтами, моряками, проживите их заботами неделю-другую, поешьте из одного котелка, тарелки, кастрюли, похлебайте щи с реальными рассказами о реальных ситуациях. Проживите тему!
Чтоб профи потом не смеялись над придумками киношников, не смущались, когда очередной «киногерой», из «классики» недалекого прошлого, задумает, к примеру, в полете на скорости в 700 км в час выползти сквозь работающую турбину турбореактивного лайнера и молотком забить гвозди в отрывающуюся обшивку.
Чтобы суровые профи стыдливо не отводили глаза при очередном интервью, когда, сорвав реальный график полетов космонавтов на орбитальную станцию, ради сомнительного первенства «первыми снять фильм в космосе с актерками», придумать очередной «тухлый» сюжет для «кинодивы». А зрителю по выходу фильма на экраны, при грандиозной пиар-компании, тупо два часа наблюдать как красотка с растрепанными волосами, в коротких шортиках летает в невесомости по станции, якобы, спасая космонавта на орбите.
Если всё же будете пересматривать фильм, обратите внимание, как космонавты невольно реагируют на пролёты актерки по станции. Иронично, мягко говоря, и не по сюжету.
Есть множество эпизодов из реальной жизни, в которых можно показать настоящий героизм настоящих профессионалов.
Жизнь круче любых придумок драмаделов, коллеги!
Руководствуйтесь, прежде всего, жизненным опытом профессионалов, господа! А не перепевами и пересказами своих коллег, далеких от той или иной темы!
На связи. Как слышите? Приём!.. Опять плохая связь!))
Приложение. Если кому пригодится.
ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ КУПРИНА
Первое.
Если хочешь что-нибудь изобразить… сначала представь себе это совершенно ясно: цвет, запах, вкус, положение фигуры, выражение лица. Никогда не пиши: «какой-то странный цвет» или «он как-то неловко вскрикнул». Опиши цвет совершенно точно, как ты его видишь. Изобрази позу или голос совершенно отчётливо, чтобы их точно так же отчётливо видел и слышал читатель. Найди образные, незатасканные слова, лучше всего неожиданные (у самого Куприна: «девушка пахла молоком и арбузом». – В.А.). Дай сочное восприятие виденного тобою, а если не умеешь видеть сам, отложи перо…
Второе.
В описаниях помни, что так называемые «картины природы» в рассказе видит действующее лицо: ребёнок, старик, солдат, сапожник. Каждый из них видит по-своему. Не пиши: «мальчик в страхе убежал, а в это время огонь полыхнул из окна и синими струйками побежал по крыше».
Кто видел? Мальчик видит пожар так, а пожарный иначе. Если описываешь от своего лица, покажи это своё лицо, свой темперамент, настроение, обстоятельства жизни. Словом, ничего «внешнего», что не было бы пропущено «сквозь призму» твоей индивидуальной души или кого-нибудь другого. Мы не знаем «природы» самой по себе, без человека.
Третье.
Изгони шаблонные выражения: «С быстротой молнии мысль промчалась в его голове…», «Он прижался лбом к холодному стеклу…», «Пожал плечами…», «Улица прямая, как стрела…», «Мороз пробежал по спине», «Захватило дыхание», «Пришёл в бешенство…». Даже не пиши: «поцеловал», а изобрази самый поцелуй. Не пиши: «заплакал», а покажи те изменения в лице, в действиях, которые рисуют нам зрелище «плаканья».
Всегда живописуй, а не веди полицейского протокола.
Четвёртое.
Красочные сравнения должны быть точны. Улица не должна у тебя «смеяться». Изображай гром, как Чехов, – словно кто прошёлся босыми ногами по крыше. Полная и нетрудная наглядность. Ничего вычурного.
Пятое.
Передавая чужую речь, схватывай в ней характерное: пропуски букв, построение фразы. Изучай, прислушивайся, как говорят. Живописуй образ речью самого говорящего. Это одна из важнейших красот… для уха.
Шестое.
Не бойся старых сюжетов, но подходи к ним совершенно по-новому, неожиданно. Показывай людям и вещи по-своему, ведь ты – писатель. Не бойся себя настоящего, будь искренен, ничего не выдумывай, а подавай, как слышишь и видишь.
Седьмое.
Никогда не выкладывай в рассказе твоих намерений в самом начале. Представь дело так, чтобы читатель ни за что не догадался, как распутывается событие. Запутывай и запутывай, забирай читателя в руки: что, мол, попался? И с тобой будет то же. Не давай ему отдохнуть ни на минуту. Пиши так, чтобы он не видел выхода, а начнёшь выводить из лабиринта, делай это добросовестно, правдиво, убедительно.
Хочешь оставить в тупике, разрисуй тупик вовсю, чтобы горло сжалось. И подай так, чтобы он видел, что сам виноват. Когда пишешь, не щади ни себя, (пусть думают, что про себя пишешь), ни читателя. Но не смотри на него сверху, а дай понять, что ты и сам был или есть таков.
Восьмое.
Обдумай материал: что показать сначала, что после. Заранее выведи нужных в последствии лиц, покажи предметы, которые понадобятся в действии. Описываешь квартиру – составь её план, а то, смотри, запутаешься сам.
Девятое.
Знай, что, собственно, хочешь сказать, что любишь, а что ненавидишь. Выноси в себе сюжет, сживись с ним. Тогда лишь приступай к способу изложения. Пиши так, чтобы было видно, что ты знаешь, свой предмет основательно. Пишешь о сапожнике, чтобы сразу было видно, что в сапожном деле ты не новичок. Ходи и смотри, вживайся, слушай, сам прими участие. Из головы никогда не пиши.
Десятое.
Работай! Не жалей зачёркивать, потрудись «в поте лица». Болей своим писанием, беспощадно критикуй, не читай недоделанного друзьям, бойся их похвалы, не советуйся ни с кем. А, главное, работай, живя.
Ты – репортёр жизни. Иди в похоронное бюро, поступи факельщиком, переживи с рыбаками шторм на оторвавшейся льдине, суйся решительно всюду, броди, побывай рыбой, женщиной, роди, если можешь, влезь в самую гущу жизни.
Забудь на время себя. Брось квартиру, если она у тебя хороша, всё брось на любимое писательское дело… Кончил переживать сюжет, берись за перо, и тут опять не давай себе покоя, пока не добьёшься, чего надо. Добивайся упорно, беспощадно…