7,3K подписчиков

Приказ "Держаться!": как британский флот исполнял свой долг, не считаясь с потерями

3,2K прочитали

С февраля 1941-го британский Средиземноморский флот работал на пределе своих возможностей. Ему пришлось снабжать Мальту, сражаться с флотом Муссолини, эвакуировать разбитую британскую армию из Греции. Поэтому, когда началось вторжение вермахта на Крит и корабли, и моряки уже практически исчерпали свой ресурс прочности. Казалось бы, еще немного и не выдержат ни те, ни другие. Понимая это, адмирал Каннингхэм обратился к своему флоту с приказом. А о том, что сказал своим морякам знаменитый ABC, вы узнаете из моей статьи, опубликованной сегодня в "Профиле":

24.05.2024 Владимир Нагирняк

Приказ "Держаться!": как британский флот исполнял свой долг, не считаясь с потерями

Битва за Крит стала для британского флота самой тяжелой за всю Вторую мировую войну. В самый трудный момент, 24 мая 1941-го, адмирал Каннингем нашел нужные слова, чтобы поднять боевой дух моряков и мотивировать их снова выйти в море под вражеские бомбы. О том, как это произошло, – читайте в материале «Профиля».

©Imperial War Museums / twmuseums.org.ukБританский эсминец "Келли"
©Imperial War Museums / twmuseums.org.ukБританский эсминец "Келли"

Содержание:

Операция «Меркурий»

Битва за Крит вошла в историю не только потому, что вторжение на остров осуществлялось преимущественно воздушным путем, но и как грандиозное сражение между ВВС и ВМС. Предпосылки для этого сложились после поражения британской армии в Греции в апреле 1941-го. От полного разгрома ее тогда спас Средиземноморский флот адмирала Каннингема, эвакуировавший 50 тысяч солдат.

Большую их часть доставили в Египет, но 16 тысяч были отправлены на Крит в качестве гарнизона. Британское командование намеревалось удерживать остров до последнего, рассчитывая, что армия и ВМС справятся с этой задачей и без истребительного прикрытия. Решение опрометчивое, учитывая, что у немцев в том районе было более 500 бомбардировщиков.

После стремительного захвата континентальной Греции немцы начали готовить вторжение на Крит. Операция «Меркурий» предусматривала высадку десантов на остров с воздуха и с воды. Но ВМС Оси не могли обеспечить безопасность конвоев с войсками из-за господства на море британского флота. Поэтому, доминируя в воздухе, немецкое командование делало ставку на успех своих воздушно-десантных войск, поддержанных боевой и транспортной авиацией.

Scherl / Global Look PressНемецкий воздушный десант на Крите, май 1941
Scherl / Global Look PressНемецкий воздушный десант на Крите, май 1941

Утром 20 мая 1941-го после подавления люфтваффе ПВО аэродромов северного Крита там высадились немецкие парашютисты и планеры с десантом – всего около 10 тысяч человек. Начались тяжелые бои. Узнав о случившемся, Каннингем послал свои главные силы к острову Китира, где пролегал кратчайший путь между Грецией и Критом. Кроме того, британский крейсерский отряд патрулировал пролив Касос к востоку от Крита. Эти районы были удобны для перехвата вражеских конвоев, но и опасны из-за близости к аэродромам Оси.

Корабли против самолетов

Первыми мощь вражеских ВВС испытали на себе корабли адмирала Кинга в Касосе. С рассвета 21 мая они подвергались непрерывным атакам и к полудню лишились эсминца «Джюно», быстро затонувшего после попадания бомбы. Не менее жарко было и западнее Крита, где флот сражался с бомбардировщиками.

Вечером разведка сообщила, что с острова Милос в направлении бухты Суда вышла большая группа мелких судов под прикрытием эсминцев. Этот конвой с солдатами 5-й горнострелковой дивизии перехватили крейсеры и эсминцы адмирала Гленни. Охранник конвоя – итальянский миноносец – выпустил по ним торпеды, но промахнулся. Британцы же уничтожили не менее дюжины парусников, два или три парохода и паровую яхту, на борту которых находилось более тысячи солдат. После этого отряд Гленни ушел в Александрию, так как у него кончались боеприпасы.

War Museums / iwm.org.ukГибель британского крейсера "Глостер", 22 мая 1941
War Museums / iwm.org.ukГибель британского крейсера "Глостер", 22 мая 1941

Другой конвой был перехвачен днем 22 мая отрядом Кинга у Ираклиона. Его суда тут же повернули назад, а эскорт прикрыл их отход дымовой завесой. Но британцы догнали конвой и начали обстрел. Казалось бы, разгром мог повториться, но вмешалась немецкая авиация. Кингу пришлось уйти на запад, три часа отражая атаки с воздуха. Впрочем, даже непродолжительное нападение на конвой сорвало врагу планы, и его войска, если они вообще достигли Крита, не успели повлиять на ход сражения.

В 13:22 все британские отряды встретились с главными силами флота у Китиры, после чего там началось грандиозное сражение кораблей с самолетами. Сначала немцы повредили бомбами линкор «Уорспайт». Но это было лишь начало. В 13:51 пикировщики потопили эсминец «Грейхаунд». Выживших с него стали подбирать эсминцы «Кандагар» и «Кингстон» под прикрытием крейсеров «Глостер» и «Фиджи», а остальные силы Средиземноморского флота начали отходить на юго-запад.

Судьба оставшихся была печальна. В 15:51 пикировщики расправились с «Глостером», превратив его в горящую развалину. Отбиваясь от самолетов, «Фиджи» и эсминцы не могли ему помочь. «Глостер» затонул почти со всем экипажем – погибли 694 человека, и лишь 85 были позже подобраны немцами. Вечером погиб «Фиджи», ставший жертвой нападения самолета, внезапно вынырнувшего из облаков и всадившего в крейсер три бомбы. От взрывов «Фиджи» лишился хода и вскоре затонул. Его экипажу повезло больше, так как «Кандагар» и «Кингстон» успели спасти 523 человека.

Утром 23 мая два из трех эсминцев, сначала шедших на помощь «Фиджи», а затем отправленных к северному побережью Крита, были атакованы немецкой авиацией. В 7:55 у острова Гавдос на них обрушились 24 пикировщика, быстро разделавшихся с эсминцами «Келли» и «Кашмир». Причем в этом случае немцы проявили особую жестокость, расстреливая оказавшихся в воде британцев. Позже эсминец «Киплинг» спас 281 человека, включая внука королевы Виктории лорда Маунтбеттена.

Приказано держаться

К 23 мая силы Средиземноморского флота были разбросаны вокруг Крита. Узнав о гибели крейсеров и эсминцев, Каннингем приказал всем возвращаться на базу. Он писал, что мощь вражеских воздушных атак в этом районе превращала его корабли в «овец, отправленных на бойню». Единственным оправданием понесенных потерь стало то, что исход боев на суше еще не определился, поскольку противник не смог усилить свои войска морскими десантами.

К 24 мая обстановка на севере Крита стала еще напряженнее. Британцы не смогли отбить аэродром в Малеме, который немцы использовали для доставки подкрепления. Оборона бухты Суда была ослаблена бомбежками. Гарнизон Ираклиона держался, отвергнув немецкое предложение сдать город, но ему не хватало боеприпасов.

Imperial War Museums / iwm.org.uk"Крейсер «Фиджи» отражает воздушный налет", рисунок Р. Лэнгмейда
Imperial War Museums / iwm.org.uk"Крейсер «Фиджи» отражает воздушный налет", рисунок Р. Лэнгмейда

При этом на Каннингема давил комитет начальников штабов, требовавший от флота и ВВС любой ценой помешать противнику подтягивать резервы на Крит и обеспечить доставку подкреплений и припасов его защитникам. Первое было невозможно, поскольку свои войска немцы снабжали с помощью авиации. А прервать их «воздушный мост» на Крит корабли и малочисленные ВВС не могли. Второе было выполнимо лишь в ночное время, когда вражеская авиация не действовала. Но Лондон считал, что флот должен пойти на любой риск – лишь бы не допустить прибытие на Крит морем немецких войск. И если поступит сообщение о вражеских конвоях к северу от Крита, то кораблям придется действовать в этом районе днем, не считаясь с потерями.

Imperial War Museums / iwm.org.ukБританский адмирал Эндрю Каннингем
Imperial War Museums / iwm.org.ukБританский адмирал Эндрю Каннингем

Но адмирал понимал, что его люди уже на пределе. Боевой дух моряков упал из-за потерь на «бомбовой аллее», как они прозвали маршрут между Египтом и Критом. Деморализующе подействовало и известие о гибели 24 мая в Атлантике любимца флота – линейного крейсера «Худ». Чтобы подбодрить личный состав, Каннингем в тот же день обратился к морякам, указав, что армия сражается из последних сил и флот не может ее подвести. Поэтому моряки должны любой ценой не дать врагам использовать море. «Мы можем и должны превзойти их. Держитесь!» – призвал адмирал.

Каннингем пользовался на флоте большим уважением. Поэтому его обращение подняло боевой дух моряков, и избитые корабли снова вышли в море под бомбы.

Повторная проверка мужества

Для снабжения Крита попробовали использовать войсковые транспорты и торговые суда, но практика показала: прорваться туда можно только на военных кораблях. Поэтому для этой задачи британцы задействовали эсминцы и самого главного «скорохода» – минзаг «Абдиэль», развивавший скорость 75 км/ч. С 24 по 26 мая они привезли на остров несколько батальонов и свыше 100 тонн грузов, увозя с него раненых.

Когда появились признаки, что в ночь с 24 на 25 мая на востоке Крита может быть высажен морской десант, туда был отправлен отряд крейсеров и эсминцев. В течение двух ночей они патрулировали побережье острова, но так ничего и не обнаружили. Другим наступательным действием флота стал удар по аэродрому на острове Карпатос, нанесенный эскадрой линкоров и авианосцем «Формидейбл». Расплатой за него стало повреждение последнего и нескольких кораблей во время налета на эскадру пикировщиков Оси.

26 мая в обороне острова наступил кризис. После того как район Суда – Малеме был взят немцами, падение Ираклиона стало лишь вопросом времени. Узнав об этом, 27 мая Лондон разрешил начать эвакуацию войск с Крита. Судьба армии вновь оказалась в руках флота.

Кораблям Каннингема предстояло в течение нескольких ночей вывозить с Крита солдат, а днем подвергаться атакам с воздуха. Очередная трагедия в море разыгралась утром 29 мая, когда отряд кораблей адмирала Роулингса вез четыре тысячи человек из Ираклиона. Сначала пришлось затопить эсминец «Империал» из-за повреждения его руля. Затем появились пикировщики, потопившие эсминец «Хируорд». А потом все время пути до Александрии Роулингсу пришлось отражать воздушные атаки. В итоге его крейсеры были тяжело повреждены, на них погибло много людей. Последнюю же потерю британцы понесли 1 июня, когда «юнкерсы» потопили крейсер «Калькутта».

Imperial War Museums / iwm.org.ukБританский крейсер "Калькутта"
Imperial War Museums / iwm.org.ukБританский крейсер "Калькутта"

Сражение за Крит стало для королевских ВМС самым тяжелым и дорогостоящим за всю Вторую мировую войну – британцы потеряли три крейсера и шесть эсминцев. Кроме того, были тяжело повреждены авианосец, два линкора, два крейсера и два эсминца, еще девять кораблей получили менее серьезные повреждения.

Однако, даже с учетом потерь, Средиземноморский флот трудно считать проигравшей стороной. Несмотря на господство вражеской авиации, он смог выполнить поставленные задачи. Во-первых, не дал высадить противнику морской десант, причем сделал это столь эффективно, что немцы воздержались от дальнейших попыток отправлять конвои, пока Крит не был захвачен их воздушно-десантными войсками. Во-вторых, на момент завершения эвакуации британских и греческих войск с острова Средиземноморский флот смог вывезти в Египет около 18 тысяч человек. Таким образом, его личный состав исполнил свой долг до конца, хотя и дорого заплатил за это – погибли две тысячи моряков.

Статья на сайте "Профиль":

Читайте также: