Найти тему
Рабудни

Как перестать быть «терпилой» на работе? План действий!

Халехи, народ!🤗

Термин «терпила» пришел из тюремного жаргона и означает человека, который не может постоять за себя. У нас в гражданском мире так говорят про людей, не умеющих отстаивать свои границы. Давай вспомним, сколько таких людей ты видел на своей работе, и ужаснемся, как их много, и что все мы в той или иной мере терпилы.

Это я осознаю масштаб проблемы и понимаю, какой же я терпила и как придется "выдавливать из себя раба по капле" :)
Это я осознаю масштаб проблемы и понимаю, какой же я терпила и как придется "выдавливать из себя раба по капле" :)

Как же проявляет себя терпила?

1. Не дает обратную связь. Такие люди либо вообще не дают обратную связь, поэтому работодатель даже может не знать, что их что-то не устраивает, либо они дают ее после того, как терпели 100 лет, поэтому все это выглядит неадекватно истеричным.

2. Неуверенный в себе человек. Я в данном контексте понимаю под этим ощущение, что мне нельзя открыть рот, мне нельзя высказать свое мнение, мне нельзя высовываться и т.д., потому что я этого не достоин, кто я вообще, а там целый начальник!

3. Постоянно ноет. Ооо, это отдельная песня, терпилы обожают говорить, что на них взвалили столько всего, какие же все вокруг тупые, ничего не понимают и не видят. Также такой «герой» обожает рассказывать, что никто ничего не делает и несправедливо скидывает на него задачи (это, кстати, может быть правдой, он для того и терпила же). Так они пытаются заслужить похвалу, которой им не хватает.

4. Редко бывает инициативен. А все почему? Потому что инициатива наказуема, раскроешь рот, на тебя или еще что-то взвалят или придется как-то отстаивать свою позицию, а они не умеют и боятся, что на них еще какой-то «негатив» полетит (часто они его видят негативом, что не всегда соответствует действительности).

Чем они полезны для бизнеса?

1. Они часто готовы работать сверхурочно и бесплатно. «Ну а что делать, такая у меня доля» - думает терпила (его могут даже об этом не просить, это может быть его инициатива). Бизнес активно этим пользуется, а терпила пытается заслужить любовь.

2. Они готовы терпеть любые нападки и нахальное поведение со стороны руководителей. Они в целом могут терпеть любых руководителей и подстраиваться под них. «Да, действительно, я все-таки не совсем дотягиваю, потому что …» и здесь у каждого свое в зависимости от детской травмы. И руководители любят выливать свое плохое настроение на таких людей, зная, что не получат ответ, либо делать таких людей виноватыми, тут уж кто во что горазд.

Чем он опасен для бизнеса?

1. Бизнес несет потери. Если наш герой молчит и тащит на себе, не сообщая никому об этом, то в какой-то момент «лошадь сдохнет» и с нее придется слезть, а залезть не на кого будет. Кроме того, такой человек дизморалит всех вокруг, расточая негатив. А в особо хитрых случаях такие люди могут ни черта не делать еще, при этом бить себе пяткой в грудь.

2. Бизнес не развивается. Поскольку человек занят нытьем и самоутверждением, то у него нет мотивации к тому, чтобы развиваться самому и развивать свое направление.

Что делать, если ты узнал себя?

Совет очень простой – открыть наконец-то рот и сказать, что тебе не нравится.

Я пробыла в статусе терпилы, наверное, большую часть своей рабочей жизни, хотя по натуре очень дерзкая и вообще-то всегда была вовлеченным сотрудником (кто это такой, читай тут), совмещая в себе две роли. Я была самый удобный для бизнеса подвид терпилы - это те, которые много делают и много молчат. Мне было страшно что-то говорить.

Это правда страшно, я тебя понимаю. У меня был психолог, который вел меня к этому и поддерживал. Для меня мы выработали такой план:

1. Надо начать с простого – отстаивать себя в коммуникации с друзьями, близкими и т.д. С теми, с кем нестрашно. Может быть, начать надо будет вообще с продавцов в магазине или пассажиров в метро.

2. Затем надо начать высказывать свое мнение своим коллегам. Это должна быть конструктивная и спокойная обратная связь. Но в начале ты будешь, скорей всего, трястись как осиновый листок и периодически срываться на истеричные нотки, либо замыкаться в себе, не доводя дело до конца. И это окей, не ссы, в начале всегда будет неуклюже, не бросай и продолжай делать!

3. Можно, кстати, начать с переписки, а потом перейти уже на личное общение. В переписке легко все обдумать и написать в нужной стилистике, плюс твою реакцию никто не видит.

4. При коммуникации в личном общении старайся начинать прям с малого, попросить не говорить громко, закрыть окно и т.д. Это надо делать максимально вежливо и с улыбкой, приправляя речь одной тысячей «пожалуйста» и тремя тысячами «спасибо». Это нужно не для сохранения твоего образа или подлизывания коллегам, а для того, чтобы твой внутренний критик не начал тебя жрать за то, что ты «плохой» и какой-то не такой. Нет, с тобой все ок, ты просто попросил закрыть дверь или говорить тише.

5. Сделай таких подходов штук 10 и подбадривай себя каждый раз. Я обсуждала каждый такой свой шаг с подругой и психологом, и они меня поддерживали.

6. Затем необходимо будет перейти к обсуждению более сложных моментов с коллегами и начать конфликтовать с ними. Самое главное, готовься первоначально к таким разговорам, отрабатывай аргументы и контраргументы. И знай, что тебе можно это делать, потому что ты профессионал и у тебя есть свое мнение.

7. Наконец, хай лэвэл – это коммуникация с руководителем. Тут точно такой же подход, как и с коллегами. Сообщи в спокойном тоне конкретно, что тебе не нравится и предложи решение. Помню, когда я в первый раз родила из себя свою претензию и мой руководитель сказал, да, конечно, это было самое странное ощущение в жизни, из серии: А ЧТО ТАК МОЖНО БЫЛО?

Так что попробуй, тебе понравится! А там и до смены работы будет недалеко, скорей всего, потому что ты научишься слышать себя и поймешь, что достоин большего! ❤

На работе заслуживать любовь точно не нужно, это место, в котором ты продаешь свои умения и навыки за деньги во имя общей цели. А вообще говорят, что в идеальном мире любовь нигде не надо заслуживать, к такому дзену и будем стремиться 😉

P.S. У меня также есть канал о путешествиях по России с советами и вдохновляющими идеями) Если интересно, присоединяйся: https://t.me/Workaholic_Reisen