Хуманизация (также встречается произношение "хьюманизация", от англ. "humanization") – представление живого существа или неодушевленного предмета либо явления в образе человека.
В сети можно также увидеть такие понятия, как "персонификация" и "антропоморфизм". Это практически синонимы. Русское слово "очеловечивание" интуитивно понятно, но как-то не прижилось.
Сама по себе идея изображать неживые предметы или, скажем, природные явления в человеческом образе не нова, и если поискать, истоки того, что мы сейчас подразумеваем под понятием "хуманизация", можно отыскать и в живописи эпохи Ренессанса, и в античном искусстве, и даже в религии. Ведь изображение богов (а также ангелов и демонов) в виде людей, по сути, ничто иное как хуманизация.
Почему? Должно быть, потому, что людям всегда было свойственно примерять все на себя, и по аналогии с собой представлять образные явления, такие, как чувства, времена года, стихии или силы природы в человеческом обличье.
В наши дни среди художников и фикрайтеров хуманизация в её современном понимании известна и популярна далеко не первый год, а в последнее время она стала набирать популярность и в косплее. На некоторых косплей-фестивалях имела место практика выделения таких костюмов в отдельную номинацию, отделяя и от фэндом-косплея, и от ориджинала.
Рискну предположить, что толчок популяризации "хумок" в косплее дало появление фэндомов, где основные персонажи – не люди. А, например, пони.
Совершенно закономерно полюбившиеся герои фильмов, сериалов и аниме вызывают желание сделать косплей, и вот тут-то встает вопрос: как?
Кто-то задумывается о фурсьюте, и такие образы, разумеется, тоже встречаются.
Но поскольку делать фурсьют – дорого и сложно (да и ходить в то еще удовольствие – ничего не видно, не слышно и жарко), на помощь приходит хуманизация. Именно воплотить персонажа в его человеческом обличье, представить, как бы он выглядел, будучи человеком и живя в нашем мире, и сделать его так, чтобы он был узнаваемым, — задача, интересная косплеерам, создающим такие образы. Задача не из простых. Но ведь сложность только увеличивает спортивный интерес, не так ли?
На крупных (и не очень) косплей-фестивалях всё чаще можно увидеть хуманизацию роботов (Валли, R2D2, и др., Трансформеров, Смешариков, мифологических существ, духов и божеств, браузеров, автомобилей и даже коммерческих корпораций. Редкий фестиваль обходится без героев Зверополиса, My Little Pony или Покемонов.
Стоит отметить, что существуют целые фэндомы, построенные на хуманизации. Это и довольно-таки популярная "Хеталия", и недавно вышедшие "Клетки за работой". Также сюда можно отнести мангу про Землю-тян, про религии и с некоторыми оговорками ту же "Страну самоцветов". Можно также вспомнить пиксаровскую "Головоломку", и еще мно-ого чего.
Как создаются такие костюмы?
Во-первых, любой костюм начинается с эскиза, как театр с вешалки. Выкройку невозможно построить на пустом месте, что-то надо взять за основу. Если есть арт – прекрасно. Если арта нет – начинать нужно именно с него.
Знаете, чем хороша хуманизация? Канона по росту (телосложению, типажу и т.п.) как такового нет, либо он размыт. Вряд ли кто-то будет придираться к росту косплеера в костюме, скажем, хуманизированного Firefox (интернет-браузер, был такой косплей на Аниконе пару лет назад) или того же Смешарика. А поскольку канон в данном случае – понятие весьма условное, подобрать подходящего персонажа под типаж и внешние данные косплеера куда проще.
Моим первым косплеем-хуманизацией стала платёжная система Visa Gold. Я решила ее сделать, поскольку мне понравилась идея, костюм был сшит за считанные дни.
Один из моих самых масштабных проектов также является хуманизацией – операторы мобильной связи.
У этого проекта есть предыстория – всё началось с фанфика, написанного в 2015 году по мотивам реальных событий. (кому интересно, фанфик здесь: https://ficbook.net/readfic/3218187/8456507)
При создании этих костюмов я постаралась учесть всё: и цвета фирменного стиля, и некий собирательный образ абонента каждого из операторов, и мотивы, используемые в рекламе. Мне хотелось сделать их узнаваемыми и при этом привнести в образы свое видение. Получилось или нет – судить не мне.
Ну, и, конечно, я не могла пройти мимо такого фэндома, как Смешарики.
На этот мультик меня подсадила, как ни странно это прозвучит, мама. Вопрос, кого косплеить, не возник в принципе: с самого начала моим любимым персонажем стал Пин.
А на хуманизации Санкт-Петербурга и Москвы меня вдохновила, конечно, Хеталия и выросший из нее фэндом – Городалия. Данный косплей – ни в коем случае не попытка воспроизвести исторические костюмы определенной эпохи, это всего лишь стиль.
Думаю, косплеерам будет интересен ответ на вопрос, существуют ли какие-то правила или критерии для создания хуманизированного образа? Конечно, существуют. Однако поскольку это направление в косплее довольно молодое, то и правила эти еще не сформированы до конца, а наоборот, только-только формируются, обретая контуры и формы.
Для примера возьмем миньонов из мультфильма "Гадкий я". Они, как известно, имеют жёлтый цвет кожи. Значит ли это, что хуманизированную версию следует делать, используя тонну желтого аквагрима? Не уверена.
Такого правила нет. Можно лишь сказать, какие варианты более распространены, какие – менее. Так вот, как правило, косплееры (и художники-артеры) не красят кожу человека в цвет кожи исходного персонажа. Однако цвет кожи, безусловно, использовать стоит. Его можно обыграть в одежде. В моей хуманизации миньона была использована желтая рубашка с коротким рукавом и синий строительный комбинезон. С волосами – сложнее. Миньоны довольно-таки лысоваты (отдельные волосинки не в счёт).
На артах мне встречались три типа причесок миньонов: лысина, желтые волосы и черные волосы. Какой из этих трёх вариантов верный?
Все!
Почему? Да потому, что все они оправданы. И это уже остается на усмотрение косплеера: какой вариант выбрать.
Еще один любопытный момент – обувь.
Если исходный персонаж обут, с ним всё ясно. А что, если у него вообще нет ног? (как, например, у Ждуна) В таком случае опять-таки включаем фантазию и исходим из тематики, стиля, характера персонажа, а также смотрим, чтобы обувь сочеталась со всем остальным.
Пожалуй, самая сложная задача – передать с помощью косплея характер персонажа. Безусловно, здесь многое зависит от качественного отыгрыша. Многое, но не всё. Стоит не забывать, что цвет, форма и тому подобные детали несут свою смысловую нагрузку. Одно и то же красное платье в шифоне, в бархате и в кожзаме будет выглядеть совершенно по-разному. И в первом случае это может быть хуманизация браузера Опера, во втором – той же Москвы, а в третьем, скажем, автомобиля Феррари.
Напоследок добавлю, что все хуманизации объединяет одно: это субъективное видение персонажа одним или несколькими людьми – косплеерами либо художниками. И надо понимать: что русскому забава, то фрицу смерть. Иными словами, что нравится одним, может не прийтись по вкусу другим. Стоит это помнить и относиться к критике с толикой здорового прагматизма.
Ну, и на закуску небольшой курьез, имевший место в моей косплейной жизни. Когда я сделала хуманизацию Аметистового Дракона, меня несколько человек обозвало Лунтиком. Из-за рогов :)
Ваш,
Фэрлинг Лори