Перечитала прошлогоднее послесловие, чтобы не повторяться, хотя вряд ли кто-то из читавших помнит, что там было. А мне интересно сравнивать свои же впечатления от разных Салонов, вспоминать какие-то моменты и видеть изменения. Вчера ещё наткнулась на разгромную статью, как всё на Салоне плохо в этом году. Тут уже не могу не повториться: красота в глазах смотрящего. Я иду туда, где мне будет хорошо, к тем, с кем мне будет интересно, а по пути стараюсь заметить всевозможные милые мелочи.
Конечно, улучшать, совершенствовать и изменять всегда есть что. Но нужно не забывать и об уже сделанном. Итак, мои узелочки на память о Салоне-2024!
С прошлого года у Салона свой символ - Кот Книгодворский, в честь года Семьи он ею обзавёлся тоже:
Моя пятиклассница с таким восторгом рассказывала о походе на Салон и показывала фото и с Котом, и с его Книжанной. Котиков на Салоне традиционно много:
Не только Году семьи он посвящён, но и 225-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Его тоже много всегда, но в этот раз большое количество мероприятий и взрослых, и детских было посвящено книгам о Пушкине или изданиям самого Поэта.
Я показывала уже обложку издания, которое меня заинтересовало: это авторская книга Елены Абдулаевой.
Книга появилась в результате многолетних приездов автора в Пушкинский Заповедник для участия в художественных пленэрах. Поездки начались, когда Елена была еще студенткой Московского государственного университета печати имени Ивана Фёдорова. Она ученица народного художника России Б. А. Диодорова, участница постоянно обновляющейся выставки «Дорога к Пушкину».
Эта книга – детский путеводитель по Пушкинскому Заповеднику с интересными иллюстрациями и комментариями.
А название, как оказалось, больше отсылает к той эпохе, когда жил Поэт. У автора задача познакомить с тем временем, рассказать об обычаях, моде, жизни разных сословий. Я так и не купила, мне хотелось побольше информации.
Кстати, шоперы разнообразные мелькают у меня в рассказах, так вот: я опять не купила вот тут шопер.
Это уже напоминает манию непокупания. Перед началом Салона в моём блокноте рядом со списками книг "посмотреть" и "купить" значился шопер с цитатой. Там, где "купить". Подошла первый раз: ой, их стало больше, классно! сейчас как выберу! Подошла второй раз: красный не хочу, слова Бродского не хочу, чёрных у меня хватает... Третий подход: а почему синими буквами только на чёрном фоне? может, мне нужно два или три сразу? Подходов было ещё несколько, итог прежний - без него.
Ладно, про покупки оставим на финал, я же обещала вам показать некоторые книги со стенда академии Штиглица. Вот вроде бы хорошая затея: сидят представители, иногда сами студенты, рекламируют учебное заведение, приглашают к ним в гости, продают какие-то умные книжки. И тут же представлен десяток книг, оформленных студентами и выпускниками академии в качестве курсовых или дипломных работ. Второй год я там слышу одно и то же: "Сколько стоит? Как не продаётся? А где можно купить? Почему нигде?" Если есть спрос, может, руководству пора бы задуматься и о предложении? Или хотя бы изучить интересы публики: какую книгу сколько раз спрашивали, что чаще рассматривали, что готовы были унести.
В этом году я ничего от них не хотела бы унести, но посмотреть было интересно. И если сами рисунки в чём-то подражательные, где-то не хватает опыта, но всё равно любопытны, то макет книги, шрифты не всегда смотрятся хотя бы на том же уровне. Бывают и приятные находки.
А ещё очень я удивилась вот какому факту. Я считала, что студентам самим должно быть интересно, бывает ли так, что дипломный проект становится книгой, которая выходит в каком-нибудь издательстве. Один-то яркий пример мы все прекрасно знаем (по крайней мере те, кто регулярно читает мой канал): работа Ани и Вари Кендель, изданная с текстом Анны Игнатовой в "Детском времени" - "На Север. Путешествие вслед за чайкой". Аня и Варя - выпускницы академии Штиглица. Оказалось, даже об этом факте были не в курсе студентки, присутствовавшие на стенде, когда я стала приставать с подобным вопросом. Вот так-то.
Кстати, вот в "Трёх толстяках" меня и макет заинтересовал. Эту книгу я первой рассматривала на стенде, сейчас в другом порядке показываю. И ведь Толстяков уже сколько раз иллюстрировали, а всё равно интересно новое художественное прочтение.
В "Коньке-горбунке" и "Трёх толстяках" понравились форзацы, точнее, то, что они не просто однотонные, а работающие. Сейчас всё реже в новинках это так.
Пересматриваю фотографии и улыбаюсь, вспоминая людей, наши разговоры. Кстати, в этом году я полностью отказалась от идеи приставать с вопросами к представителям издательств: ни планами не интересовалась специально, ни про особенности Салона-2024 не спрашивала. Мне хочется, чтобы все и всегда были довольны, а так не бывает. Мне хочется, чтобы читатели находили книги для себя, издательства распродавали всё на ярмарках и слушали интересные содержательные отзывы о своей продукции. Всё это есть, но не в том количестве.
Взлетевшие на всё цены, конечно же, и на книги поднялись. Было не так уж и много издательств (я про шатёр D), где стоимость книг ниже, чем на эти же книги у маркетплейсов. От нескольких покупок я отказалась именно по причине цены, приобрету позже, а что-то прочитаю в электронном виде. Про покупки буду рассказывать уже во второй части, хотя изначально думала вместить всё в одну статью. Не рассчитала.
И всё же добавлю капельку дёгтя. Помните, я негодовала, что во время выступления Евгении Двоскиной появилась группа невоспитанных подростков с такой же руководительницей (а чего мы тогда хотим от детей?) и вели они себя очень некрасиво. В какой-то момент парочка молодых людей решила вздремнуть:
Перед ними художник, за ними зрители... До этого они в телефонах сидели, как некто третий в момент их тихого часа. Не должно такого быть на Детской площадке во время выступлений приглашённых гостей, не должно.
А вообще дети радовали: интересно было наблюдать, как выбирают книги, как тут же усаживаются читать, как взахлёб рассказывают родителям о какой-то истории и ведут к стенду.
Прерву свой рассказ. Неделя после Салона мне далась очень тяжело. Хотя я постаралась на длинных майских праздниках подготовить материалы и к заключительным урокам, и к факультативным занятиям, где мы традиционно играем, но даже это не спасло. Много забот-хлопот в школе на финальной учебной неделе, а если ещё перед нею четыре дня насыщенно провести на Дворцовой площади, то получается игра на выживание. Последний звонок с тысячей самых замечательных слов приободрил, конечно, но организм требует сна и безделья. Завтра покажу вам покупки и расскажу о тех книгах, про которые не перестаю думать и после Салона. И про мои личные книжные и околокнижные радости тоже расскажу.
Раньше, в допандемийные времена, Салон проходил в последние майские выходные. Для меня это тоже было связано с рядом сложностей, так как год учебный завершался, но было легче: неделя после Салона уже была не из уроков по расписанию. Потом перенесли, говорят, чтобы не совмещать с Днём города. Но я по-прежнему к этому плохо адаптировалась.
Вот ещё одна из придумок Салона - книга, внутри которой можно фотографироваться:
Я что-то не оценила, не фотографировалась внутри. До завтра!