Найти тему
История России

Роль искусства в блокадном Ленинграде

Говоря о блокаде Ленинграда, мы, конечно, думаем о героизме его защитников. Сотни раз каждый из нас видел фотографии, слышал истории, читал книги… Но на самом деле, мы никогда не сможем в полной мере представить, насколько страшно было жить и трудиться в блокадном Ленинграде. Ежедневно ленинградцы демонстрировали не только невероятное мужество и героизм, но и силу человеческого духа. Они не просто выживали – они творили и сохраняли величайшие ценности мирового искусства. Потому что самое страшное, что может произойти с народом – это потеря его культуры, исторической памяти и языка.

Культурная жизнь блокадного Ленинграда

С первых дней войны в музей были вызваны все сотрудники Эрмитажа. Следователи, технический персонал - все они участвовали в упаковке ценностей, тратя не более 1 часа на еду и отдых. И со второго дня им на помощь пришли сотни неравнодушных людей. Это была самомобилизация всей ленинградской интеллигенции: профессора Академии, искусствоведы, старые и молодые художники приезжали сюда по зову своего сердца. Работа велась круглосуточно. Для эвакуации ценностей музеябылиподготовленыящики,каждыйиз них имел свой номер и список предметов, которые должныбытьвнемпомещены.Эти ящикистоялина полу, и всевремя приходилось наклоняться. Вскоре у многих появилосьносовоекровотечение.Тогдана Урал,в составе двухэшелонов,было отправлено более миллионапроизведений искусства. Первый эшелон прибыл в Свердловск 6 июля 1941 г., второй - 30 июля. В Ленинграде, когда кольцо блокады было замкнуто вокруг города работа по упаковке эшелона продолжалась. Подразделения гражданской обороны были созданы в Эрмитаже для защиты от воздушных налетов и бомбардировок, 12 бомбоубежищ были оборудованы в надежном подвале здания, и до начала 1942 года в нем постоянно проживало около 2000 человек. Хотя Эрмитаж не функционировал как музей, его сотрудники продолжали заниматься научной деятельностью и читать лекции по истории искусства. Во время блокады они провели научную конференцию, посвященную памяти 2 выдающихся поэтов Востока, Низами и Алишера Навои. Всей этой работой руководил директор Эрмитажа И.А.Орбели. Еще до окончания войны в залах музея начались реставрационные работы, а сразу после победы все культурные ценности вернулись в Ленинград, и Эрмитаж вновь открылся для посетителей. Не было ни одного экспоната, утерянного во время войны, и только небольшую его часть пришлось восстановить.

Эрмитаж во время блокады
Эрмитаж во время блокады

Эвакуация Эрмитажных сокровищ
Эвакуация Эрмитажных сокровищ

Иосиф Абгарович Орбели
Иосиф Абгарович Орбели

Творческие коллективы блокадного Ленинграда

Во время блокады Ленинграда, жители города не прекращали посещать театры и наслаждаться музыкой, чтобы на время отвлечься от ужасов войны. Несмотря на это, воздушные тревоги часто прерывали спектакли, вынуждая зрителей и артистов искать укрытие. Ежедневно газеты публиковали театральную афишу, и эта информация была не менее востребована, чем сводки с фронта. Спектакли в блокадных театрах часто прерывались из-за тревоги, но артисты старались поддержать настроение публики, шутя на тему обстрела. Во время перерывов зрители уходили в бомбоубежища, а актеры, оставаяс. По окончании воздушной тревоги публика возвращалась в зал, и спектакль продолжался. 19 августа 1941 года, в разгар наступления немецкой армии, началась эвакуация театральных коллективов Ленинграда. В Пермь и Ташкент выехала труппа Кировского театра, коллективы хореографического училища им. Вагановой и Консерватория. К осени были эвакуированы в тыл почти все театральные и музыкальные коллективы. Выехали БДТ и Академическая капелла. Некоторые коллективы, такие как Театр музыкальной комедии и Симфонический оркестр Радиокомитета, остались в городе. Театр народного ополчения стал особым символом единства и сопротивления в блокадном Ленинграде.

-4

Театр народного ополчения

В годы Великой Отечественной войны творческие коллективы и артисты играли важную роль, поднимая боевой дух солдат и принося радость людям в трудные времена. Их выступления стали символом единства между городом и фронтом, подчеркивая значимость борьбы за освобождение от захватчиков. Блокадные артисты, несмотря на тяжелые условия жизни, продолжали выступать, поднимая настроение жителям Ленинграда.

Театр народного ополчения стал первым военным объединением артистов, а затем появились другие творческие коллективы, такие как фронтовой цирк, танцевальный агитвзвод и другие. Артисты давали концерты как на фронте, так и в осажденном городе, поднимая дух солдат и жителей. В условиях блокады артисты сталкивались с голодом и невозможностью получить необходимые продукты, но несмотря на это, они продолжали выступать, принося радость и надежду.

Например, оркестр Радиокомитета под руководством Карла Элиасберга продолжал играть даже при тяжелых условиях, поддерживая дисциплину и преданность своему делу. Актёры оперы Кировского театра, такие как Софья Преображенская и Павел Андреев, отказались уехать в тыл и остались выступать как в осажденном городе, так и на фронте. Пианист Александр Данилович Каменский, не покинувший родной город, выступал в блокаду с сольными программами. Актом настоящего мужества стало его выступление 14 декабря 1941 года в Большом зале Филармонии, когда он исполнил с оркестром Первый фортепианный концерт Чайковского. Публика сидела в верхней одежде, в валенках, а Каменский вышел на сцену в концертном фраке и был, как всегда, безупречен

Вспоминая ленинградских артистов, живших и работавших в условиях блокады, нельзя забывать, что они, как и все горожане, страдали от голода. "Они были похожи на дистрофиков, - писал в мемуарах командир одного из подразделений Ленинградского фронта, - Я спросил: "Как, товарищи, вы сейчас покушаете, а потом будете выступать, или сначала выступать, а потом кушать?" А они с укоризной посмотрели на меня и чуть ли не в один голос сказали: "А можно сначала покушать, а потом выступить и опять покушать?" Жизнь артистов и музыкантов в условиях осады и повальной дистрофии была каждодневным преодолением невозможного — ведь они должны были, испытывая все тяготы, откуда-то брать эмоции, чтобы поднимать боевой дух людей

Блокадная оперетта

Быть может, самым заразительным источником творческого оптимизма в годы блокады был Театр музыкальной комедии. Здесь шли «Марица», «Свадьба в Малиновке», «Продавец птиц». Даже в минусовую температуру, когда у артистов в коробочках замерзал грим, на сцене появлялись дамы в открытых платьях. Обмахиваясь веерами, они изображали невыносимую жару…

Сохранились свидетельства о том, что зал ленинградской Музкомедии ежедневно был переполнен, бывали даже случаи, когда люди меняли хлеб на театральные билеты, причем за один билет на оперетту давали порой до 400 граммов хлеба, который был в те дни главным сокровищем жителей осажденного города.

Характерной чертой ленинградского театра в первую блокадную зиму было отсутствие аплодисментов — истощенная публика, собиравшая последние силы, чтобы посетить спектакль, просто не находила сил, чтобы аплодировать, поэтому люди в знак благодарности вставали с мест и молча приветствовали исполнителей.

Несмотря на тяжелые условия работы, качество постановок было отличным. Слушатели были рады каждому спектаклю. В театр приходило много писем с благодарностью за хорошую работу и за доставленное удовольствие.

Фрагмент сентябрьской афиши 1941 года
Фрагмент сентябрьской афиши 1941 года

Художники сражаются тоже

В начале Великой Отечественной войны ленинградские художники активно вступили в борьбу, поддерживая город и его оборону. Они были тесно связаны с партийными и советскими организациями, и многих художников отозвали из армии, чтобы они продолжали свою работу искусства. Им было сказано, что их карандаш — это их оружие, которое необходимо использовать для борьбы против врага.Их боевым оружием стали плакаты, газетные карикатуры, художественно оформленные призывы, выставки. Основная задача, которую ставила ленинградская партийная организация перед художниками, была ясна: укреплять душевную бодрость жителей осажденного города и поддерживать их уверенность в победе; непрерывно контратаковать вражескую пропаганду, раздувающую легенду о непобедимости гитлеровцев, вести яростное наступление на трусов, болтунов, паникеров.

Наибольшую известность получили серийные выпуски "Боевого карандаша".История "Боевого карандаша" началась во время войны с Финляндией, а именно со стенгазеты Ленинградского отделения Союза советских художников, носившей название "Карандаш". Самый первый номер "Боевого карандаша" вышел уже 23 июня 1941 г. и назывался "Фашизм - враг человечества. Смерть фашизму!".Создателями и постоянными участниками "Боевого карандаша" были графики И. Астапов, В. Курдов, В. Гальба, Н. Муратов, Ю. Петров. В «Боевом карандаше» было всего двадцать восемь сотрудников, художников и поэтов. Каждый четвертый из них погиб. Огромный вклад в художественную историю Великой Отечественной войны внесли художники, работавшие на передовой. Основной формой работы во фронтовых условиях были натурные зарисовки - эпизоды из фронтовой жизни, портреты боевых товарищей. Проект стал символом сопротивления и единства в трудные времена.

Всего за годы блокады было создано более 50 плакатов и более 800 сюжетных открыток, которые помогали поддерживать дух города и фронта.

-6

-7

Когда звучали пушки – музы не молчали

Во время блокады Ленинграда музыка стала важным источником поддержки для жителей города, несмотря на трудные условия и обстоятельства. Концертный сезон начался после того, как Управление по делам искусств Ленгорисполкома организовало концерт в фонд обороны 14 сентября. Этот концерт в Большом зале филармонии собрал многолюдную аудиторию и укрепил решимость организаторов продолжать давать выступления. Хотя оркестр филармонии был эвакуирован еще в августе, дирекция филармонии заключила договор с Большим симфоническим оркестром Ленинградского радиокомитета, который продолжал выступать публично. Этот оркестр стал единственным симфоническим коллективом, который играл для ленинградцев во время блокады. Публика приходила со всех сторон города в давно уже неотапливаемые залы филармонии. Люди, одетые в ватники, пальто и шинели, не покидали своих мест до конца концерта. Почти все музыканты оркестра входили в команды местной противовоздушной обороны Радиокомитета. Они жили на казарменном положении. По сигналу воздушной тревоги отправлялись на свои посты и были готовы действовать. Им доводилось тушить зажигательные бомбы. Длительное время музыканты находились на строительстве оборонительных рубежей у стен Ленинграда. С конца сентября они приступили к своей основной работе. Последним выступлением оркестра в филармонии зимой 1941 года стал концерт под управлением И. Миклашевского. Все чаще заболевали и выходили из строя артисты, начались перебои с электроэнергией. В дневнике последнее выступление помечено 31 декабря. Затем лаконичные записи: «репетиция не состоялась», «Срабьян умер», «Петров заболел», «Вахрушев умер», «оркестр не работает».

Венцом творческой деятельности блокадного оркестра стало, как известно, первое в Ленинграде исполнение Седьмой, Ленинградской симфонии Шостаковича.

Полная посадка театра
Полная посадка театра

-9

Используемые источники:

В БЛОКАДУ МУЗЫ НЕ МОЛЧАЛИ… — Дом офицеров
К 75-летию Великой Победы. Без антракта: театр в годы блокады
Блокадный подвиг Театра музыкальной комедии

Ну, а чтобы узнать подробнее о "секретном оружии" Петербурга переходите и читайте, как умирающим жителям помогла симфония Шостаковича