Это очерк из научного-художественного сборника за 1981 год. Такие сборники когда-то выходили в Советском Союзе. Сборники назывались - "Хочу все знать".
У каждой планеты есть свои тайны. Даже у нашей Земли, казалось бы, такой знакомой. Полон тайн оранжевый Марс. Загадочен гигант Юпитер. Очень мало известно нам о далеком-далеком Плутоне. Но пожалуй, самая загадочная из планет - это Венера. Она загорается яркой звездочкой на востоке перед восходом Солнца. Вечером сияет на западе. Когда-то считали, что утренняя звезда и вечерняя звезда - две разные планеты. В Древнем Египте их называли Тиомутири и Оуайти, в Древней Греции - Люцифер и Геспер. Гомер в Илиаде:. писал: "Геспер на небе прекраснее всех и светлее". Да, Венера - самое яркое светило после Солнца и Луны. В темные вечера предметы, на которые падают ее лучи, отбрасывают легкие тени . А еще Венеру называли сестрой Земли. Она - вторая от Солнца планета. Земля - третья. Она - самая близкая к нам из планет. Наменьшее расстояние между Землей и Венерой около сорока миллионов километров. По размерам, по массе венерианский шар почти равен земному. Оттого и сила тяжести на Венере примерно такая же, как у нас. Подобно Земле, наша космическая соседка окружена атмосферой, и хотя она расположена ближе к Солнцу , приток тепла к обеим планетам тоже почти одинаков, поскольку белый облачный покров Венеры сильнее отражает солнечные лучи . Значит, и природные условия на планетах-сестрах должны быть похожими - полагали многие. Французский писатель Бернарден де СенПьер утверждал, что на Венере природа даже лучше земной. «Представьте, - писал он, - швейцарские ледники с их горными потоками и зелеными лугами. Перенесите все это к одному из южных морей . Опояшьте горы садами и виноградниками. Прибавьте берега Молуккских островов с благоухающими банановыми, мускатными и гвоздичными рощами. Поселите там чудесных тропических птиц, и вы будете иметь лишь слабое представление о картинах природы на Венере». Правда, ученые были настроены не так восторженно. Но и среди них широко распространилось мнение, что на Венере - влажный, теплый климат, какой был на Земле свыше двухсот миллионов лет назад, в каменноугольный период ее геологической истории. Но так ли это? Ответить было чрезвычайно трудно. Густой слой облаков, постоянно окутывающий Венеру, оказался непреодолимой преградой для оптических телескопов. Даже в самый сильный из них не удавалось хотя бы на мгновение увидеть поверхность планеты, уж не говоря о том, чтобы детально ее рассмотреть.
ЧТО ЗА ОБЛАКАМИ?
Возможность проникнуть за венерианские облака дали новые, астрофизические, методы исследований, особенно методы радиоастрономии. О Венере узнали гораздо больше, и сведения стали более достоверными. Выяснилось, что Венера - очень горячая планета. Ее поверхность, как хорошая сковородка, разогрета до нескольких сот градусов. В атмосфере много углекислого газа и почти нет кислорода. Странно было ученым узнать и то, что вращается Венера в сторону, противоположную вращению Земли и всех других планет. Что день там длится почти два земных месяца и столько же продолжается ночь. А так как венерианский год равен 224 земным суткам, то, стало быть, на этой удивительной планете в течение года можно увидеть всего два восхода и два захода Солнца. Оказалось, что там не бывает смены времен года, поскольку ось вращения планеты почти перпендикулярна плоскости орбиты, и, следовательно, всегда стоит ужасная жара. Но как ни были мощны передатчики и чувствительны приемники радиотелескопов, с Земли, на таком огромном расстоянии, невозможно все точно измерить, изучить, увидеть. Оставалось ждать времени, когда на Венеру опустятся космические аппараты с приборами. И такое время наступило. Зимой 1961 года советская межпланетная автоматическая станция "Венера-1" открыла путь к "утренней звезде". За ней полетели станции "Венера-2" и "Венера-3". Это были, так сказать, "пристрелочные" полеты. В октябре 1967 года, после четырехмесячного путешествия в космическом пространстве, приблизилась к цели советская межпланетная станция "Венера-4". Спускаемый аппарат ее метеором нырнул в атмосферу облачной планеты. Раскрылись. парашюты, и аппарат плавно пошел вниз. Приборы начали передавать научные данные прямо из толщи венерианской атмосферы. Впервые в истории! Наступила весна 1969 года. Еще две наши автоматические станции достигли Венеры. А через девятнадцать месяцев - еще одна, "Венера-7". Она передала научные сведения уже непосредственно с пышущей жаром поверхности планеты!
От полета к полету наши представления о Венере уточнялись. Станция "Венера-8" впервые опустилась на дневной, освещенной Солнцем стороне планеты. Но особенно замечательными были посадки девятой и десятой станций. Они послали с Венеры на Землю телевизионные изображения расстилавшегося перед ними ландшафта. До момента, когда пишутся эти строки, уже двенадцать советских межпланетных станций совершили полет к Утренней звезде. Достиг ли ее и две американские станции. Приборы космических автоматов подтвердили: у Венеры действительно обширная и плотная атмосфера, в сто раз массивнее земной и совсем на земную не похожая. У нас углекислого газа в воздухе всего три сотых процента, а на Венере - почти девяносто семь процентов. У нас азота - семьдесят восемь процентов, а на Венере всего около трех . Живительного кислорода - не более одной десятой процента. И ничтожное содержание воды. Подтвердилось: Венера - планета весьма горячая. Температура на ее поверхности почти пятьсот градусов! При такой жаре вполне могли бы течь свинцовые реки . К этому надо добавить огромное давление могучей атмосферы - в сто раз больше земного. Раньше считалось, что на Венере вечный мрак, что облака и плотная атмосфера не пропускают солнечный свет. А оказалось, ничуть не бывало . Там довольно светло . Примерно как у нас в пасмурный день. Автоматы обнаружили на Венере горы высотой в десять, двенадцать километров (выше земных!), обширные плоскогорья, холмистые равнины, глубокие рифтовые долины, гигантский кратер вулкана. Много важных сведений о Венере сообщили приборы межпланетных аппаратов. Но сколько еще осталось невыясненного, по-прежнему загадочного! Почему Венера столь горяча? Почему атмосфера ее не такая, как земная? Каков состав венерианских облаков? Почему у Венеры нет магнитного поля? Каково внутреннее строение планеты? На эти и сотни других вопросов предстоит еще ответить.
АЭРОСТАТ НАД ВЕНЕРОЙ
Опускаясь под куполом парашюта, приборы межпланетных станции передавали научные сообщения около часа. Потом еще примерно час они работали на поверхности планеты. Больше не выдерживали. Час, два - срок, безусловно, небольшой. Для всестороннего, глубокого изучения Венеры необходимы исследовательские аппараты, способные работать в тех трудных условиях долго - недели, месяцы и даже годы, способные перемещаться по планете или над ней. А нельзя ли для полета таких аппаратов использовать плотную венерианскую атмосферу? Нельзя ли создать эти аппараты по образцу и подобию земных аэростатов, дирижаблей , самолетов? Ученые сделали необходимые расчеты и решили - можно! Вот, к примеру , какой любопытный проект разработали французские инженеры. Они тоже планируют в ближайшие годы послать к Венеру автоматическую межпланетную станцию.
Вблизи планеты станция сбросит шар , внутри которого будет уложена оболочка аэростата . Раскроется парашют, вытащит из шара оболочку и прикрепленный к ней контейнер с научной аппаратурой. Оболочка автоматически наполнится легким газом, гелием. Спустя две минуты аэростат начнет свой дрейф на высоте пятидесяти пяти километров от поверхности Венеры. Эта высота выбрана отнюдь не случайно. Она - наиболее удобна для полета . Дело в том, что с ростом высоты давление и температура падают. И на уровне полусотни километров от поверхности Венеры эти величины примерно соответствуют земным. Аэростат, изготовленный из тончайшей пленки, рассчитан на полет лишь в течение двух суток . Более продолжительный дрейф маловероятен. Специалисты предполагают, что атмосфера Венеры состоит из капелек серной кислоты, которая попросту разъест баллон. Однако и за этот недолгий срок приборы успеют передать на Землю (через автоматическую станцию, которая будет кружить вокруг Венеры) много ценной научной информации. Но необыкновенный аэростат (конструкторы назвали его с Венерой) лишь слабое подобие предполагаемых венерианских летательных аппаратов будущего. Что же это за аппараты? Как они будут устроены? Для каких целей станут использоваться?
НЕБЕСНЫЙ ЛИФТ
Создать венерианский летательный аппарат , одинаково хорошо приспособленный к полету на любой высоте , - чрезвычайно сложная техническая задача . Это все равно, что построить самолет , который мог бы и летать в стратосфере, и погружаться в морские глубины. Однако создавать такой универсальный, всевысотный, аппарат пока не обязательно. Конструкторы считают, что аппараты для исследования Венеры будут делиться на три класса: высотные, глубинные и связные.
Назначение первых - летать высоко над планетой, в относительно холодных слоях атмосферы . Они дадут возможность изучать Венеру сверху . Для этой цели больше всего подходят аппараты типа аэростата или дирижабля. Аэростаты будут либо дрейфовать над Венерой , лететь туда, куда понесет ветер, либо , если их оборудовать двигателями и винтами, перемещаться наперекор ветру, зависать на месте. Выглядеть они будут необычно. Например, в виде гигантского бублика, диска или цилиндра. Особенно перспективным считается летающий «бублик. В середине его можно разместить ядерную установку, которая станет снабжать аэростат энергией. Из такого "бублика" удобно стартовать ракетам. Они понесут на Землю результаты научных исследований. Венерианские дирижабли стоит снабдить крыльями. Они увеличат подъемную силу этих полудирижаблей - полусамолетов, помогут им маневрировать в плотной атмосфере. А еще инженеры собираются сделать так: опустить с аэростата или дирижабля длинный трос. К тросу прикрепить приборы. Так можно будет проникнуть в нижние, горячие слои атмосферы, точно изучить ее химический состав и движение. Можно будет даже коснуться поверхности Венеры, взять образцы грунта и поднять их на борт несущего аэростата. Трос для этого необходим, конечно, очень длинный, в несколько десятков километров. Чтобы он не разорвался под действием собственной тяжести, к нему прикрепят промежуточные воздушные шары. Они разгрузят трос. Получится удивительный лифт. С поверхности Венеры наблюдатель увидел бы поразительную картину: над планетой несется, извиваясь, целая гирлянда из шаров. Она уходит вверх, до красно-оранжевого неба, и конец ее теряется в облаках.
АЭРОСКАФ - КОРАБЛЬ ВЕНЕРИАНСКИХ ГЛУБИН
Небольшие аэростаты могут быть построены и доставлены на горячую планету уже сегодня. Создать венерианские глубинные аппараты сложнее. Их задача - исследовать нижние слои атмосферы, летать над самой поверхностью планеты и даже садиться на раскаленный грунт. Они должны выдерживать и высокую температуру, и большое давление, выдерживать долго, сколько понадобится. В 30-е годы швейцарский ученый Огюст Пиккар изобрел аппарат для исследования морских глубин - батискаф. (В переводе это слово означает "глубинный корабль") Пиккар прикрепил шарообразную гондолу к поплавку, наполненному бензином. Для спуска в морские глубины батискаф утяжелялся балластом - железной дробью, засыпанной в бункеры. Балласт удерживался электромагнитом. Стоило разомкнуть электрическую цепь, и балласт высыпался, а батискаф всплывал на поверхность моря. Такая конструкция делала батискаф исключительно надежным аппаратом. Гондола и поплавок этого подводного дирижабля могли выносить колоссальное давление. На батискафе Триест сын Пиккара - Жак Достиг самой большой глубины Тихого океана - дна Марианской впадины. Это одиннадцать километров. Давление здесь равно 1100 атмосфер! То есть на каждый квадратный сантиметр аппарата давила сила около одной тонны. И ничего, батискаф выдержал. Венерианские глубинные аппараты - аэроскафы (то есть воздушные корабли) в какой-то мере будут напоминать батискаф. Воздух вблизи поверхности ,Венеры, лишь в десять раз менее плотный чем вода, а давление здесь таково, как у нас в океанах и морях на глубине километра. Но Проблемы, стоящие перед конструкторами венерианских глубинных кораблей, куда сложнее тех что решались строителями батискафа. Морские аппараты не надо охлаждать. В аэроскафе же непременно нужно иметь мощные охладительные установки . Невероятно сложно и трудно создать для венерианских кораблей двигатели, рассчитанные на долгий срок работы в суровых условиях. Двигателям нужен кислород, а его на Венере почти совсем нет. Значит, запасы кислорода придется либо брать с собой на борт аппарата, либо вырабатывать химическим путем прямо на Венере.
Высотные и глубинные аппараты будут разделены десятками километров. Для связи понадобятся особые летательные машины, небольших размеров, но зато способные к полету на любой высоте. Их назвали мезопланами ( мезо по-гречески значит промежуточный). Эта задача, пожалуй, самая сложная. Но проекты уже есть. Вид у мезопланов удивительный . Какие-то чудовищные остроносые, крылатые рыбины.
Корпус мезопланов будет тоже наполнен легким газом и сможет изменять свой объем: при погружении в атмосферу - сжиматься, при подъеме - раздуваться. Это улучшит их летные качества, увеличит грузоподъемность. Разумеется, сначала аппараты для исследования Венеры будут необитаемыми, автоматами. Однако придет время - и на "планету загадок" полетят космонавты. Хотя обеспечить нормальные условия для жизни и работы космонавтов в аэроскафе - задача чудовищной трудности.
ЛЕТАЮЩИЕ ОСТРОВА
Со временем люди обязательно начнут обживать Венеру. Первым делом, конечно, - ее атмосферу, те высоты, где температура и давление подходят для жизни человека. Высотный аэростат можно построить из нескольких баллонов - огромных цилиндров, наполненных гелием, а на них положить прямоугольную платформу. На платформе - разместить жилые помещения, лаборатории, чаши антенн, научное оборудование, сделать площадки для посадки и взлета связных мезопланов. С таких высотных платформ удобно будет вести исследования таинственной планеты. В более отдаленном будущем в небе Венеры появятся летающие острова. Вообразите себе гигантскую, диаметром в несколько сотен метров, круглую платформу, накрытую высоким прозрачным куполом из синтетической пленки. Платформа собрана из пластмассовых деталей - легких, прочных. Строительный материал получен здесь же на химических заводах из венерианской атмосферы. На платформе насыпан слой почвы. Зеленеют лужайки. Выращены сады. Есть даже маленький парк.
Прохладой веет от плавательного бассейна. Среди деревьев, в живописных местах чудо-острова - дома. Внутри платформы - электростанция, научные лаборатории, склады, ангары, завод по производству пластмасс - материала для сооружения других платформ. Летающий остров - это аэростат исполинских размеров. Баллоном ему служит сам купол. Аэростат плавает в атмосфере Венеры потому, что пространство под куполом заполнено земным воздухом, который, как известно, значительно легче углекислого газа. Подъемной силы этого колоссального купола-баллона вполне достаточно, чтобы удерживать на весу и саму платформу, и все, что на ней и внутри нее находится. Вокруг купола - широкий "балкон" Там - аэродромы для мезоскафов и космодром, с которого стартуют и куда садятся межпланетные корабли. Посланцы Земли, жители летающего острова, чувствуют себя превосходно, поскольку находятся в привычных, почти земных условиях. Сила тяжести - практически земная, воздух чистый, температура и давление под куполом - нормальные.
Вот только приходится заботиться, чтобы не оказаться во мраке долгой, двухмесячной, венерианской ночи. Для этого остров должен постоянно двигаться вслед за Солнцем при помощи могучих винтов-пропеллеров. Венера вращается вокруг своей оси медленно. Один оборот она совершает за 243 земных суток! Так что угнаться за ней будет нетрудно.
ГОСТЕПРИИМНАЯ ВЕНЕРА
А когда-нибудь, наверное, люди вообще изменят состав венерианской атмосферы, сделают ее похожей на земную. Каким же образом? Ученые предлагают доставить в атмосферу Венеры, на высоту, где температура около двадцати градусов И куда проникают ультрафиолетовые лучи, неприхотливые, быстро размножающиеся растения - водоросли, например, знаменитую хлореллу. Питанием для них послужит углекислый газ, а хорошим удобрениемсоль азотной кислоты, нитрат аммония (ученые надеются, что он есть в атмосфере Венеры) . "Поедая" углекислый газ, растения начнут выделять кислород, а вследствие распада удобрения в атмосферу поступит азот. Расчеты показывают, что для такого перерождения венерианской атмосферы в земную понадобится всего около ста лет.
Почему на Венере жарко, пока точно неизвестно. Есть гипотеза, что причина в так называемом парниковом эффекте. Венерианская атмосфера, почти целиком состоящая из углекислого газа с примесью небольшого количества водяных паров, как стекло в парниках, затрудняет отвод тепла, которое излучает поверхность планеты. В результате Венера сама себя разогрела. Получился замкнутый круг. Мощный слой углекислого газа не позволяет Венере остыть, делает эту планету непригодной для жизни. А без растений и микроорганизмов состав ее атмосферы не может измениться. Круг этот будет разорван по воле человека. Получив земную атмосферу, Венера постепенно остынет, превратится в гостеприимную планету с морями и лесами, в настоящую "сестру Земли". Представляете, люди получат в свое полное распоряжение еще одну планету, венерианский шар, по величине почти такой же, как земной, с прекрасным климатом и еще совершенно не тронутыми запасами! К тому времени ресурсы Земли будут основательно израсходованы, и нам остро понадобятся природные богатства других планет, в том числе и Венеры. С некогда загадочной планеты к Земле полетят космические корабли, грузовые отсеки которых будут доверху заполнены очень нужными и ценными веществами.
Множество замечательных открытий ждет нас на Венере. Изучив ее как следует, мы, несомненно, узнаем много полезного и для нас, жителей Земли. Почему природные условия на Венере так отличны от земных? Возможно, они были иными? Не грозит ли и нашей планете разогрев вследствие "парникового эффекта". Известно, количество углекислого газа в земной атмосфере растет. Его "выдыхают" миллионы автомобильных двигателей, электростанции, заводы. Наша атмосфера, увы, загрязняется. Не происходило ли то же самое когда-то на Венере? Исследуя Венеру, мы, быть может, научимся точнее предсказывать грядущие изменения климата на Земле. Но самое главное и важное заключается в том, что, изучая, осваивая далекую планету, создавая для этого .новые, невиданные космические корабли, аппараты, приборы, сложнейшую автоматику, человечество продвинет себя далеко-далеко вперед по пути научного и технического прогресса. Тем и замечательны космические исследования, что в конечном счете они приносят пользу нам, землянам. Труден путь к "утренней звезде". Еще труднее изучить ее и колоссально трудно освоить пока негостеприимную планету. Но это рано или поздно произойдет. Люди на Венеру придут!
Читайте также: