На этой неделе Югра отмечает значимую дату - 60 лет с момента начала промышленной эксплуатации «черного золота». 23 мая 1964 года первый танкер с Шаимской нефтью отправился на перерабатывающий завод от причала Сухой Бор - это территория современного Урая. «Большая» нефть Югры родилась в споре между энергетиками и геологами. Вторые, последователи академика Губкина, верили в чудо. А вот идея первых, в начале 50-х годов прошлого века, считалась более жизнеспособной: создать на территории всей Западной Сибири каскад гидроэлектростанций, то есть затопить все те территории, на которых мы сейчас живем. И если бы не авария на скважине Р-1 в 1953 году, события мировой важности развивались бы совершенно по другому сценарию. Прочитать об этом можно в недавно вышедшей в печать «Академической истории Югры». О чём до сих пор спорят историки и нефтяники? Вячеслав Манин, ответственный секретарь проекта «Академическая история Югры»: « Мы специально добавили в книгу шмуцтитулы. Здесь фотографии есть. На этом фото скважина, а вот он идет к скважине. Вот эти два снимка сделанные в один день в 1954 году. Это как мечта, что мы идем к «большой» нефти. А вот на этом фото уже всё - «большая» нефть уже наша». Авторы «Академической истории Югры» спорили, решая, какую дату считать рубежом между 6 и 7 томом. С одной стороны начало промышленной эксплуатации нефтепромыслов, первые фонтаны – это 60-е годы. Но в контексте мировой истории, именно 1953 год стал переломным моментом, когда на смену сталинской эпохи пришла хрущевская оттепель. Денис Кирилюк, заведующий кафедрой истории России СурГУ:«5 марта умер Сталин, и начинаются совершенно иные процессы, связанные с отъездом из региона спецпереселенцев и началом свободного вольнонаемного труда в регионе. А с другой стороны 21 сентября 1953 года забил березовский газовый фонтан, и это как-раз была точка, которая доказала, что здесь есть богатые запасы углеводородного сырья». История западносибирской нефти начинается с 30-х годов прошлого столетия. Руководство СССР было заинтересовано создать сырьевую базу глубоко в тылу. Существовавшие тогда Грозненский и Бакинские районы мог захватить враг – фашистская Германия. В это сложно поверить, но за годы Великой Отечественной войны в СССР пробурили 1374 скважины и открыли 47 месторождений углеводородов. А в 44-ом в Башкирии, а потом и в Куйбышевской области, нашли, так называемую, девонскую нефть, она пролегала на толщине более 1,5 километров. Тогда и поняли, что в Западной Сибири надо бурить глубже. Интересный факт из «Академической истории Югры»: «черное золото» Шаима геологи могли обнаружить на 10 лет раньше. Елена Лешукова, старший преподаватель кафедры истории России СурГУ: «Усилиями геологов за 3 года с 1951 по 1954 на территории Ханты-Мансийского национального округа было построено 5 опорных скважин. И вот, кстати, одна из опорных скважин, она-то и должна была быть построена у села Шаим. Но было принято решение, поскольку технически, как оказалось, очень сложно технику доставить к этому селу, строительство опорной скважины перенесли к другому селу, к Леушам». Шаимское месторождение с тех пор еще не раз войдет в историю. Именно его нефть, первую в Югре, отправят на Омский нефтеперерабатывающий завод 23 мая 1964, а получат ее 4 июня. По случаю круглой даты, урайские ветераны-нефтяники собрались у того самого причала «Сухой Бор». Сейчас здесь находится музейно-исторический комплекс, где проводят экскурсии. Среди первопроходцев есть те, кто помнит момент торжественной отправки - Валентин Габов 60 лет назад отвечал за налив нефти в резервуары танкера. Валентин Габов, первопроходец Шаима: «Он носом сюда шел, а его после заправки уже с места не тронешь. И вот мы его разворачивали трактором. Потом к берегу подтянули тракторами, подвязали за сосны, пока емкость заполняли». Первую нефть из Югры отправляли на танкерах и пароходах. Сейчас такой способ транспортировки практически не используется. Вернее, используется, но не в нашем регионе. Только в прошлом году в округе добыли 216 миллионов тонн нефти. Если посчитать это количество в баржах, которые 60 лет назад отправлялись с Мегионского и Усть-Балыкского месторождений, то это почти 60 тысяч пароходов, и это за короткий период навигации. Поэтому уже в 1965 году запустили первый в Западной Сибири нефтепровод «Шаим-Тюмень». Сегодня Россия – это страна с крупнейшей в мире трубопроводной системой для перекачки нефти. Самые главные из них – магистральные. За их работу во всех регионах отвечает «Транснефть», компания, контролируемая правительством страны. Что подтверждает - добыча и транспортировка «черного золота» остается для России делом государственной важности. Ученые до сих пор спорят о том, какую дату считать началом «большой» нефти в Югре. В той же академической истории склоняются к версии, что 20 декабря 1965 года. Именно тогда вышел приказ «Главка» о начале эксплуатационного бурения. А первая нефть Шаима, отправленная на танкере, – это все-таки сырье из разведочных скважин. Получается, у «большой» нефти 2 дня рождения, как и у самой Югры, и даже некоторых отдельных ее городов. Сейчас, спустя 60 лет, в нашем регионе добывается каждая 20-я тонна нефти в мире. Югра обеспечивает энергетическую и экономическую независимость России. И сейчас мы идем к новому рубежу – добыче в будущем году 13-миллиардной тонны нефти.
Большая нефть родилась в споре. Какие тайны открывает «Академическая история Югры»?
4 минуты
3 прочтения
24 мая