Найти в Дзене

Любовь как чувство и как несотворенный дар Святой Троицы (Мясопустное воскресенье)

Незыблемая и неопровержимая истина заключается в том, что каждый день нашей земной жизни - это, помимо всего прочего, еще один шаг, приближающий нас к биологической смерти. Несмотря на то, что это самое верное событие, которое произойдет с каждым из нас, богатым и бедным, сильным и слабым, в повседневной практике мы, тем не менее, забываем о нем. Мы недооцениваем его, и оно перестает быть для нас компасом, указывающим направление к месту назначения, которым является его наступление. Наше приложение:
В православной вере и богословии истина не является предметом нашей интеллектуальной изобретательности, а явлена миру как воплощенная Самоистина в Личности Христа. Это вопрос жизни, вопрос наших усилий по внутреннему преображению. Более того, вся тайна Воплощения Слова произошла ради нашего спасения, чтобы, получив Божественную Благодать, мы могли приобщиться к Истине, чтобы мы могли измениться в соответствии с волей Бога и, стремясь уподобиться образцу нашего Творца, ощутить свободу во Хр

Незыблемая и неопровержимая истина заключается в том, что каждый день нашей земной жизни - это, помимо всего прочего, еще один шаг, приближающий нас к биологической смерти. Несмотря на то, что это самое верное событие, которое произойдет с каждым из нас, богатым и бедным, сильным и слабым, в повседневной практике мы, тем не менее, забываем о нем. Мы недооцениваем его, и оно перестает быть для нас компасом, указывающим направление к месту назначения, которым является его наступление.

Наше приложение:

‎Православие - Ваша Азбука Души


В православной вере и богословии истина не является предметом нашей интеллектуальной изобретательности, а явлена миру как воплощенная Самоистина в Личности Христа. Это вопрос жизни, вопрос наших усилий по внутреннему преображению. Более того, вся тайна Воплощения Слова произошла ради нашего спасения, чтобы, получив Божественную Благодать, мы могли приобщиться к Истине, чтобы мы могли измениться в соответствии с волей Бога и, стремясь уподобиться образцу нашего Творца, ощутить свободу во Христе как освобождение от материализма и выход за пределы этого мира. Истина объективна и универсальна, и любое ее разделение создает субъективные истины, не способные сделать нас христоподобными, детьми Божьими по благодати.

Святой Максим Исповедник, анализируя соотношение истины и добродетели, говорит нам следующее: Истина есть Божественное знание; добродетель есть борьба за эту истину. Иными словами, требуется единение с истиной, а не внешнее, бесплодное следование определенным нравственным правилам. Ничто, как и добродетель, не существует само по себе, но все вещи обретают форму, смысл и содержание только тогда, когда они связаны с Личностью Христа, Который является краеугольным камнем Церкви. Именно поэтому Церковь прославляет не интеллектуалов и моралистов, а святых и наученных Богом, познавших единую Истину.


Сегодняшнее евангельское чтение повествует о грядущем суде над всем человечеством. В его интерпретации обычно подчеркивается, что конечным критерием Бога будет любовь. Но здесь необходимо сделать различие, чтобы избежать возможной относительности догматического учения Церкви. Светская, расплывчатая и неопределенная любовь, не связанная с универсальностью евангельской истины - Крестом, Гробом, трехдневным Воскресением, Восхождением на небо и Сидением одесную - не то же самое, что воплощенная любовь Христа. Такая любовь релятивизирует природу Церкви, которая на самом деле является единственной мастерской любви и причастием обожествления. Она представляет Церковь просто как активистскую организацию, призывающую своих членов к совершению добрых дел социального характера и чисто горизонтального измерения. Но необходимо подчеркнуть, что такой подход не учитывает всей тайны Божественной диспенсации, в соответствии с которой Истина Триединого Бога открывается через воплотившееся Слово.
Если бы мы могли прославиться через фрагментарные истины мира, то Сыну и Слову Отца не было бы нужды становиться человеком, чтобы открыть истину. Да и Духу Святому не пришлось бы напоминать нам о том, что мы слышали, но не в состоянии вынести. Разумеется, все вышесказанное ни в коей мере не является попыткой принизить значение добрых дел.

Принципиально важно подчеркнуть, что Церковь делает то, что не могут сделать никакие другие люди и организации: она экклезиализирует мир, тогда как при обратном развитии событий приходится говорить о секуляризации церковного мировоззрения, когда тело Церкви понимается наравне с другими общественными организациями и НКО. Это ликвидация харизматической природы Церкви, поскольку Церковь характеризуется прежде всего вертикальным измерением, просвещением, даруемым Святым Духом, который освещает и наполняет смыслом горизонтальное измерение. Особое значение имеет фраза, которую святой Павел использует в сегодняшнем Послании. Говоря о возможной скрытой опасности употребления христианами пищи, приносимой в жертву идолам, он говорит: Так по вашему знанию погибает этот немощный человек, брат, за которого умер Христос. Таким образом, греша против своих братьев и раня их совесть, когда она слаба, вы грешите против Христа.Согласно Павлу, Христос, безусловно, остается неизменным центром и критерием. Он делает каждого христианина ответственным перед другими людьми, потому что они - творения Божьи, ради которых был принесен в жертву Христос. Наши отношения с другими людьми приобретают реальный эсхатологический смысл только тогда, когда они прививаются к перспективе любви во Христе.

Эта любовь, которая не ищет своего, является исключительно харизматическим даром Триединого Бога и не может быть сравнима с той корыстной любовью, которую мы видим здесь и сейчас в мире. Церковь ничем не заменишь. Наше преображение происходит во всей полноте нашей сакраментальной жизни, кульминацией которой является причащение Святейших Тела и Крови Христовых. В этом контексте все имеет свое место и назначение, и верующие, ставшие похожими на Христа, смотрят на других людей уже не с гордым фарисейским самомнением, а с сочувственной любовью и горящим сердцем. Все, что они делают, они делают потому, что считают других своими братьями и сестрами во Христе. Благодаря этому добрые дела приобретают спасительную, церковную ценность, благословляемую Христом фразой: Ты сделал это Мне.