25 мая (по старому стилю – 13 мая) 1873 года (или 1875 – по исследованию М.И. Горелова) родился Станислав Юлианович Жуковский, художник, прославившийся своими лирическими пейзажами, изображениями дворянских усадеб и картинами с интерьерами.
Живописец учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у таких прекрасных педагогов, как Сергей Коровин, Николай Касаткин, Абрам Архипов, Леонид Пастернак, Константин Савицкий, Валентин Серов. Большое влияние на становление молодого художника оказало посещение занятий в мастерских Василия Поленова и Исаака Левитана.
Однокурсник Жуковского, Витольд Бялыницкий-Бируля вспоминал: «Поленов восхищал учеников силой красок природы, которую писал радужными тонами южного неба и моря. С его приходом в училище мы стали различать краски, искать цвет: до него мы этого не знали... С. Жуковский... тонко воспринял от Поленова яркие сочетания красок».
Также об этом периоде есть воспоминания Якова Минченкова: «Тогда выдвигался большой пейзажист С. Ю. Жуковский, еще учившийся в училище. Левитан изучал каждый его этюд на выставке, расспрашивал, сколько времени он писал их, и от многих приходил в восторг».
Известно, что один из пейзажей Жуковского постоянно висел в мастерской Левитана, от чего молодой художник был счастлив. Позже отвечая на вопрос о своем обучении у Левитана, художник сказал: «Формально я никогда не был его учеником. Я никогда не занимался у него в классе. Но я очень многое понял и многому научился, всегда с огромным интересом изучая его картины. Только в этом смысле меня можно считать учеником Левитана».
У меня есть целая серия публикаций о жизни и творчестве художника.
/Внизу оставлю ссылочку на первую статью, и при желании вы сможете познакомиться со всей биографией Станислава Юлиановича и с его картинами/
А сегодня, чтобы вспомнить художника в день его рождения, предлагаю вам посмотреть его работы, у которых время создания не определено.
Почему нельзя точно установить, когда было написано то или иное произведение? Это можно понять, читая воспоминания Юлия Юльевича Савицкого (1904-1979). Будущий профессор Московского архитектурного института в начале 1920-х годов ухаживал за Татьяной Киселевой, младшей сестрой Софии Кваснецкой, второй жены Станислава Жуковского.
Юноша часто бывал в квартире Жуковских в Москве на Гоголевском бульваре и мог общаться с художником, наблюдать за его работой.
Так Юлий Савицкий вспоминал: «Количество этюдов, накопившееся у него, было огромным. Мне раз довелось помогать разбирать большой сундук, буквально набитый этюдами разных размеров. Некоторые из них он смотрел с интересом, иногда с удовольствием. Многие этюды ему не нравились, он слегка морщился, закусывая губу, и откладывал их в сторону, предназначая к уничтожению. Однако очень часто, уступая просьбам, эти отброшенные этюды он дарил приятелям и знакомым»
«У Жуковского было много альбомов довольно большого размера с рисунками карандашом. Рисунки эти имели характер беглых зарисовок пейзажных мотивов, групп зелени и отдельных деревьев»
Поэтому можно предположить, что некоторые работы художник создавал по сделанным ранее зарисовкам и этюдам и год их написания может не совпадать со временем пребывания в том или ином месте, а другие не были датированы от того, что художник не считал их завершенными картинами. Также Жуковский делал очень много повторов, так как его работы пользовались большой популярностью. Об этом также есть в воспоминаниях Савицкого, присутствующего при создании одной из таких картин:
«Повторение не было точной копией. Мне показалось, что новая картина лучше и выразительнее оригинала. Повторение картины было для него, очевидно, творческим процессом, а не просто копированием уже сделанного. Никогда Жуковский не пользовался подготовкой вчерне повторения картины каким-либо помощником. Повторение с начала и до конца писалось им самим с полным творческим напряжением»
Художник Леонид Борисович Януш (1897-1978) подростком бывал в тех местах на озере Удомле, где работали и Левитан, и Жуковский, был большим поклонником творчества этих живописцев за их любовь к природе, а позже в Ленинграде познакомился с племянницей Жуковского Марией Болеславовной. Она была дочерью старшего брата художника, прикованного к инвалидному креслу на протяжении 20 лет, и поэтому Станислав Юлианович заменил ей отца (своих детей у художника не было). Януш по рассказам Марии составил свои записки о Жуковском. Из них мы узнаем об отношении художника к своей работе и его любви к родной природе:
«Когда он создавал композицию, то долго простаивал перед своими этюдами и был настолько поглощен всматриванием в них, что отсутствовал для всех окружающих. С натуры он писал во все времена года, причем зимой и в морозы до 25 градусов. Мария Болеславовна вспоминала, как Жуковский однажды писал зимнюю ночь и она освещала ему этюд и палитру фонарем «летучая мышь». Он отличался исключительной работоспособностью, сочетая в себе талант и трудолюбие»
Вот я и хочу предложить вам сегодня посмотреть на то, как изображал художник разные времена года, в любую погоду и разное время суток.
Зима
Весну Жуковский любил особенно.
«Тяга к природе особенно сильно овладевала Жуковским ранней весной. В это время он делался нервным, беспокойным и в разговоре все время возвращался к теме о том, как хорошо сейчас в лесу и как плохо в городе. «Ну Стась заболел, надо уезжать в деревню!» – говорила тогда, смеясь, его жена и начинала готовиться к отъезду», – из воспоминаний Савицкого.
Весна
Нельзя сказать, что художник не любил лето. Он был большим любителем охоты и лесных прогулок, но изображать летнюю природу ему нравилось значительно меньше. При этом, как мы знаем, он работал круглый год. Как вспоминал Савицкий:
«С мая по сентябрь природа меньше вдохновляла Жуковского, но он писал ее не переставая, в силу непреодолимой жажды творчества. Писал он почти всегда с натуры, очень редко пользовался для картины этюдами»
Лето
Об особенностях искусства Станислава Жуковского хорошо сказал в своей работе о жизни и творчестве художника И.И. Станкевич:
«Жуковский основывался на продиктованной опытом логике. Он заставил себя пройти серьезную школу; свободно владел самой азбукой природы, имел редчайший композиционный дар, и это позволяло ему постоянно совершенствовать изобразительные приемы. Однако искания Жуковского были и глубже и поэтичнее, чем просто поиски совершенной формы. В ней он стремился выразить главное – свою любовь к природе»
Именно за любовь к природе, к родному краю, которая ощущается в работах живописца, мы так радуемся новым встречам с картинами Жуковского.
Осень
Большинство этих работ находится в частных коллекциях, и мы узнаем о них и можем увидеть их изображение только тогда, когда они появляются на аукционах.
Во время Второй мировой войны, проживая в Варшаве, художник много картин хранил в антикварном салоне «Скарбец» Ванды Черниц-Жалиньской. Жуковский погиб в немецком лагере в Пруткове в августе 1944 года, а судьба его картин окутана тайной. Было заявлено, что они сгорели в 1944 году во время восстания, но затем работы художника стали появляться на аукционах в Варшаве и других западных странах.
Как написал в своем исследовании Михаил Иванович Горелов, «Только по предварительным подсчетам зарегистрировано наличие шестисот семидесяти работ этого пейзажиста, большинство из которых представляют собой совершенные художественные произведения».
Значит, это точно не последняя наша встреча с живописным наследием художника.
С любовью, ваша Света В.
Моя первая публикация, открывающая серию статей о жизни и творчестве Станислава Жуковского:
Приглашаю вас в свой Телеграм-канал, где я всегда размещаю анонсы своих новых публикаций