Найти тему

Абхазия. Январь 2023 года. День 3: Новый Афон

Новый Афон – обязательное к посещению место в Абхазии. Пожалуй, здесь стоит остановиться на пару дней, хотя при длинном световом дне и хорошей организации вы успеете посетить и пещеру, и монастырь, и крепость, и ущелье... Впрочем, не факт, что успеете, лучше приезжайте на два дня. Я увидел явно недостаточно, чтобы удовлетвориться всеми историко-культурными достопримечательностями этого небольшого городка.

-2

Сюда можно приехать заранее и остановиться на ночь, а можно стартовать с утра из другого населённого пункта. Ближе всего из крупных городов будет либо Гудаута с запада, либо Сухум с востока. Бросим ещё один взгляд на сухумский железнодорожный вокзал, на этот раз со стороны платформы, и сядем на маршрутку в Новый Афон.

-3

Первой остановкой будет старая советская «ракушка». Некоторые говорят, что остановка-«ракушка» была дипломной работой Зураба Церетели 1960-х годов, но это не точно. Похожие по дизайну остановки поставили в то время во многих точках Черноморского побережья, но российские «ракушки» в Сочи и окрестностях были безжалостно уничтожены перед Олимпиадой 2014 года. Держись, «ракушка», надеемся, «благоустройство» до тебя не скоро доберётся.

-4

Рядом с остановкой расположен Музей боевой славы в память о войне с Грузией. В советские годы здесь хотели построить нижнюю станцию канатной дороги, ведущей на Иверскую гору, но дорога так и не была запущена, а павильон остался. Здание переделали в музей, над которым возвышается звонница. В колокол периодически звонят, вроде как ежедневно, но я не застал нужное время.

Упомянутая гора с Анакопийской крепостью удачно попала в кадр: если увеличить фото, то даже крепость видно, прямо над звонницей.

-5

Вход в здание с обратной стороны. Экспозиция представляет собой мемориал с фотографиями и именами людей, полноценным музеем это не назвать. Но с важной мемориальной функцией музей справляется, на площади перед ним проходят митинги с минутой молчания.

-6

Сегодня третий день из шести и последний день, когда мне повезло с погодой. Поэтому ловим момент и любуемся морем.

-7

Через дорогу начинается Приморский парк. Перед вами очень фотогеничное Лебединое озеро. Конечно, это никакое не озеро, а просто пруд, один из нескольких прудов в парке, а Лебединым его назвали, потому что здесь и в других прудах обитают соответствующие птицы. Первоначально это были чисто технические пруды, созданные монахами Новоафонского монастыря для отвода воды от болотистых почв в округе и для разведения рыбы.

Посмотрите на середину озера. В окружении воды расположено кафе «Лебедь». Не знаю, чем и как там кормят, но место очень козырное. По стилю догадываемся, что это ещё советская постройка. Вот, например, она же на фото 1960-х годов:

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Лебеди при мне в большое «озеро» не заплывали.

-9

Парк к приезду семьи Николая II в начале XX века сделали «туристическим», построив в нём красивые мостики через пруды. Сюда приезжал и его отец император Александр III, о визите которого напоминает часовня Александра Невского 1888 года. После посещения императором Нового Афона была обустроена кипарисовая аллея, где мы ещё пройдём, и сооружена данная часовня в честь спасения Александра III во время крушения царского поезда под Харьковом (эта известная катастрофа произошла в том же году).

В кадр опять попала крепостная стена на горе, присмотритесь к белым пятнышкам.

-10

Думаете, это просто стилизованное под старину здание гостиницы? А вот и нет. Перед вами остатки крепостной башни XI–XIII веков, бывшей частью внешнего рубежа обороны Анакопии – так раньше назывался Новый Афон. Анакопия впервые упоминается в источниках в III веке нашей эры. Тут в разное время жили абхазы, византийцы, турки, и даже генуэзцы основали небольшую колонию, как раз под стенами прибрежных укреплений, от которых осталась эта башня. Укрепления служили как для защиты берега, так и для дополнительной обороны Анакопийской крепости на Иверской горе.

-11

В конце XIX века местные монахи пристроили к башне гостиницу для приезжавших паломников. Среди таких был Антон Павлович Чехов, о чём свидетельствует памятная доска. Если 150 лет – это дата со дня рождения писателя, то её должны были установить в 2010 году. А гостиница как работала в XIX веке, так и работает до сих пор.

-12

California dreaming on such a winter’s day... И правда, мы как будто в Малибу, а не в Абхазии. Я не был в Малибу, но, наверное, там как-то так.

-13

Чуть дальше в парке всё-таки нашлись лебеди.

В целом Приморский парк – симпатичное место для прогулок. Ему немного мешает наличие под боком шоссе Черноморского побережья, которое из-за подступающих гор построили прямо тут, вдоль пляжа. Хочется гулять в полной тишине, но не выходит. Похожая ситуация была в Приморском парке в Гагре.

-14

Нелегко же Деду Морозу, наверное, ездить по Абхазии на санях в такую погоду.

Ёлка тоже недалеко есть. А могли бы пальму нарядить!

-15

Пояснение к непонятному слову. «Киараз» – детище 1917 года. Слово означает по-абхазски «объединение» или что-то в этом роде, под такими названиями крестьяне могли создавать трудовые или боевые дружины. В годы Гражданской войны революционный «Киараз» координировал крестьянское движение в Абхазии, помогал установлению советской власти и, как указывает памятная доска, среди прочего участвовал в боях в Новом Афоне против войск меньшевистского правительства Грузии и интервентов.

Одним из организаторов «Киараза» был Нестор Лакоба, молодой абхазский крестьянин и большевик, который на волне революции стал лидером Абхазии и оставался таким на разных должностях с 1922 года до своей смерти в 1936 году. Он умер от сердечного приступа в Тбилиси вскоре после командировки в Москву. Абхазские историки уверены, что он был отравлен по приказу Берии, что подтверждается некоторыми свидетельствами. Версия вполне логичная: Лакоба стал неудобным руководителем, продвигавшим идеи самостоятельной Абхазии, неподчинённой соседней Грузии, а после смерти его объявили «врагом народа» и смешали с дерьмом.

-16

На пути из Приморского парка в Новоафонский монастырь – не очень примечательная церквушка. Но это с виду не очень примечательная. Храм Покрова Богородицы построен в 1876 году, это был первый храм, заложенный монахами-переселенцами с горы Афон. Не прошло и года, как турки во время русско-турецкой войны его сожгли (тогда им удалось на недолгое время оккупировать всё побережье Абхазии). В советские годы здесь был киноклуб, а с 1990-х опять храм.

-17

Храм в скверном состоянии. Табличка «Библиотека» не с советских времён, а современная: в 2006 году в городе сгорела городская библиотека, и храм отдал свой придел под её нужды.

-18

А мы начинаем подъём в горку. На фото упомянутая ранее кипарисовая аллея. Вдоль неё идёт пешеходная дорожка, получившая название «Тропы грешников». Считается, что если пройти её на коленях, то будешь очищен от всех грехов. Поскольку я слаб и духом, и телом, проверять не стал.

-19

И потом, посмотрите, как высоко идти. Тропа начинается на незначительной высоте от уровня моря, а мы сейчас дошли до монастыря и смотрим назад. Цена за отпущение грехов немаленькая!

-20

Вот и монастырь. Солнце так слепит, что он кажется белоснежным. Официально называется Ново-Афонским Симоно-Кананитским мужским монастырём. Основан в 1875 году выходцами из монастыря святого Пантелеимона со Старого Афона, застраивался до рубежа XIX–XX веков. Кто такой Симон Кананит, расскажу чуть позже.

Переселение группы монахов было связано с напряжёнными отношениями Афона с властями Османской империи, которые на фоне конфронтации с Россией перед Русско-турецкой войной 1877–1878 годов пытались выдавить русских монахов из Свято-Пантелеимонова монастыря. В итоге те нашли своё пристанище в Абхазии, а потом, как я упомянул, война добралась и до них. Но зато после войны монастырь расцвёл.

-21

Территория монастыря представляет собой прямоугольник из вплотную застроенных храмовых и иных зданий. Транспорт может заехать внутрь через небольшой боковой проезд, а люди заходят через надвратную церковь Вознесения Господня. На фото она в правой части, с несколько выступающим вперёд фасадом с арками.

В 1924 году монастырь закрыли. Воспитанный когда-то при монастырской школе Нестор Лакоба приехал сюда, чтобы сделать это трагическое объявление, и говорил, что протестовал против этого решения, просил прощения за то, что не смог отменить или отсрочить его. Едва монастырь захотели восстановить в начале 1990-х, грянула война с Грузией, и здесь был военный госпиталь. Только с 1994 года сюда начали возвращаться монахи.

-22

Это мы уже внутри, смотрим на колокольню монастыря.

Помните, во время прогулки по Сухуму я упоминал, что местная церковь откололась от Грузинской митрополии? Это ещё не конец церковных расколов в Абхазии. Абхазская церковь быстро попала под влияние Московского патриархата, отчего в 2011 году её глава Виссарион Аплиаа попросил патриарха Кирилла прислать в Новоафонский монастырь нового настоятеля. В Новом Афоне на решение «прислать варяга» отреагировали остро, провели «церковно-народное собрание» с участием как священников, так и мирян (среди которых внезапно были даже мусульмане), и объявили о создании самостоятельной Священной митрополии Абхазии.

-23

В центре монастыря – Пантелеимоновский собор. Построен в неовизантийском стиле. Это единственная постройка внутри монастырского «прямоугольника».

В том же 2011 году в Абхазии шла президентская выборная кампания, и противоречия между кандидатами, возможно, частично помогли новой митрополии получить легитимность в глазах общества. Например, один из абхазских политиков, Рауль Хаджимба, боровшийся тогда за пост президента, принимал участие в новоафонском «церковно-народном собрании». Раскол так и не был преодолён, и монастырь стал центром новой митрополии. Она считает себя правопреемником Анакопийской епархии, существовавшей на территории Абхазии в средние века.

-24

Пантелеимоновский собор был расписан в начале XX века палехскими и московскими художниками. Это самый крупный храм в Абхазии.

И ещё тут есть лавочки. Много лавочек! Это вообще законно? Мои больные спина и колени представили себе потенциальное счастье, если бы во всех православных храмах было бы так. Но это же обитель раскольников, раскольникам можно.

-25

Котик у монастыря, как и его собрат в Сухуме, недоволен распрями среди христиан. Мы с тобой согласны, котэ!

-26

Захоронение жертв войны с Грузией недалеко от монастыря. Моё внимание привлекла эта странная статуя, как будто языческая...

А может, она и есть языческая? Никакой информации об этом в открытых источниках я не нашёл. Но тем не менее, нам известно, что в Абхазии язычество существует до сих пор, хотя какие-либо статуи божеств для него не характерны. А вот святилища и обрядовая практика вплоть до жертвоприношений есть до сих пор. Во время войны в 1992 году на священной горе Дыдрыпш-ныха сам глава Абхазии Владислав Ардзинба участвовал в молении с просьбой божествам о защите. Во время той службы дали обет после победы принести в жертву белого быка. Обет исполнили.

-27

Не волнуйся, коровка, тебя в жертву сегодня никто не принесёт.

-28

Со стороны монастыря рассмотрим соседнюю Иверскую гору. На её вершине сохранились остатки Анакопийской крепости, возведённой ещё в VII веке. Явно выделяющаяся на пике Главная восточная башня более поздняя, XI века. В VIII веке крепость выдержала мощный штурм со стороны проникшего на Кавказ арабского войска, показав свою эффективность.

Эту самую крупную в Абхазии крепость не так давно реставрировали, там территория историко-культурного заповедника и, должно быть, потрясающие виды. Но сегодня по причине короткого светового дня я туда не попаду, поэтому свернём в другую сторону и пойдём к даче Сталина.

-29

В Абхазии несколько дач, созданных для отдыха «отца народов». В Новом Афоне Сталин был не первым отдыхавшим главой государства – рядом с построенным в 1947 году зданием есть и дореволюционный домик, где останавливался Александр III. Преемственность.

Дача работает как бы как музей. «Как бы» – потому что музейные стандарты у неё низкие, а уж музеев я в своё время повидал немало, знаю, о чём говорю.

-30

Начнём с мелочей. Вот как можно настолько не уважать собственную территорию, чтобы разрешать машинам подъезжать вплотную ко входу? Ладно у меня фотки плохие выйдут (хотя о желании туристов пофотографироваться стоит тоже подумать), но ведь должна быть какая-то граница историко-культурного объекта, машина может и в ограду въехать, перекрыть путь пожарным и так далее.

-31

Дача была правительственным объектом после смерти Сталина и сохранила данный статус и в 1990-е годы, и сейчас. Руководство Абхазии, однако, здесь уже давно не отдыхает, поэтому дачу отдали для посещений туристами.

-32

В это зеркало смотрел Сталин по утрам. А может, и не в это зеркало. А может, и не смотрел...

Наверное, непричастность к объекту специалистов из местного министерства культуры сказывается на том, что дача – это просто сохранившиеся интерьеры залов без каких-либо описаний. Во время прогулки задаёшься вопросами, а что является оригинальными элементами оформления, что реконструкцией, какие предметы откуда взялись, не притащены ли они сюда от балды сантехником Васей из соседнего гаража и так далее. Возможно, при наличии экскурсовода на эти вопросы нашлись бы ответы, но я путешествовал один и был несколько недоволен пренебрежением нынешней администрации дачи Сталина к доставшемуся им историческому наследию.

-33

Особенно заметно плохое состояние соседнего корпуса. Вроде бы он сохранился со времён Александра III. Туда можно зайти, чтобы увидеть дичайший бардак.

-34

Реально, это же просто заброшка. Если бы я стал ломать мебель или захотел бы что-то утащить, мне бы никто ничего не сказал. Судя по пульту на кровати, в здании периодически ночуют сторожа или делали это совсем недавно.

-35

А на первом этаже дачи Сталина, на который не пускают, но который мы можем увидеть через окна, заброшенная бильярдная с осыпавшейся штукатуркой... Прости нас, Иосиф Виссарионович, мы всё про...ли!

-36

Вид отсюда, впрочем, очень красивый. Это сложно испортить.

-37

Спускаемся от дачи Сталина и Новоафонского монастыря вниз, к реке Псырцхе. На берегу реки стоит средневековый храм. К середине XIX века он был изрядно порушен, а местный помещик даже позаимствовал каменные глыбы отсюда для строительства своего особняка. Монахи в конце XIX столетия храм восстановили, но с определёнными изменениями, поэтому старый вид сохранён не на сто процентов.

Храм носит имя Симона Кананита (с ударением на первый слог – Си́мон), знакового для истории Нового Афона апостола.

-38

Здесь же – симпатичный водопад Псырцхинской ГЭС, построенной по течению реки Псырцхи на рубеже XIX–XX веков. Электростанцию можно считать одной из первых ГЭС в Российской империи. Строили её для нужд монастыря, а турбины с барского плеча подарил сам Александр III.

-39

Ой, что это на скамейке лежит... Ммм, мандаринчики...

Здание самой ГЭС сохранило старую советскую вывеску с двумя датами. Первая, 1902 год – дата окончания строительства. Вторая относится либо к дате советской реконструкции, либо к дате самой вывески. Так или иначе, нам известно, что в 1920–1930-е советская власть подновила ГЭС и какое-то время использовала её.

Течение Псырцхи невелико, поэтому во второй половине XX века малоэффективную станцию забросили. Для сравнения: мощность этой ГЭС, по прикидкам, около 100 киловатт, а мощность Ингурской ГЭС на границе Абхазии и Грузии – больше 1 гигаватта, то есть в 10 тысяч раз больше. Однако в начале XXI века ГЭС восстановили, чтобы у монастыря была своя генерация энергии, здание привели в порядок и, что вызывает уважение, оставили серп и молот на фасаде.

-40

Водопад привлекает внимание туристов, отчего на мостике бывает не протолкнуться.

«Псырцха» (ударение на первый слог), по мнению некоторых исследователей, – это искажённое «апсарцха», «апсарский источник», а Апсара (Апсар) – это абхазское название Анакопии. То есть первоначально город дал название реке. А в современной истории произошло наоборот: в раннее советское время от слишком религиозного названия «Новый Афон» решили избавиться, назвав населённый пункт Псырцха. И хотя теперь «Новый Афон» вернулся обратно, двойственность названия остаётся.

-41

Отсюда небольшая забавность, что железнодорожная платформа Новый Афон расположена на окраине города, ближе к селу Псырцха. А платформа Псырцха, прямо рядом с плотиной ГЭС, фактически примыкает к центру города Новый Афон.

Из-за строительства плотины в ущелье образовалось небольшое водохранилище. Горы со всех сторон, покрытые зеленью, разлившаяся река и железная дорога, связывающая два туннеля, как на станции Абаата, образуют чудесный пейзаж. Пожалуй, я бы назвал это самым красивым местом, которое видел во время поездки в Абхазию.

-42

Заброшенный павильон платформы 1950-х годов удачно вписался в окружающий ландшафт, как будто был построен в глубокой древности. На платформе, как я понимаю, иногда всё же останавливаются поезда. Представляю: приезжаешь, и перед тобой горы, Псырцха... Красота!

-43

Не знаю, передают ли фото очаровательность пейзажа или на него надо смотреть только живыми глазами. Кроме этого, в январе не так много зелени, видны облезлые деревья.

-44

Отсюда можно перейти или переехать через ещё один туннель прямо в город, не обходя пешком плотину ГЭС. Оформление входа в туннель вызвало у меня некоторые ассоциации с «Властелином колец», и я подумал: почему бы и нет? При желании эта локация действительно может показаться сказочной.

-45

В другую сторону от платформы Псырцха – природный заповедник, вход по билетам. Пешеходная тропинка идёт вверх по течению Псырцхи к гроту Симона Кананита. Пока мы идём и любуемся природой, самое время вспомнить об этом апостоле.

-46

Симон Кананит, он же Симон Зилот – один из двенадцати апостолов Христа. В Новом Завете про него сказано очень мало, зато предания о его миссионерских странствиях богаты. И противоречивы. По разным сведениям, его заносило в Ливию, Египет, Персию и даже Британию. Кто-то считает, что его казнили в Иерусалиме во время гонений на христиан. Или в Британии. А кто-то связывает его смерть с городом Никопсией на Черноморском побережье.

Где же была Никопсия? В современной литературе чаще говорят, что она располагалась севернее современного Туапсе, но в Абхазии издавна были уверены, что Никопсия – это Анакопия. То есть Симон Кананит погиб здесь. Что ж, не будем спорить.

-47

Тем более, вот же доказательство – лобное место Симона Кананита, обозначенное крестом. Именно тут, согласно местной легенде, представители местного племени абазгов, предков абхазов, убили апостола, не приняв его христианское учение.

Хотя церковь склоняется к мнению, что Симона убили римские легионеры, расчленив его пилой. Его мощи погребены там, где сейчас находится храм у Псырцхинской ГЭС.

-48

А вот наскальный след его стопы. Теперь сомнений точно нет!

На всякий случай подчеркну, что ни в коем случае не хочу оскорбить чувства верующих. Сам православный, но трудно не умиляться такой трогательной достопримечательностью.

Этот камень, как пишет абхазский историк Руслан Барцыц, мог почитаться и до христианских времён: ещё в эпоху мезолита у предков абхазов сложился культ почитания камней с оригинальными выемками. С именем Симона Кананита связывают и другие местные камни – мелкие камешки красного цвета, находимые в русле Псырцхи, в древности называли «каплями апостольской крови».

-49

На фото течение Псырцхи образовало небольшое озеро, которое используют в качестве купели. Окунёмся?

-50

Окунуться я не рискнул, январь всё-таки. Лучше проследуем за группой паломников в пещеру, расположенную в горной скале. Теперь к горе проведена тропа, а наверх можно подняться по лестнице. Лестницу, ведущую непосредственно наверх, целиком не сфотографировал, но подъём относительно высокий.

-51

Вот виднеется последний марш лестницы, а ещё несколько прямо под ним. Поднимайтесь аккуратно, если боитесь высоты!

-52

Вход в пещеру.

-53

Грот естественного происхождения. По преданию, Симон Кананит жил тут около двух лет, поднимаясь сюда и спускаясь отсюда по верёвке. Пещеру обнаружил местный житель в XIX веке, а потом монахи вырубили ступеньки для подъёма и более удобный вход. Место намоленное и популярное у паломников.

-54

Кстати, не обязательно подниматься по лестнице. Можно и по холмику.

-55

Вернёмся в город. Попасть на Иверскую гору в Анакопийскую крепость я не успеваю. Но и внутрь горы тоже – слишком долго ждать следующего сеанса. Как это «внутрь горы», какие сеансы, спросите? Под склоном горы находится Новоафонская пещера, одна из крупнейших в Абхазии, куда в советское время провели подземную железную дорогу. Если соберётесь, учитывайте, что билеты на ближайшие сеансы могут раскупить, поэтому стоит приобрести их заранее с утра, чтобы была возможность погулять и дождаться.

А это памятник «Золотое руно», отсылающий нас к мифам о Колхиде. Стоит он прямо у касс пещеры. Я расстроился, что сюда не попал, поэтому не буду рассказывать вам о Колхиде.

-56

Спускаясь к морю, заметил среди плиточек, которыми уложена подпорная стена, привет из братской Белоруссии.

-57

Вечереет. Мы вновь у Лебединого озера. Рядом находится одна забегаловка, куда нужно обязательно заглянуть.

-58

Раньше здесь был полноценный ресторан аджарской кухни. Теперь часть здания ремонтируется, а веранда занята хачапурной. Принцип простой: подходите к окну и заказываете хачапур-лодочку, вам его тотчас готовят на огне. Есть с яйцом и без яйца и трёх разных размеров. Больше ничего из еды нет, только напитки.

-59

Кто-то говорит, что это самый вкусный хачапур в Абхазии. Охотно верю и вам советую проверить! Он просто тает во рту.

И да, это хачапур, а не хачапури. Или просто «лодочка». Хачапури – это в Грузии.

-60

Полюбуемся вечерним закатом и возвращаемся в Сухум.

-61

На прощание на остановке можно с интересом прочесть «расшифровку» символики государственного флага и государственного герба Абхазии.

UPD 21.10.24. После публикации заметки на Дзене мне поступил следующий комментарий. Было бы честно указать на мнение моей читательницы, хотя признаюсь: за что купил изложенную выше информацию – за то и продаю. Проверить все факты, прочитанные в путеводителях, у меня нет возможности, а самостоятельно опросить всех местных жителей – тем более. Орфография и пунктуация сохранены:

Спасибо, поржали...родилась и выросла в Афоне, больше половины написанного - сказки венского леса для туристов. В здании т.н.церквушки у школы всегда была библиотека, но с другой стороны - нас и и наших родителей, и родителей их родителей туда гоняли книги на лето брать, а вот кинотеатр как раз был там, где сейчас вывеска "библиотека". Про тропу грешников - это новодел из 90-х, про стопу Апостола - вообще даст ист фантастиш, ибо даже в мою бытность там никакой стопы, а тем паче легенды такой не было, как и креста где якобы он был убит. А, ещё: Сталин никогда не был на этой даче ( она называлась Двенадцатая, мой отец военнослужащий и тоже коренной афонец, там нес службу несколько десятков лет. А у моря была 11 дача), он часто отдыхал на Черной речке. Ну про Лебединое озеро - улыбнуло. Надо было вам сходить на Иверскую гору, там бы ещё столько бы рассказали , что братья Гримм позавидовали бы.

Все статьи цикла:

Абхазия. Январь 2023 года | Дневник (не)путешественника | Дзен