Вопрос «когда зародилось искусство?» уже много лет не даёт покоя научному сообществу. Ряд находок, сделанных с середины 20 века по настоящее время, отодвигает зарождение примитивного искусства далеко в средний и даже нижний палеолит. Ранние люди часто наносили зарубки-линии, не имеющие очевидного практического смысла, на рога и кости животных, раковины моллюсков и различные породы камней. Подобные «царапки» найдены и в Европе, и в Азии, и в Африке.
По современным данным, зачатки искусства могли появиться уже у Homo erectus около 500 тысяч лет назад. Своё прото-искусство было и у ближайших родственников современного человека – неандертальцев (Homo neanderthalensis). О них поговорим сегодня подробнее – есть хороший повод.
Однажды, где-то между 115 000 и 130 000 лет назад, некий неандерталец, живший в небольшой пещере Дзядова Скала (Dziadowa Skała) на юге нынешней Польши, сытно пообедав, отдыхал у костра, лениво щурясь на огонь. Вдруг внимание его привлекла валявшаяся под ногами кость медведя, послужившего древнему охотнику этим самым сытным обедом. Неандерталец был, видимо, не без творческой жилки: он подобрал упомянутую кость, повертел её в своих мощных руках... и начал вырезать на ней вертикальные зарубки, одну за другой.
Всё это, конечно, наша фантазия: нам неизвестно, зачем и в какой ситуации кому-то понадобилось с таким старанием царапать линии на кости.
Эта простая с виду медвежья кость дошла до нас в целости и сохранности. Она считается одним из старейших известных символических предметов, найденных на территории Европы, и одним из самых ранних артефактов, связанных с культурой неандертальцев.
Сама находка не новая: она сделана ещё в 1953 году польским археологом Вальдемаром Хмелевским (Waldemar Chmielewski).
Размеры кости – 106 на 28 на 15 мм. Принадлежала она либо бурому, либо пещерному медведю.
Команда исследователей под руководством Томаша Плонки (Tomasz Płonka) решила провести новое исследование артефакта с использованием современных технологий – микроскопии и рентгеновской компьютерной томографии. Изучалось строение кости и расположение зарубок, чтобы точно определить тип орудия, которым они наносились.
Всего было выявлено 17 вертикальных зарубок. Судя по всему, они не появились случайно при разделке туши животного или снятии шкуры, а были сделаны намеренно. В зарубках прослеживается некая система. А это, в свою очередь, может говорить об их символическом смысле.
Зарубки были сделаны ретушированным каменным орудием, вероятнее всего, двусторонним кремневым ножом. Длина зарубок варьируется от 4 до 12 мм. Первые две сильно повреждены, а самая длинная находится примерно в центре группы.
Отметины оставлены правшой за одну рабочую сессию, причём нарезались в направлении «на себя». Авторы исследования приходят к выводу, что следы на кости указывают на развитые умственные способности их создателя.
Кстати, о медведях: другое недавнее исследование показало, что неандертальцы активно охотились на различные виды медведей в Западной Европе. Авторы работы во главе с Маттео Романдини (Matteo Romandini) проанализировали более 1700 медвежьих костей, найденных в пещерах Рио Секко и Фомане в северной Италии. Часть из них принадлежала современному бурому медведю, однако большинство относилось к вымершему пещерному медведю. Cлои с костями из обеих пещер датируются периодом 49 000 – 42 000 лет назад и имеют отметины, которые остаются после разделки и свежевания туши. Видимо, на медведей охотились ради мяса и меха, стараясь нападать на них во время спячки (бедный мишка не успевал даже глаза продрать).
Некоторые учёные считают, что неандертальцы клали медвежьи кости в могилы своих сородичей в качестве погребальной утвари. На это намекают находки в пещере Ле Регурду (Le Régourdou) во Франции.
А вы как думаете, какой смысл мог быть у таких зарубок?
Автор текста — Дмитрий Блэкфилд. Источники.
Редактировали: Александр и Георгий Соколовы.
Интересна антропология? Поддержите наш проект на Sponsr или Boosty и каждую неделю смотрите лекции и научные новости.
Вам также может быть интересно: