Объём портфеля ритейл-площадей MR Group составляет 336,4 тыс. м2. Такие данные о существующих, строящихся и проектируемых объектах предоставил директор по торговой недвижимости компании Борис Маца в ходе своего выступления в рамках деловой программы MALLPIC SOCHI 2024 на конференции «Огни большого города», посвящённой необычным практикам стрит-ритейла. Организатором мероприятия выступила команда Arendator Awards.
Развитая торговая инфраструктура вместе с муниципальными и коммерческими учебными учреждениями является важной особенностью жилых проектов и привлекает семейных покупателей. В число наиболее значимых коммерческих организаций на территории жилых комплексов, по мнению покупателей, вошли магазины и супермаркеты — их отметили 80% опрошенных; всего на один процент отстают кафе и рестораны. Первую строчку (81%) занимают спортивные объекты: фитнес-центры, SPA-центры, узкоспециализированные спортивные студии. Менее половины респондентов (46%) назвали салоны красоты и медицинские центры обязательными в коммерческой инфраструктуре ЖК.
По оценке Бориса Мацы, в 2010-х годах среднерыночной доле ритейла отводилось 5-7% от площади жилья — сейчас эта цифра неуклонно растёт. В проектах MR Group доля торговой инфраструктуры составляет от 5 до 20% полезной площади.
«20% для всего проекта — это огромный объём, который не всегда ограничивается первым этажом. Торговые площади в жилых комплексах — значимая составляющая проекта, и в перспективе ритейл будет занимать более масштабные пространства», — уверен директор по торговой недвижимости MR Group.
Завершая своё выступление, Борис Маца на примерах коммерческой инфраструктуры в строящихся и уже реализованных проектах продемонстрировал, какие виды ритейла работают наиболее эффективно в зависимости от класса объекта, локации и охвата.
Так, ключевыми арендаторами коммерческих площадей в премиальных небоскрёбах Symphony 34 названы минимаркет, велнесс-центр и заведения общепита, которые удовлетворяют основные потребности 4,5 тыс. резидентов комплекса. Под размещение этих предприятий девелопер предусмотрел помещения с необходимыми техническими условиями. Общая арендная площадь (GLA) коммерческих пространств в проекте Symphony 34 составляет 3 тыс. м2. Отдельно спикер отметил, что в этом комплексе запуск ритейла планируется к моменту передачи ключей собственникам, которые смогут получить максимальный доступ к сервисам сразу после переезда.
Стратегия ритейла для масштабного городского квартала SLAVA, который MR Group реализует совместно с ООО «ПроГород»*, учитывает многофазность проекта, а также многоцелевое назначение объектов: жилых апартаментов премиум-класса, офисной и торговой недвижимости. Пул арендаторов формировался ещё на этапе проектирования. В квартале будет представлено 60 коммерческих помещений.
«Качественное, образцовое наполнение даёт нам основание максимизировать стоимость жилья в первой и последующих очередях проекта», — отметил эксперт.
Также Борис Маца рассказал об особенностях ритейла в подмосковном проекте MR Group «Эко Видное 2.0». Масштабный жилой комплекс, возводимый в 7 км от МКАД, расположен в густонаселённом районе с современной инфраструктурой. Основной точкой притяжения станет фитнес-центр с 25-метровым бассейном, а в качестве продуктового магазина запроектирован супермаркет площадью 1200 м2.
Показательным примером эффективно работающей коммерческой инфраструктуры Борис Маца назвал ТЦ Discovery в составе одноимённого жилого комплекса (сдан в 2020 году). Торговый центр находится в минуте ходьбы от станции метро «Ховрино» и напрямую соседствует с автовокзалом «Северные Ворота», поэтому трафик Discovery превышает 12 000 человек в сутки. GLA составляет 12,7 тыс. м2. Ключевыми арендаторами являются супермаркет сети «Перекресток», МФЦ, предприятия фуд-холла и фитнес-центр World Class. Благодаря этим факторам заполняемость объекта арендаторами стабильно держится на уровне не ниже 98% площадей.
* реализуется совместно с ООО «ПроГород» (ВЭБ.РФ).