В начале весны в редакцию портала Om1.ru обратились садоводы в СНТ «Ромашка», расположенного в Амуре, и пригласили на собрание.
«Только берите с собой резиновые сапоги, иначе не пройти», — сразу предупредили местные жители.
Мы побывали в садоводстве в конце марта, в самую слякоть. И первую проблему люди могли даже не озвучивать — её видно и так, это отсутствие дорог.
Садоводство было основано ещё в далёком 1988 году, некоторые владельцы домиков, возводившихся самыми первыми, до сих пор ведут там хозяйство. А после того, как там разрешили прописываться, стали появляться так называемые зимники, в которых люди живут на постоянной основе.
Центральный въезд в СНТ «Ромашка».
У некоторых из этих семей до сих пор нет водопровода, а недавно многим отключили или ограничили электричество за долги.
«В нашем садоводстве большая беда, — рассказывает местная активистка Татьяна Депутатова. — С 2020 года у нас начали твориться необъяснимые вещи, такие, как 15-процентные потери к тарифу за электричество. За воду то же самое. Хотя у нас есть ответ от «ОмскВодоканала», что никаких потерь они не несут и садоводству не выставляют. На всё пени, какие-то непонятные штрафы. Мы не понимаем, откуда это берется. Председатель Ярослав Сливенко категорически против аудиторских проверок. Отказывается передавать внутренние сети «Омскэнерго» или «Водоканалу», потому что он с этого имеет доход. Сверх сметы, скажем так. Мы понимаем, что во многих садоводствах такое творится, но у нас что-то совсем палку перегнули.
Наш председатель начал вести какую-то очень интересную деятельность, непонятную для нас. Когда выбирали, обещал, что сделает всё хорошо. Но дороги у нас по-прежнему убитые. Сейчас вообще свет всем обрезал, многим ограничил, поставил автоматы, создал пожароопасную ситуацию. В любой момент может произойти замыкание. Отключил в отопительный период дома, где проживают семьи с маленькими детьми. Он это сделал целенаправленно».
Должникам ставят такие ограничители.
«В морозы отключил электричество семьям с детьми»
Как выяснилось, многие здесь отапливаются от электроэнергии. Но даже система отопления от газа предполагает, что должен постоянно работать мотор. При отключении электричества любой вид отопления становится невозможным для садоводов. Если насос останавливается при минусовой температуре и прекращается циркуляция, могут перемерзнуть батареи. А это ущерб уже на сотни тысяч рублей.
Так произошло в декабре в доме местной жительницы Марии Хохриной.
«Отключилось электричество, как раз в морозы встал насос, — рассказывает женщина. — Меня не было сутки дома, котёл разорвало. Я звонила в «Омскэлектро», они говорят, что у них всё в порядке. Отключение электричества произошло именно из-за неисправностей на сетях СНТ. В итоге у меня ущерб в 300 тысяч рублей».
Но основная претензия садоводов в завышенных, на их взгляд, тарифах. Более того: вполне законные вопросы собственников участков руководство СНТ игнорирует. И этом, вероятно, и есть основная причина недопонимания.
«Он выставляет какие-то долги, — недоумевает всё та же Татьяна Депутатова. — Хочет, чтобы мы заплатили второй раз, задвоенные тарифы. Сам какие-то пени высчитывает — непонятно, от какого процента и времени. При этом они выставляются больше долга. По закону этого вообще делать нельзя. Финансово-хозяйственная деятельность ведется только у него, перед нами они не отчитываются. Ревизионная комиссия у нас нигде не утверждена. Отчётности нет, ни на какие вопросы не отвечают. Даже о сегодняшнем собрании мы его два раза предупреждали. Сейчас вот звонили, снова приглашали. Он сказал: «Я ничего не знаю, у меня выходной, приходите в рабочие дни». И бросил трубку. Мы пишем коллективные запросы: «Поясните появление сумм в квитанциях». Он говорит: «Нет, не буду. Платите!» — и пошёл».
Местные активисты уже обращались в прокуратуру, УМВД, УФАС. Прямо сейчас по их заявлениям идёт несколько процессов в мировых судах.
«Отключать свет запрещено, — возмущается ещё один садовод. — Он не ресурсоснабжающая организация, чтобы это делать, потому что сети наши. Мы их меняли за свой счёт. Кроме того, при помощи полиции манипулирует. Если кто-то начинает задавать вопросы, он вызывает участкового и просит провести проверку в отношении этих людей. Если кто-то высказывается в чате, его сразу же оттуда удаляют. Запрещается любой вид огласки, она ему категорически неудобна, он её пресекает. Например, у нас в СНТ два участка: на одном мы проживаем, другой — родителей. Он у них пустой, это просто было вложение денег. Но, когда моя мама пришла на собрание и высказалась, тут же ей стали выставляться пени, началось давление, он стал упоминать её в чатах. До этого три года она его абсолютно не волновала. То же самое касается тех, кому были установлены ограничители электроэнергии. Это связано не с долгами. Это мера воздействия на тех, кто может высказаться против него в правлении. Очень многих людей с долгами, которые его поддерживают, он не трогает. Прощает им пени. А с простыми садоводами-бабулечками начинает вести войну».
Должники рассказывают, что установленные ограничители совершенно не дают электричества. Причём их не убирают даже после уплаты долгов. А нередко устанавливают обманным путём, заявляя интересующимся соседям, что делается всё исключительно во благо владельца домика, чтобы у него не воровали электричество. Самостоятельно снимать ограничители, установленные без ведома хозяина участка, запрещено. За это грозит штраф в 360 тысяч рублей.
Садоводы переживают, что электрические сети содержатся в беспорядке и могут представлять угрозу.
«Может унизить и заткнуть»
Люди жалуются также на новый устав СНТ, который появился в 2022 году после прихода председателя Ярослава Сливенко. Садоводы уверяют: его приняли без согласия общего собрания, а значит, он не имеет законной силы. На собраниях часто отсутствует кворум, из-за того, что собственников не информируют должным образом.
«Когда люди приходят на собрание, он может вырвать из рук микрофон, унизить, заткнуть, — сетуют садоводы. — Собрания проводятся таким образом, что каждый человек, понимая, насколько ему будет неприятна эта ситуация, старается её избежать, перетерпеть. Потому что знает, что лично для него всё добром не кончится. Высказавшись на собрании, каждый человек понимает, что на него будет оказано давление».
По словам местных жителей, ежегодно они платят целевые взносы на ремонт и содержание дорог. Но в итоге летом засыпают, а зимой чистят своими силами.
«Акты выполненных работ не утверждены общим собранием. Непонятно, какая сумма списывается. Мы не знаем, куда деньги уходят. Членские взносы в последний раз были 5500 рублей в год. И ещё отдельно целевые назначают — 1800 рублей. Или вот с электричеством. Мы заключить прямой договор с «Омскэнерго». Он не отпускает. Говорит: «Нет, давайте поставим ещё подстанцию». Это их коммерческое предложение, бизнес. Собранием не было утверждено, всё добровольно. Но это включается в квитанцию. Тем, кто не оплачивает, назначается пеня. Хотя председатель вообще не имеет на это права. Через суд мы отменили эти членские взносы. Решение вступило в законную силу, но председатель наотрез отказывается его воспринимать», — говорят они.
Люди не понимают, почему обязаны платить электрику за любое его действие — от замены счётчика до подтяжки проводов. И это несмотря на то, что этот специалист получает зарплату — опять же из средств садоводов.
«Электрик у нас — это вообще песня, — возмущаются жители «Ромашки». — Мы его трезвым ни разу не видели, иногда на столб даже залезть не может, так его шатает. Непонятно, есть у него вообще допуск или нет. Подтвержден ли он. А это ведь наша безопасность!».
«Девочки, а нам и не надо этого знать, руководство во всем разберётся. Это вообще не наше дело!» — попыталась выступить в поддержку отсутствующего правления СНТ пожилая дама.
Надежда Кухаренко владеет участком с основания СНТ «Ромашка».
«Скоро вся смета будет состоять из зарплаты председателя»
Впрочем, больше «засланному казачку» не удалось вставить ни слова. Её голос поглотил гул возмущённых протестующих.
«Ремонт дорог — дорого, вывоз мусора — дорого, баками пользоваться толком нельзя, очистить проезды после сильного снегопада — дорого, — рассказывает владелица участка 89 на 4-й аллее Надежда Кухаренко. — В итоге мы нанимаем трактор за свой счёт. Хотя на всё это сдаем деньги. Единственное, на что хватает — это зарплата нашего председателя. В смету заложены даже расходы на бензин и обслуживание его автомобиля, его юристы. 60% от всех взносов идут на содержание правления. В этом году Сливенко решил снова поднять себе зарплату на 20%. А расходы на правление СНТ — на 50%. Притом что инфляция в стране составила 11%. Когда я поинтересовалась, на каком основании, он мне нахамил. Я ему говорю: «Скоро вся смета будет состоять из одной вашей зарплаты». Пересчитала. Получилось, что взносы должны быть 3300 рублей, а с нас брали по 5500. Написала замечания и отправляла по почте. Он на них не ответил. Начинаешь задавать вопросы — обижается».
Так выглядели аллеи СНТ «Ромашка» в конце марта. Жители переживали, что до них не доберутся пожарные или скорая, и чистили их за свой счёт.
По словам пенсионерки, они владеют дачей с основания «Ромашки» — уже почти полвека. Но сложности начались в последние несколько лет — после прихода нового председателя.
«А как он к людям относится! У нас «летник», живём мы в квартире в Нефтяниках, — рассказывает Надежда Кухаренко. — Но за вывоз мусора приходится платить дважды — здесь и по месту прописки. В «Магните» попросили принести справку, что мы не живём постоянно в СНТ. В итоге Сливенко умудрился сделать в ней пять ошибок — в фамилии, отчестве и прочее. Кроме того, не было номера договора. Я попросила исправить и выдать справку заново. Он ответил: «Ваши деньги, боритесь сами. Я для вас ничего делать не буду, вы мне гадите!». Под «гадите» он имеет в виду, что я просто задала вопрос о смете».
Кроме того, что председатель Сливенко полностью находится на содержании садоводов, люди подозревают, что он подключился за их счёт к водопроводу и газу. Первое сейчас вообще невозможно, а второе для членов СНТ, которые хотят подключиться к новой очереди газопровода, стоит 133 тысячи рублей, которые платят в СНТ. Садоводы считают это дополнительным обогащением главы.
«Мы сдавали по 83 тысячи рублей за подключение к воде, — вспоминает Татьяна Депутатова. — У меня есть документы с синими печатями горархитектуры. Мы тянули трубы до колодцев, плюс три колодца, схемы — всё зарегистрировано. А есть люди, которые неофициально подключились. Как только Сливенко стал председателем, прокопал до колодца, положил кабель — и всё. Так же газ себе протянул. Ему бесплатно провели стояк. Всему садоводству об этом известно».
Для некоторых жителей СНТ «Ромашка» единственный доступ к воде — вот эта чип-колонка.
«Пять лет не разрешает подключиться к водопроводу»
При этом для многих рядовых членов СНТ «Ромашка» подключение к водопроводу даже за деньги — пока недоступная в обозримом будущем роскошь.
«Мы здесь живём уже пять лет, — рассказывает владелица дома № 8 на 13-й аллее Анастасия Головачёва. — У меня двое детей, младшему пять лет. И все эти пять лет я хожу к Сливенко и прошу подвести воду. Он мне не даёт на это разрешение. Объясняет: то напор слабый, то подойдите в такое-то время. Воду возим с чип-колонки на въезде. Не я одна в нашей стороне хочу провести воду. Есть 14-й, 15-й дома, где тоже живут с детьми. Мы даже согласны свои колодцы поставить, сами все оплатить. Но он запрещает. Объясняет это тем, что будет идти от общей трубы и напора всем не хватит. Он должен делать договоры, чтобы вести новую дополнительную трубу. И в итоге вот пять лет мы сидим, ждём. А себя он подключил уже сверх лимита и бесплатно».
«У нас оказался не оформлен газопровод, — рассказывает другая жительница СНТ «Ромашка» Вероника Фалеева. — Это надо было сделать ещё на этапе закладки. А в итоге все получили готовый газопровод в неоформленном варианте. Нам пришлось дополнительно сдавать деньги, чтобы всё довести до конца. Председатель свой функционал не выполняет. Он снял с себя обязательства по газопроводу, когда люди уже всё оплатили. Собрал с него сливки и сообщил, что дальше ему не интересно. Мы назначили ещё одного члена СНТ, которая согласилась заниматься этим. Полномочия, которые ему не приносят выгоду, он с себя просто слагает. Потому что там уже никуда не залезешь и ничего не возьмёшь».
Садоводы жалуются, что относительная цивилизация есть только в пределах конторы.
«На видеонаблюдение сдавали все, а установили его только вокруг конторы»
Ещё одна проблема — отсутствие на территории СНТ «Ромашка» нормальной системы безопасности. Часть ограждения уже растащили «металлисты». Похитителей так и не нашли, потому что всё произошло поздно вечером и свидетелей не было. Могли бы помочь камеры видеонаблюдения. Садоводы даже скидывались на них, технику закупили, но большую их часть почему-то установили только в конторе.
«Он там поставил сразу четыре камеры, чтобы освещать себя любимого со всех сторон, — негодуют члены СНТ. — А остальные только на въездах — когда работают, а когда нет. В итоге садоводство разворовывается, по дачам лазят. Оно открыто со всех сторон. В дальних уголках просто страшно находиться, может забраться, кто угодно».
Другой вопрос — заброшенные участки. Члены СНТ подозревают, что председатель их самовольно продаёт.
«У нас есть участки, выделенные для нужд СНТ. Это прямо прописано в их назначении, — считают люди. — Общее собрание должно решить, что с ними делать: выделить какому-то нуждающемуся садоводу под картошку, либо сделать детскую площадку. У нас проживает очень много ребятишек, и все бы туда с удовольствием их водили. Хоть какой-то досуг. Но оказалось, что они уже проданы втихаря».
Часто в квитанциях пени больше самого долга.
«Мертвые души» и незаконно проданные участки
Более того, обитатели «Ромашки» с удивлением узнали, что к их СНТ присоединили ещё три аллеи, находившихся на участках муниципалитета. При этом новых членов садоводства подключали к дефицитным коммуникациям.
«С них также собираются членские и целевые взносы, — поясняет Татьяна Депутатова. — Это идёт дополнительный доход помимо сметы, это нигде не учитывается и не обговаривается. Они подключились через наши коммуникации к свету, воде, газу. Но там неразграниченная земля, муниципальная. Насколько мне стало известно в ходе судов с нашим председателем, он выдает справки, что якобы они были приняты в члены СНТ на общем собрании. И предоставляет их в судах. И усмехается: «Жалуйтесь куда хотите. У меня везде подвязки. Вас никто не будет слушать». Он себя чувствует полностью безнаказанным. Документы никакие не предоставляет. Мы сейчас через суд их запрашиваем. На последнем заседании выявлено, что в реестре подписываются «мёртвые души», вообще, посторонние люди. Они сами рисуют, что им надо. У нас здесь полный беспредел».
Возле участка Татьяны Депутатовой установили ограничитель на электричество.
Мы попросили прокомментировать всё вышеперечисленное председателя СНТ «Ромашка» Ярослава Сливенко. Как выяснилось, в этой истории не всё так однозначно. Подробнее об этом — в нашем следующем материале.