Выставка-блокбастер с картинами художников, дорогих нашему сердцу, опять открылась в Новой Третьяковке. На этот раз – «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век».
Даже малые дети знают «Трех богатырей» и «Алёнушку» Виктора Васнецова, основоположника «былинно-сказочной» русской живописи. Почти сто его работ представлены на выставке. Здесь же – узнаваемые картины его брата Аполлинария Михайловича, с древней Москвой и ее жителями. В роду Васнецовых были еще художники, в том числе – монументалист Андрей Владимирович, внук Виктора Михайловича. Все трое – с собственной оригинальной манерой живописи, однако перекличка поколений очевидна.
Четыре важных факта помогут вам глубже понять творчество Васнецовых, их общее и индивидуальное. Эти факты я узнала из бесед с сотрудниками Третьяковки и из аудиокниги «Виктор Васнецов» ВВладислава Бахревского.
1. Сила – в семье, приверженность семейным ценностям.
Отец Виктора и Аполлинария был сельским священником в Вятской губернии, у него было 6 сыновей Семья была очень дружной, после смерти родителей старшие братья заботились о младших. Виктор, переехавший учиться живописи в Петербург, взял к себе Аполлинария, у которого также обнаружился талант. Старший долго поддерживал младшего, помог ему найти свой путь в искусстве.
Виктор тоже создал большую семью, жена Александра родила ему 5 детей. Семья была опорой художника. Приверженность семейным ценностям передалась по наследству: внук Андрей Васнецов часто создавал картины с семейными сюжетами.
2. Глубинное родство с русской природой и народной культурой.
Детство Виктора и Аполлинария прошло в селе Рябово, в 140 км от Вятки. Высокое небо, бескрайние поля, заснеженные леса, волнующие рассветы и закаты перешли из детства в картины. Оттуда же – любовь к народным сказкам, глубинное понимание народной культуры.
3. Православная вера, впитанная с ранних лет.
Братья Васнецовы были воспитаны в православной вере, к тому же Виктор окончил Вятское духовное училище и Вятскую семинарию. Васнецов-старший всегда оставался верующим человеком, хотя вокруг него было много равнодушных к вере и даже атеистов.
Виктор Михайлович неоднократно расписывал православные храмы; большой раздел выставки посвящен его эскизам к росписи Владимирского собора в Киеве. Он создавал святые образы как христианин, а не просто живописец.
Православные соборы часто красуются на полотнах Аполлинария Михайловича. Да и советский монументалист Андрей Васнецов писал храмы (правда, в собственной ассоциативной манере).
4. Актуализация родной истории – тренд в русской живописи с конца XIX века.
«После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880) и другие батальные картины с богатырями стали откликом Виктора Васнецова на кровопролитную войну с турками на Балканах. В то время Репин, Суриков, Ге тоже создавали полотна на сюжеты из русской истории, перекликающиеся с современностью. Чуткая душа художника по-своему реагирует на то, чем взволновано общество. Даже в сказочных картинах Васнецова можно усмотреть актуализацию: на полотне 1917 года Баба Яга, похитившая Иванушку, неслучайно одета в красную юбку.
Работы Аполлинария Васнецова с древней Москвой тоже отвечали общим настроением; некоторые из них были не просто реконструкциями, а имели политическую окраску (например, «Московский застенок»).
Воинская слава Родины есть и в картинах Андрея Васнецова. «Андроников монастырь» (1970-е) напоминает о монастырях-крепостях на подступах к столице. У картины «Похороны солдата» (1985) – грустная подоплека, она в память о брате Юрии, погибшем в народном ополчении под Тверью в 1941 году.
Добавлю, что устроители выставки «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век» соорудили в центре главного зала символические стены древнего
московского Белого города, чтобы развешанные на них картины воспринимались более эмоционально.