В один из дней моей ташкентской юности я ехал на троллейбусе. Не помню по какому делу. Скорее всего без. Передо мной сидели две старушки и о чем-то щебетали. Когда троллейбус проезжал мимо многоэтажек, одна старушка, показывая рукой на высотки, сказала, что на этом самом месте стояла большая красивая церковь. Она подростком ходила туда с родителями на воскресные и праздничные службы. Старушка немного помолчала, а потом добавила, что в тридцатые годы, церковь снесли.
Эта часть разговора, отвлекла меня от своих мыслей. Вдруг захотелось представить «красивый собор» на месте высоток проплывающих за ветровым стеклом. Но, никак не получалось. Без представления о том как он выглядел, где стоял – это было нереально. А через пару минут я оставил эту затею и окунулся в свои молодые думы.
Прошло немало лет. Я уехал из Ташкента. В дали от города своей юности, заскучав по нему, стал интересоваться его историей. Собирал статьи, мемуары, фотографии, переписывался и обменивался информацией в тематических сетях.
Однажды мне бросилась в глаза необычная дореволюционная почтовая открытка 1916 года. Это была пожелтевшая от времени карточка. На ней два: «допотопных» трамвая, пешеходы и едва заметный силуэт церкви в глубине улицы. Сверху на открытке надпись: «Ташкентъ. Пушкинская улица». Не раз случалось мне находиться на этой улице, когда я жил в Ташкенте, церкви там не было.
И тут мне вспомнился давний разговор старушек в автобусе. Они тогда говорили о храме, который снесли. Я стал искать хот какую-то информацию об этом. Исторические источники говорили, что Пушкинская улица была одной из первых в европейской части Ташкента и на старых картах и схемах она появилась уже в 1860-70 годах. Позже, в 1893-97 годах в самом конце Пушкинской улицы, был построен храм из жженого терракотового кирпича, с большим куполом и пятью маковками и назван в честь Святого Сергия Радонежского. В 1930 году храм забрали у ташкентской епархии, передали в хозяйство городу для нужд клуба «Металлист». А в 1932 году храм беспощадно разрушили. О чем и говорили старушки живые свидетельницы тех событий.
На той открытке еще, меня заинтересовали архаичные трамвайчики. Из исторических источников я узнал, что первая трамвайная линия на электрической тяге открылась в Ташкенте 1913 году. Начиналась она возле Воскресенского базара (сейчас на этом месте театр Навои) и следуя по Пушкинской улице заканчивалась у церкви Святого Сергия Радонежского. Да, да. У той самой.
Был еще один вопрос, на который мне хотелось узнать ответ – Кого цвета были первые ташкентские трамваи? Старая карточка была черно-белой, качество ниже среднего. По тональности цвет не определить. Повозившись в интернете, я узнал, что первые ташкентские трамваи были из Бельгии. Зная это, выяснить цвет уже не представлялось сложным. Они были бежевыми.
Задремав перед компьютером, я увидел как пространственно-временной континуум открылся и в перламутровой утренней дымке стала угадываться уходящая в перспективу просторная улица южного города. Мимо череды серебристых тополей и побеленных одноэтажных саманных домиков, гордо ехал бежевый, лоснящийся от лака трамвай по хромированным новеньким рельсам, лежащих прямо на утоптанной глинистой земле. Глупая собака, сердито лая, преследовала постукивающее чудище. Вагоновожатый в синей форменной фуражке зазвонил в бронзовый колокольчик предупреждая пассажиров о скорой остановке. Вагон замер у большого терракотового храма. Нарядные пассажиры оживленно вышли из трамвая и направились в храм на воскресную службу.
Что мы помним – то не исчезло.
П.С. В 2016-17 гг. все трамвайные линии в Ташкенте были демонтированы, завершив тем самым 100-летнюю трамвайную историю города.
П.С.2 Президент Узбекистана объявил о планах возвращения трамвая в Ташкент к 2025 году.