Насколько дебют Бернарда Вербера «Муравьи» был занимательной энтомологической философией, настолько следующий роман «День муравья» оказался бредовой туфтой.
В таланте Вербера я по-прежнему не сомневаюсь. Про следующие его книги я слышала много хорошего и намереваюсь продолжать работы автора читать.
Но про эту книгу по-другому не скажешь. «День муравья» - жесть.
Сюжетных линий на этот раз три. Первые две продолжаются из предыдущей книги.
№1. Муравьи
Под предводительством уже знакомого нам 103683-го муравьи отправляются в крестовый поход против людей, или Пальцев, как насекомые их называют. Причина проста: Пальцы/люди убивают муравьёв, те в ответ хотят уничтожить Пальцев/людей.
№2. Люди
Замуровавшиеся в прошлой книге в бункер родственники покойного энтомолога Эдмона Уэллса - Джонатан, бабушка Августа, маленький Николя и др. - решают, что достаточно просидели взаперти, и ищут способ выбраться наверх. Изнутри открыть их бункер невозможно, поэтому им придётся проявить немалую фантазию в том, как сообщить на поверхность, что они живы, и попросить о помощи. Ещё больше фантазии им потребуется, чтобы дожить до того момента, как помощь придёт. Спойлер: для связи с внешним миром они прибегнут к помощи муравьёв, а чтобы выжить в подземелье, решат на время ожидания сами стать муравьями. Ага. Они хотят стать муравьями.
Говорю ж, бредовая книга.
А вот сюжетная линия №3 - новая! И довольно неплохая, абсурдной становится только в самом конце. Это детектив. В Париже происходит серия загадочных убийств. Все убитые - учёные-химики, все умерли в закрытых помещениях, ни в одном случае нет следов присутствия посторонних людей или признаков насилия. Похоже, что все они умерли … от страха! Следствие ведёт инспектор полиции Мелье, а помогает ему журналистка Летиция Уэллс. Дочь того самого Эдмона Уэллса.
Как и в предыдущем романе, все сюжетные линии идут параллельно друг другу, и только под конец сходятся вместе. Но - мон дьё! - каким будет этот сход! Муравьиный апофеоз. Муравьи повсюду. Муравьи сыграют ключевую роль в загадочных убийствах, спасут людей, запертых в подземелье, и даже президент Франции чуть ли не будет советоваться с муравьями в вопросах государственной политики.
Апофеозом апофеоза станет сцена, где хирург с помощью специальных микроскопических инструментов оперирует раздавленного муравья и спасает ему жизнь. Сама по себе концепция не оригинальная, для русского читателя во всяком случае, у нас Левша блох подковывал, что нам какая-то муравьиная хирургия, но в книге Вербера на этой сцене окончательно хочется сделать #рукалицо.
Забористую траву курил автор.
В общем, как вы, наверное, уже поняли, книга мне не понравилась. Больше всего не понравилось, как здесь выписаны муравьи. В предыдущем романе, в «Муравьях», насекомые тоже были главными действующими лицами, но там автор и писал о них, как о насекомых. Смотрел на мир насекомьими глазами, думал и рассуждал (насколько можно так выразиться) по-насекомьи. В этом была Верберовская фишка, он сравнивал мир муравьёв и мир людей.
В «Дне муравья» писатель по-прежнему пишет про насекомых, но такое впечатление, что он пьян или бредит. Вербер на полном серьёзе описывает, как муравьи ведут между собой диалоги на абстрактные темы. У его муравьёв есть память, они поют песни, знают лекарство от рака и способны понять принцип двигателя внутреннего сгорания. Мало того, у муравьёв есть религия. Насекомые рассуждают о том, что такое бог, соблюдают заповеди и внимают гласу свыше.
Это уже даже нельзя назвать антропоморфностью. Местами такое повествование просто напоминает обычный клинический бред. Читать странно, так ещё и главная фишка книги - сравнение людей и муравьёв - пропала.
Вместе со связью с реальностью исчезла и философия. Писатель пытается говорить на важные для человечества темы, но мечется и тащит в книгу все темы подряд: экология, эвтаназия, контроль рождаемости, телепатия, что такое счастье... Многие темы не проработаны, а только обозначены, а те, что проработаны, поданы в абсурдной интерпретации.
К чести Вербера надо сказать, что даже при таком уровне бредовости книга довольно увлекательная. Первые три четверти роман вытягивает детективная сюжетная линия. Что тут скажешь, убийство в закрытой комнате - беспроигрышный жанр. Когда тайна убийств была разгадана, а до конца ещё целая четверть книги оставалась, я почти собралась бросить, и рада, что не бросила. В конце у автора совсем снесло крышу, последняя четверть романа в несколько раз абсурднее и бредовее, чем первые три вместе взятые, но - странным образом именно здесь книга по-настоящему увлекает.
Наверное, к этому времени мозг читателя доходит до кондиции и перестаёт различать чушь и нормальность, и если освободить сознание от сдерживающих его рамок разума, то начинаешь понимать, почему даже после «Дня муравья» Вербера всё ещё считают хорошим писателем.
Резюме: не рекомендую. Для общего развития ознакомиться можно, но читать такое всерьёз сложно.
*****
Однако, если вы смелы духом и любите абсурдный бред, покупайте книгу Бернарда Вербера «День муравья» - ТУТ!
*****
Другие интересные публикации книжного ХорГромДзена: