82,6K подписчиков

«Мы выносим дискуссию из кухни»: где в Москве говорят о политике в 2024 году

Майский вечер буднего дня. В самом центре Москвы, в баре недалеко от Чистых прудов, собралось множество молодых людей. Все они пришли сюда, чтобы послушать дебаты о фигуре философа Ивана Ильина.

Майский вечер буднего дня. В самом центре Москвы, в баре недалеко от Чистых прудов, собралось множество молодых людей. Все они пришли сюда, чтобы послушать дебаты о фигуре философа Ивана Ильина. Дискуссия проходила в рамках формата «ДеБар», который в свою очередь придумала команда проекта «Пространство политика». «ДеБар» — один из нескольких офлайн-ивентов, который ведет «ПП». «Москвич Mag» поговорил с его организаторами и узнал, как живется политическому проекту в Москве 2024 года.

Дебаты — один из самых узнаваемых форматов «Пространства политика». Площадку для дискуссий предоставляют бары, отсюда и название — «ДеБар». Организаторы говорят, что договариваться о бесплатном проведении мероприятий с владельцами заведений обычно довольно просто: они понимают, что на мероприятие придет много людей и это окупится.

В этот раз площадку предоставил бар «Лахесис» на Чистопрудном бульваре. Представители движения «Общество.Будущее» Егор Гомзяков и Валерия Алексеева спорили с членами инициативной группы “Студенты РГГУ против школы имени Ильина” Егором Мухиным и Ярославом Сергеевым о роли и личности этого философа. Тема стала вновь актуальной после недавнего скандального открытия школы имени Ильина при РГГУ. Ребята из «Пространства политика» рассказали «Москвич Mag», что оппоненты сами обратились к ним с просьбой организовать дебаты.

Мы разговариваем с частью московской команды «Пространства политика» — Ульяной, Егором, Гришей, Полиной и еще одним Гришей. Ребята предпочли не раскрывать полностью свои личные данные — говорят, что из соображений безопасности.

«Мы независимая дискуссионная площадка в России в 2024 году. За два года наша страна перенесла много потрясений и продолжает переносить, и мы не знаем, какая информация и кого может дискредитировать. Мы ведем законную деятельность, но слово “политика” в названии вызывает много интереса не только со стороны участников, но и со стороны властей. Но сейчас у нас все хорошо, “Пространство политика” в Москве не испытывает давления», — объясняют участники проекта свою осторожность.

Откуда взялось «Пространство политика»

В феврале этого года проекту исполнилось шесть лет. Он вырос из дискуссионной площадки «Заграница», который придумали студенты Вышки. Сейчас основатели «ПП» уже не имеют отношения к проекту — команда за прошедшие шесть лет менялась несколько раз.

«ПП» работает не только в Москве: проекты с аналогичными названием и концепцией существуют в Петербурге, Казани, Екатеринбурге и Новосибирске. То, в каком виде проект распространился по стране, напоминает франшизу, однако, говорит команда «ПП», в отличие от франшизы здесь у Москвы нет права влиять на решения организаторов в других городах, все равны и самостоятельны. Горизонтальность — одна из главных ценностей проекта, несколько раз за разговор подчеркнут участники московской команды.

«Например, не все города считают, что проводить дебаты с “Обществом. Будущее” правильно и корректно, но мы считаем иначе, и мы подчеркиваем, что это касается только Москвы», — говорит Григорий.

Команда организаторов регулярно обновляется — набор проходит два раза в год. Чтобы стать участником проекта, претенденты проходят собеседование. Основной критерий, на который ориентируются при отборе — готовность работать с людьми совершенно разных, часто полярных взглядов. Это нужно, чтобы понять, справится ли потенциальный организатор с модерацией дискуссий и сможет ли отстраниться от собственных ценностей.

Также при наборе новой команды действующие участники интересуются, какие медиа читает кандидат. При этом, утверждают собеседники «Москвич Mag», «правильного» ответа на этот вопрос нет. Его цель — понять вовлеченность человека в новостную повестку и его способность рассматривать разные точки зрения.

«Человек проходит собственный фильтр. Если он не интересуется политикой, он не придет волонтерить в “ПП”. Если человек не в повестке, мы, может быть, его не возьмем, потому что ему может быть некомфортно», — добавляет Ульяна.

«Если в названии проекта есть слово “политика”, он неминуемо сопряжен с рисками»

Невозможно заниматься организацией политических дискуссией в современной России и не нести никаких рисков, говорят собеседники «Москвич Mag». При этом они считают, что ради построения диалога между людьми принципиально разных позиций — именно такой целью задался проект — есть смысл идти на риск.

Один из организаторов проекта Григорий отметил, что в последние два года исчезло понятие «красных линий» и уже нет понимания, какие границы пересекать можно, а какие нет.

«Мы из одного тумана неизвестности переходим в другой туман неизвестности, где тоже не знаем, за что к нам могут прийти», — сказал он.

Его тезка и коллега указал на особую важность диалога в сегодняшнем атомизированном обществе. На его взгляд, когда социум так сильно поляризован, как сейчас, способность людей с противоположными ценностями разговаривать и слышать друг друга начинает цениться гораздо сильнее.

«У нас чат в телеграме называется “На кухне”. Мы — это своеобразная кухня. Мы выносим дискуссию из кухни в “Пространство политика”», — заявил он.

Ульяна рассказала об изменениях в команде, которые произошли после начала СВО. Она говорит, что среди волонтеров не было уверенности, что «сегодня есть смысл в политической дискуссии». Из-за таких настроений команда проекта заметно поредела: «Случилось 24 февраля, случился очень большой созвон команды, где мы долго спорили, обсуждали, что делать дальше. Потом все ушли в анабиоз на месяц. По-разному переживали события, кто-то уехал, кто-то остался».

Первое мероприятие после этого прошло в апреле 2022 года. Организаторы сомневались, а нужны ли людям сейчас дискуссии. «Все в один голос нам ответили, что надо — сейчас как никогда», — отметила Ульяна.

Она добавила, что после вынужденной спячки проект долго приходил в себя и восстанавливался. Сама она продолжает быть частью команды, потому что ей важно «делать площадку, где можно высказаться и не быть осужденным за это».

Кто и как делает «Пространство политика»

Проект существует на волонтерских началах — это значит, что люди, которые им занимаются и готовят мероприятия, не получают за это зарплаты или других вознаграждений. Это основная причина, считает команда «ПП», почему возрастной состав участников не превышает 24–25 лет, несмотря на отсутствие возрастного ценза: «Так просто получается, что у студентов больше энергии и времени. У молодежи больше готовности заниматься чем-то некоммерческим».

Команда «ПП» подчеркивает, что у проекта нет спонсора, а также никакой юридической формы. Такое положение вещей важно с точки зрения горизонтального устройства проекта — принципа, при котором нет главных и подчиненных и все между собой равны.

Проект не сильно затратный, утверждают волонтеры. По их словам, им не нужно тратиться на аренду помещений для проведения мероприятий, а также на офис: площадкам типа баров и кафе выгодно, что «ПП» приводит с собой много потенциальных покупателей, а в собственном постоянном помещении команда не нуждается. Ребята поясняют, что при подготовке мероприятий просто устраивают созвоны, а если нужно увидеться лично — идут в кафе и бары, а летом даже устраивают планерки-пикники.

Совсем без денег тем не менее не обходится. Но в основном их привлекают на определенные цели, например, организовывают сбор средств на запись дебатов для тех, кто не смог прийти лично. Также на донаты «Пространство политика» делает свой мерч, который потом продает.

Как правило, рассказывают организаторы, люди приходят волонтерить в «Пространство политика», потому что хотят организовывать определенные форматы. В проекте их несколько.

Самый стандартный формат — это встречи, на которых проходят дискуссии на политические темы. На последней из прошедших обсуждали свободу. Также среди старых форматов — «ДеБар» и «Заграница»: дебаты в барах и лекции с последующим обсуждением политической обстановки в других странах. Один из новых форматов — созвучный с «ДеБаром» «ЛеБар», отличающийся от него по концепции. «ЛеБар» позволяет неизвестным, но подкованным в какой-либо теме спикерам подать заявку и выступить с небольшой лекцией.

Скоро «ПП» запускает новый формат — «Пространство прогулки». Он включает в себя экскурсии по значимым местам Москвы, а также дискуссию по мотивам прогулки.

Также у проекта есть форматы с обсуждением книг и фильмов на политические темы — «Политрид» и «Пространство кино».

Сейчас проект становится более узнаваемым и понемногу расширяется. Например, зимой состоялась коллаборация с Directo Libera — на площадке «Пространства политика» презентовали книгу, которую выпустило это издательство.

Обычно темой дебатов и поиском спикеров занимается сама команда проекта, однако в этот раз было по-другому — стороны, желавшие подебатировать, обратились к ним сами. Организаторы считают, что это говорит о том, что «ПП» смогло зарекомендовать себя как нейтральная площадка, открытая к диалогу.

Фото: Алсу Менибаева