Найти тему
Русый

Про дезорганизацию и разобщение общества

Не будет преувеличением сказать, что способность человечества к организации своих сил для выполнения задач является одним из главнейших столпов, на котором зиждется и развивается вся наша цивилизация с древнейших времён и до сего времени. Взгляните вокруг: построенные дома и мосты, снующие автомобили по дорогам, летящий самолёт в небе, дымящиеся заводы и котельные - всё это стало возможным благодаря долгой и кропотливой работе миллионов и сотен миллионов людей. Отдельно взятый человек, конечно, может многое, но даже самый сильный и трудолюбивый из нас будет песчинкой на фоне плодов нашей цивилизации.

Человечество ещё с древнейших и незапамятных времён хорошо прочувствовало всю силу работы сообща. Более того, в течении очень долгого пути такой тип взаимоотношений между людьми вообще являлся единственным путём к выживанию. Суровые условия жизни: неурожаи, болезни, катаклизмы, войны не оставляли иного пути, кроме как объединяться и давать совместный отпор. Так появлялись племена, общины, дружины, города и государства.

Исторический ход развития человеческой организации - тема огромная, и описать её в масштабах данной статьи не представляется возможным, да и задачи такой не стоит. Нам достаточно понять главную мысль, что способность людей объединяться и самоорганизовываться - наиважнейшее наше умение, берущие свои корни из самой зари человечества.

История России и нашего русского народа не стала исключением из этого правила, а даже наоборот: жизнь в наших краях не сахар, полгода зима, а ещё два месяца сыро и холодно. Лето короткое, быстрое, и далеко не всегда благоприятное и тёплое. Население России в подавляющем своём количестве состояло из крестьян, жило в деревнях, и соответственно питалось исключительно тем, что удавалось вырастить на земле. Любой неблагоприятный для сельского хозяйства год становился тяжелейшим испытанием; в книге "Письма из деревни" А.Н. Энгельгард подробно описывал жизнь крестьян в такие года. Если у крестьянина не оставалось еды, он и его семья шли в "кусочки", то есть ходили по другим дворам и просили небольшой кусочек хлеба. Нелишним будет сказать, что большое количество дворов переживали зиму исключительно на "кусочках", и наверняка погибли бы от голода, если бы не народная взаимопомощь. Поэтому жизнь не оставила крестьянам другого выбора, кроме как образовывать общины. И крестьянская община многие века служила главной опорой крестьянского выживания, и наложила свой неотъемлемый отпечаток на всё дальнейшее развитие русского народа.

Интересные процессы происходили по мере того, как шло развитие институтов государства и технологий в целом. Здесь накладывались несколько ключевых процессов, серьёзно повлиявших на самоорганизацию людей.

Какие это процессы?

  1. Увеличение роли и влияния государства на жизнь общества. С развитием государства неукоснительно развивались и его рабочие инструменты, такие как силовой блок, пропаганда, юридические механизмы и т.д. Ещё 200-300 лет назад уровень воздействия государства на рядового крестьянина заключался лишь в требовании с последнего необходимых повинностей, а огромное количество вопросов решались исключительно на местах, зачастую по своим местным понятиям. Как писал упомянутый выше Энгельгард, крестьяне вообще не знали официального российского законодательства (и более того, его далеко не всегда знали даже местные власти), а вопросы долгов/воровства/драк всегда старались решить внутри своей деревни, избегая официальных судов. В течении следующих столетий влияние государства становилось всё более тотальным, и государственные механизмы стали подбирать под себя не только юридически-правовые нормы, но и культурные, информационные и бытовые. Всё это привело к тому, что сегодня государственные структуры имеют тотальный контроль как в сфере права (одних статей в административном, трудовом, уголовном кодексе не счесть), так и в сфере организации общественного бытия, даже в таких бытовых вопросах, как уборка мусора, отопление жилища и воспитание детей. Необходимость людей самоорганизовываться для решения бытовых вопросов постепенно исчезала.
  2. Повышение уровня личного благосостояния населения. Как известно из исторической практики, беда объединяет. Одной из главных причин самоорганизации людей испокон веков являлось противостояние тяжёлым условиям жизни. Голод, болезни, природные катаклизмы, войны требовали действий сообща, иначе гибель. Однако как только человек перестаёт испытывать острую нужду, его сознание достаточно серьёзно меняется. Ему уже все эти объединения и общины не особо нужны, он сам себе хозяин и зависеть от кого-либо не хочет. Наложение личного комфорта на почву тотального влияния государства приводит к тому, что даже в ситуациях, когда требуется помочь попавшим в беду людям, пассивное большинство либо бездеятельно-равнодушно ("у меня всё хорошо, это не моё дело"), либо уповает на государство ("есть государство - вот пусть оно и решает, я им налоги плачу").
  3. Интересы правящей власти. Наша страна имеет богатый исторический опыт революций и восстаний. Любая революция, любое восстание и любой протест требуют большой организованности масс, их высокого умения взаимодействовать. Логично полагать, что власть, заинтересованная в сохранении своих управленческих привилегий и не любящая критику и противодействие со стороны народа, будет всеми силами такие организации разбивать.
  4. Философско-идеологические течения. Ни для кого не является секретом, что европейская цивилизация оказала серьёзнейшее влияние на жизнь всей планеты, и нашей страны в том числе. В этом нет ничего удивительного, учитывая их серьёзнейший научно-технический отрыв с 17 века. Власти нашей страны традиционно всегда с особым упоением смотрели на Запад, и копировали всё подряд - и нужное, и ненужное. Не стала исключением и богатая философская школа Европы, чьи массивные труды подробно у нас читались и изучались. Так вот, одной из самых столбовых идей западной философии является философия индивидуализма, которая возводит индивида и его права в абсолют, незыблемую и наиглавнейшую ценность. Я не буду затрагивать оценку такого мировоззрения, отмечу лишь то, что эта философия получила очень мощное распространение и во многом привела к "атомизации" европейского общества, то есть разделению его на отдельные частицы-атомы в лице индивидов без должной взаимосвязи. У нас эти идеи также проросли (ну а как же, это ж передовая Европа), а с момента уничтожения советского проекта и внедрения буржуазных идей сей процесс лавинообразно ускорился.

Понятно, что процесс дезорганизации и разобщения общества не происходил быстро. Особенно интересно в этом плане было наблюдать за эпохой на стыке перехода нашего государства из аграрно-крестьянского в индустриальное. Уже тогда наметился процесс постепенного решения острых нужд человека, резкое увеличение городского населения и влияния государства на все важные общественные процессы, но общинные традиции были ещё очень сильны, что на выходе давало очень высокий уровень самоорганизации в более современных условиях. Да, общины уже были не нужны, но люди образовывали кружки, профсоюзы, местные советы и принимали в их жизни очень бурное участие. Это были новые формы самоорганизации людей, их искреннего желания добиваться своих прав и интересов.

Но время неумолимо шло. Те люди, которые вышли из крестьянских общин и строили новую страну в новых условиях, давно ушли. Да и их дети уже тоже либо ушли, либо глубокие старики. Что мы наблюдаем сегодня? Какие изменения произошли?

К большому сожалению, процесс разобщения и дезорганизации общества всё более и более усугубляется.

В любой сфере - будь то политика, будь то защита свои прав и интересов, будь то культура - вы уже практически не найдёте по-настоящему сильной и независимой структуры, с мнением которой властям приходилось бы считаться. Все эти профсоюзы, кружки, братства либо не имеют должных сил, чтобы на что-то нормально влиять, либо полностью интегрированы в государственные структуры (прикормлены, проще говоря), либо уничтожены и разгромлены, если представляли для действующей власти какую-то угрозу. Как следствие - в случае принятие властями непопулярных в народе решений никакой организованной реакции не следует: пассивное большинство молча и смиренно созерцает, а слабоорганизованное меньшинство ничего не может изменить.

Люди не могут самоорганизоваться даже для решения самых важных своих интересов, таких как засилье наркоманов или мигрантов в своих домах, сохранение домового имущества, улучшение условий труда, или даже банально влияния на процесс обучения своих детей.

Очевидно, что для действующей власти такой уровень дезорганизации в определённой степени выгоден - меньше будет критики и геморроя, да и управлять такой разобщённой массой намного проще. "Разделяй и властвуй" - это ещё римляне знали. Однако для самого общества такой ход событий назвать выгодным никак нельзя, и на то есть причины.

Во-первых, надо понимать, что потеря возможности влиять на свои права и свою жизнь всегда означает передачу этих прав в чужие руки.

Во-вторых, каким бы не было государство сильным и всемогущим, всегда есть риск кризисов и катаклизмов, при котором привычная государственная структура стремительно рассыпается. Утрата способностей к самоорганизации может грозить обществу в момент утраты государством своей силы тяжёлыми последствиями.

В-третьих, дезорганизация масс является благоприятной и питательной средой для любого рода деструктивных и вражеских сил. Если общество самостоятельно не может дать отпор на эти вызовы, то даже слабо организованная группа может натворить много бед. ЛЮБАЯ, ДАЖЕ САМАЯ СЛАБАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВСЕГДА БЬЁТ ДЕЗОРГАНИЗАЦИЮ.

Тема эта действительно большая и обширная. Мы ещё к ней не раз вернёмся, когда будем рассматривать события внутри общества.