Найти в Дзене
ARTПатруль

Где жил Айвазовский?

Друзья, совсем недавно я был в Феодосии, и хочу рассказать вам об очень необычном месте. Крым - родина известного российского художника Ивана Константиновича Айвазосвкого. В Феодосии я посетил его Дом Музей, и именно о нем я хочу рассказать в рамках Арт Гида!

«Мой адрес – всегда Феодосия», – говорил всемирно известный маринист Иван Константинович Айвазовский. Художник любил свой родной город.

Фасад дома И.К. Айвазовского. г. Феодосия. 1870-80-е гг.
Фасад дома И.К. Айвазовского. г. Феодосия. 1870-80-е гг.

После окончания Петербургской академии художеств и заграничной поездки он вернулся в Феодосию и прожил здесь всю свою жизнь, наполняя город славой своего имени. В середине XIX века на окраине Феодосии, на самом берегу моря, художник начал строительство дома в стиле венецианских вилл эпохи Возрождения, который стал доминантой морского фасада города. И.К. Айвазовский внес большой вклад в формирование облика родного города. Кроме собственного дома, к которому художник позже пристроил выставочный зал, рядом он построил дом для своей сестры Екатерины Константиновны Мазировой, чуть раньше — здание для археологического музея с часовней для захоронения праха П.С. Котляревского на вершине горы Митридат в духе античных храмов, позже — фонтан в восточном стиле «краше константинопольского» по выражению самого автора. Большинство из этих построек до сих пор являются украшением нашего города.

Гостиная в доме И.К. Айвазовского. г. Феодосия. Начало XX века.
Гостиная в доме И.К. Айвазовского. г. Феодосия. Начало XX века.

Фасад дома художника очень приятно выделяется среди городских зданий своими простыми, ясными формами, хорошо прорисованными наличниками окон и дверей. Во втором этаже по фасаду, выходящему к морю, расположены с небольшими интервалами три парадных зала, предназначенных для приёмов. Во двор обращены небольшие жилые комнаты и помещения для гостей. В нижнем этаже были столовые, буфетные и ещё ряд помещений и коридоров. Они низки, тесны, перебиты арками, сводами, но вся композиция их так ярка и самобытна, что вполне искупает допущенные при проектировании неудобства. На балконах дома стоят мраморные и керамические статуи, привезенные из Италии; в нишах — мраморные скульптуры Венеры и Аполлона, а на кронштейнах — керамические аллегорические статуи, символизирующие четыре вида искусства. И.К. Айвазовский обычно привозил из путешествий для украшения своего дома различные скульптуры. Большей частью это были добротной работы садовые статуи, копии с произведений античных мастеров, а иногда и подлинные античные изваяния. На парапетах крыши дома были установлены большие бюсты — слепки с античных скульптур Афродиты, Геры, Геркулеса и другие. На барьере балкона над парадным входом в дом стоят два керамических грифона. Перед домом был разбит небольшой цветник с оградой и установлен мраморный фонтан (ныне утрачены).

Бабаев Х.С. Главный выставочный зал в доме И.К. Айвазовского. г. Феодосия. 1890-е гг.
Бабаев Х.С. Главный выставочный зал в доме И.К. Айвазовского. г. Феодосия. 1890-е гг.

В начале 1880 года И.К. Айвазовский приступил к постройке Большого выставочного зала. Этот зал (общая площадь 260 кв. метров) был пристроен к жилому дому художника.

Главный выставочный зал в доме И.К. Айвазовского до 1892 г. г. Феодосия.
Главный выставочный зал в доме И.К. Айвазовского до 1892 г. г. Феодосия.

Следует отметить, что до открытия Феодосийской картинной галереи в России были доступны для обозрения только два столичных художественных музея: Эрмитаж в Петербурге (с 1852 г.) и Румянцевский музей в Москве (с 1862 г.). Даже такие крупнейшие сокровищницы русского искусства, как Государственная Третьяковская галерея и Государственный Русский музей, были открыты для народа лишь в 90-х годах XIX века. Празднование открытия картинной галереи было приурочено ко дню рождения И. К. Айвазовского и состоялось 17 июля 1880 года. В выставочном зале висели на стенах и стояли на мольбертах двадцать три картины художника.

Большой выставочный зал галереи до 1914 г. г. Феодосия.
Большой выставочный зал галереи до 1914 г. г. Феодосия.

-7

Вся обстановка Феодосийской галереи была совершенно необычной для маленького города. В высоком просторном зале висели большие картины И.К. Айвазовского. Между ними группировались слепки с античных скульптур. Сцена была закрыта занавесом, изображающим Венецию, написанным самим художником. Здесь же были выставлены бюсты А.С. Пушкина и М.И. Глинки, близких ему своим творчеством и дорогих по воспоминаниям. На балконе при жизни художника не висело картин. Здесь стояли укреплённые на кронштейнах модели славных кораблей русского военно-морского флота. На карнизах балкона стояли чучела морских птиц. Галерея стала популярной ещё при жизни И.К. Айвазовского. Большое количество посетителей бывало в ней в летние и осенние месяцы, когда в Феодосийский порт заходили пассажирские пароходы. Слава о галерее росла. Особенно привлекала сюда посетителей мастерская художника, которая помещалась тут же, за дверью. Мастерская представляла собой значительных размеров помещение, в котором не было никаких предметов обстановки, только мольберт и стул. Стены терракотового оттенка не украшались картинами. Ничто не должно было отвлекать художника от работы. Даже единственное окно было обращено не к морю, а во внутренний дворик. При осмотре картин в галерее естественно возникала мысль о том, что рядом, возможно, трудится их творец. Это поражало особой близостью к художнику и повышало интерес к его искусству. И.К. Айвазовский часто, когда было много посетителей, оставлял кисть, спускался из мастерской в галерею и беседовал с ними.

-8

И.К. Айвазовский в письме к своему биографу Н.Н. Кузьмину сообщал о картинной галерее: «Феодосия, 1 ноября 1899 года… Галерею свою я выстроил на свои средства, собранные от выставок Кавказа и Крыма, 25 лет тому назад. Как галерея, так и дом выстроены по моему личному проекту…».

М.К. Перек. И.К. Айвазовский у мольберта. г. Феодосия. 1890-е гг.
М.К. Перек. И.К. Айвазовский у мольберта. г. Феодосия. 1890-е гг.

В 1892 году И.К. Айвазовский произвел капитальную реконструкцию галереи: боковые окна были заложены, во весь потолок был устроен стеклянный фонарь, были настелены паркетные полы, а стены выкрашены в пурпурный цвет. И галерея возобновила свою деятельность.

В 1894 году Н. Головкинский в путеводителе по Крыму написал: «Профессор Айвазовский устроил при своем доме картинную галерею, доступную всем для обозрения, так как в дни прихода пароходов галерея бывает открыта».

Жилые комнаты в доме И.К. Айвазовского. г. Феодосия. Конец XIX — начало XX веков.
Жилые комнаты в доме И.К. Айвазовского. г. Феодосия. Конец XIX — начало XX веков.

И.К. Айвазовский умер 19 апреля 1900 года. В духовном завещании художник сделал следующее распоряжение: «Мое искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи в городе Феодосии со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства, находящимися в этой галерее, составляли полную собственность города Феодосии, и в память обо мне, Айвазовском, завещаю городу Феодосии, моему родному городу…».

-11

Материал взял у Феодосийской картинной галереи имени И.К. Айвазовского