Найти в Дзене

Итальянский истребитель CR.42 Falco - не самый удачный "Ястреб".

Фиат CR.42 Фалько (итал. Fiat CR.42 Falco, «Сокол») — одноместный истребитель, основная боевая машина Regia Aeronautica (ВВС Италии) в начале Второй Мировой войны. Но о нем слышали далеко не все. Давайте узнаем как он появился на свет, где он применялся и какая была у него судьба. Fiat CR.42 "Falco" ("сокол или ястреб") - стал последним итальянским истребителем-бипланом. Прототип облетали в январе 1939 года, в части начал поступать в мае 1939 года. Воздушные бои в Испании показали преимущество истребителей-монопланов. Но многие специалисты итальянских ВВС считали, что бипланы с более мощными моторами и дальше будут востребованы в истребительной авиации благодаря своей превосходной маневренности и дешевизне производства. В Испании хорошо обученные итальянские пилоты с эффективным наземным обслуживанием и высококачественными самолетами, одерживали верх над противников, которым обычно были слабо обученные наемники с низким боевым духом. Только ближе к концу боев появились молодые, агресс
Оглавление

Фиат CR.42 Фалько (итал. Fiat CR.42 Falco, «Сокол») — одноместный истребитель, основная боевая машина Regia Aeronautica (ВВС Италии) в начале Второй Мировой войны. Но о нем слышали далеко не все. Давайте узнаем как он появился на свет, где он применялся и какая была у него судьба.

История создание и описание конструкции.

Fiat CR.42 "Falco" ("сокол или ястреб") - стал последним итальянским истребителем-бипланом. Прототип облетали в январе 1939 года, в части начал поступать в мае 1939 года.

Целестине Розателли
Целестине Розателли

Воздушные бои в Испании показали преимущество истребителей-монопланов. Но многие специалисты итальянских ВВС считали, что бипланы с более мощными моторами и дальше будут востребованы в истребительной авиации благодаря своей превосходной маневренности и дешевизне производства. В Испании хорошо обученные итальянские пилоты с эффективным наземным обслуживанием и высококачественными самолетами, одерживали верх над противников, которым обычно были слабо обученные наемники с низким боевым духом. Только ближе к концу боев появились молодые, агрессивные пилоты из советских школ. Но сравнивать события Гражданской войны в Испании с кровавыми и упорными боями Второй Мировой просто невозможно.

Не последнюю роль в решении о разработки сыграло и опасение строевых пилотов переучиваться на скоростные машины с различными техническими новшествами, в том числе убирающимся шасси и закрытым фонарем кабины. Поэтому инженеры фирмы "Фиат", которые разрабатывали под руководством главного конструктора Целестине Розателли новый истребитель-биплан, имели все шансы на получение выгодного заказа от правительства в случае успеха.

Фиата CR.32
Фиата CR.32

Они предприняли несколько безуспешных попыток модернизации Фиата CR.32, но сотрудникам КБ пришлось создать практически новый самолет. Новая машина получилась с изящными формами и сравнительно небольшим весом. Крылья полутораплана смешанной конструкции соединяли между собой двумя парами подкосов с каждой стороны и состояли из металлических лонжеронов, нервюр и полотняной обшивки.

-4

Металлический каркас фюзеляжа овального сечения обшивали легкими дюралевыми листами, за исключением секции между кабиной пилота и оперением, покрытой полотном. Свободнонесущее горизонтальное оперение и киль были цельнометаллическими -только каркасы рулей несли полотняную обшивку.

двигатель Фиат А.74 R.C. 38 мощностью 840 л.с.
двигатель Фиат А.74 R.C. 38 мощностью 840 л.с.

Звездообразный двигатель Фиат А.74 R.C. 38 мощностью 840 л.с. располагался под цилиндрическим обтекаемым капотом. Конструктор использовал типичные стойки в виде фермы Уоррена. Подкосные главные стойки неубирающегося шасси также прикрыли профилированными, а колеса - каплевидными обтекателями. Даже хвостовое колесо имело обтекатель. Вооружение истребителя вначале составляли один 12,7-мм пулемет Бреда-SAFAT и один 7,7-мм, размещенные под капотом мотора. Однако позднее на всех самолетах установили два синхронизированных пулемета калибра 12,7 мм. конструкция CR.42 сочетала применение сварных стальных элементов, детали из легких сплавов и полотняную обтяжку (за исключением носовой части фюзеляжа, покрытой металлическими панелями).

12,7-мм пулемет Бреда-SAFA
12,7-мм пулемет Бреда-SAFA

23 мая 1938 года прототип впервые совершил полет, в котором он продемонстрировал прекрасную маневренность и управляемость. В их ходе удалось добиться максимальной горизонтальной скорости 441 км/час на высоте 6100 м, хорошей скороподъемности и минимальной 129 км/час. Прочная конструкция допускала любые мыслимые маневры.

Заказ на серийное производство CR.42 выдали в конце 1939 года, вслед за принятием "программы R", которая предусматривала создание и производство 3000 новых самолетов, таких, как истребители-монопланы G.50 и M.C.200. Из-за своей аэродинамически чистой формы и очень прочной конструкции "Falco", вероятно, был лучшим бипланом, когда-либо состоявшим на службе итальянских ВВС, способным постоять за себя в стычке с более скоростным самолетом. Имея превосходную маневренность, он сочетал все качества, близкие итальянским пилотам. К сожалению, максимальная скорость машины уже считалась недостаточной, но самолет признали достойным для серийного производства. Относительная дешевизна этому тоже способствовала. Серийное производство велось на заводе Фиат в Турине с февраля 1939 года по июнь 1944 года, в общей сложности построено 1 782 самолетов данного типа.

Главными слабостями этих самолетов стали маломощные звездообразные моторы и слабое вооружение. Пулеметы Бреда-SAFAT имели низкую скорострельность, а пули обладили малой начальной скоростью.

Вступая в войну 10 июня 1940 года, итальянцы усилили свои ВВС, однако в истребительных подразделениях основу, по-прежнему, составляли бипланы Фиат CR.32 и CR.42. Последние входили в состав 3, 53 и 54-го полков в метрополии, 13-й группы в Ливии, а также двух эскадрилий в Восточной Африке. Всего в подразделениях было около 330 истребителей "Фалько".

Но Италия была не единственной страной, которая приняла на вооружение эту боевую машину. Первой, кто закупил самолеты Fiat CR.42 Falco стала Венгрия: в 1938 году заказано 50 истребителей, в 1939 году - еще 18. В 1939 году 23 машины прибыли в Венгрию, в 1940 году - остальные 45. Самолетами оснастили 1-й истребительный авиаполк, в состав которой входили две группы по три эскадрильи. Венгерские Fiat CR.42 Falco участвовали в агрессии против Югославии, а также в войне против Советского Союза. Сохранившиеся CR.42 изъяли из строевых частей и передали в школы в конце 1942 года, а весной 1944 года несколько самолетов приспособили для подвески четырех 50-кг бомб - их передали в 4-ю разведывательную группу.

-7

Бельгия осенью 1939 года заказала 40 самолетов этого типа, их поставки начались в апреле 1940 года. 10 мая 1940 года (а Бельгия оставалась нейтральной с начала Второй мировой войны до германского вторжения 10.05.1940 года. 28 мая 1940 года бельгийские Вооруженные силы капитулировали по приказу короля Леопольда III) во 2-й истребительной группе ВВС Бельгии было 23 истребителя CR.42 (15 самолетов в 3-й эскадрилье и 8 - в 4-й). Под немецкими бомбардировками в первый день вторжения были уничтожены 17 бельгийских самолетов. Оказать сопротивления истребителям люфтваффе самолеты Fiat CR.42 не смогли и уцелевшие шесть машин эвакуировали на территорию Франции.

Швеция, сохранявшая нейтралитет во Второй мировой войне, в апреле 1940 года получила 12 итальянских самолетов CR.42, которые получили обозначение J11. Вторая партия состояла из 60 самолетов. Все самолеты прибыли на вооружение флотилии F9. J11 находились в строю до марта 1945 года, затем 19 самолетов продали частной компании для эксплуатации в качестве буксировщиков мишеней. Шесть самолетов были разобраны на запчасти, остальные использовались еще какое-то время.

Основные модификации:

  • CR.42 — дневной истребитель.
  • CR.42AS (Africa Settentrionale) — модификация для использования в Северной Африке. Она была создана осенью 1941 года. Эта модификация имела пылеулавливающие фильтры, расположенные на карбюраторном впуске воздуха. Также на ней устанавливалась подкрыльная подвеска для авиабомб (50 кг и 100 кг).
  • CR.42bis — модификация с усиленным вооружением.
  • CR.42CN — ночной истребитель.
  • CR.42B — двухместный учебный вариант.
  • CR.42DB — опытный обарзец с рядным двигателем Daimler-Benz
  • I.CR.42 — морской истребитель на поплавковом шасси (построен один экземпляр).

Боевое применение

Первые бои итальянских истребителей Фиат CR.42 "Фалько" (3-го и 53-го стормо) состоялось в кампании против Франции. С первых дней войны самолеты CR.42 наносили удары по Мальте, сражались в Северной и Восточной Африке. В сентябре 1940 года 18-я группа была включена в состав CAI ("Итальянский воздушный корпус"), который организовали для участия в налетах на Великобританию. 150-я группа воевала против Греции с октября 1940 года, в мае 1941 года 155-я АЭ принимала участие в кампании в Ираке в поддержку мятежа Рашида Али. С 1940 по январь 1943 года Фиат CR.42 "Фалько" активно использовались в Северной Африке. Этот самолет по состоянию на 01.09.1940 года оставался единственным типом итальянского истребителя в Ливии. Конечно, машина уже тогда была устаревшей, но тем не менее ее действия были достаточно эффективными, в том числе и в качестве штурмовика.

CR.42 Falco в Средиземноморье
CR.42 Falco в Средиземноморье

На территории Италии Falco в модификации CR.42CN использовались в частях ночных истребителей. В июле 1943 года самолеты участвовали в попытке отражения высадки союзников на Сицилии. Regia Aeronautica к моменту перехода Италии на сторону антигитлеровской коалиции насчитывала 113 истребителей CR.42, из которых 64 были исправными. Если полностью самолетами данного типа были укомплектованы 46-я и 47-я группы, а также 383-я отдельная АЭ, то многие части использовали по нескольку CR.42. В дальнейшем их эксплуатировали в качестве учебного (в ВВС Итальянской социальной республики и итальянскими ВВС на стороне союзников). Учебные самолеты CR.42B прослужили в ВВС Италии до 1950 года

Заключение.

“Фалько” не мог составить конкуренции в воздухе более прогрессивным истребителям-монопланам. Тем не менее, он активно участвовал в воздушных боях итальянских ВВС вплоть до капитуляции осенью 1943-го.

Они с честью, если не блестяще, действовали на всех фронтах. CR.42 были среди самолетов, безуспешно использованных Итальянским авиационным корпусом в "битве за Англию".

"Ястреб" погибший в бою
"Ястреб" погибший в бою

***************************************************************************************

P.S. Если вам нравится контент и хочется помочь каналу развиваться, буду рад любой поддержке:

Донат на карту: 2200 7001 4990 8369

Или оформите ежемесячную подписку

Даже маленькая помощь вдохновляет на новые материалы. Спасибо, что вы здесь!