Фиат CR.42 Фалько (итал. Fiat CR.42 Falco, «Сокол») — одноместный истребитель, основная боевая машина Regia Aeronautica (ВВС Италии) в начале Второй Мировой войны. Но о нем слышали далеко не все. Давайте узнаем как он появился на свет, где он применялся и какая была у него судьба.
История создание и описание конструкции.
Fiat CR.42 "Falco" ("сокол или ястреб") - стал последним итальянским истребителем-бипланом. Прототип облетали в январе 1939 года, в части начал поступать в мае 1939 года.
Воздушные бои в Испании показали преимущество истребителей-монопланов. Но многие специалисты итальянских ВВС считали, что бипланы с более мощными моторами и дальше будут востребованы в истребительной авиации благодаря своей превосходной маневренности и дешевизне производства. В Испании хорошо обученные итальянские пилоты с эффективным наземным обслуживанием и высококачественными самолетами, одерживали верх над противников, которым обычно были слабо обученные наемники с низким боевым духом. Только ближе к концу боев появились молодые, агрессивные пилоты из советских школ. Но сравнивать события Гражданской войны в Испании с кровавыми и упорными боями Второй Мировой просто невозможно.
Не последнюю роль в решении о разработки сыграло и опасение строевых пилотов переучиваться на скоростные машины с различными техническими новшествами, в том числе убирающимся шасси и закрытым фонарем кабины. Поэтому инженеры фирмы "Фиат", которые разрабатывали под руководством главного конструктора Целестине Розателли новый истребитель-биплан, имели все шансы на получение выгодного заказа от правительства в случае успеха.
Они предприняли несколько безуспешных попыток модернизации Фиата CR.32, но сотрудникам КБ пришлось создать практически новый самолет. Новая машина получилась с изящными формами и сравнительно небольшим весом. Крылья полутораплана смешанной конструкции соединяли между собой двумя парами подкосов с каждой стороны и состояли из металлических лонжеронов, нервюр и полотняной обшивки.
Металлический каркас фюзеляжа овального сечения обшивали легкими дюралевыми листами, за исключением секции между кабиной пилота и оперением, покрытой полотном. Свободнонесущее горизонтальное оперение и киль были цельнометаллическими -только каркасы рулей несли полотняную обшивку.
Звездообразный двигатель Фиат А.74 R.C. 38 мощностью 840 л.с. располагался под цилиндрическим обтекаемым капотом. Конструктор использовал типичные стойки в виде фермы Уоррена. Подкосные главные стойки неубирающегося шасси также прикрыли профилированными, а колеса - каплевидными обтекателями. Даже хвостовое колесо имело обтекатель. Вооружение истребителя вначале составляли один 12,7-мм пулемет Бреда-SAFAT и один 7,7-мм, размещенные под капотом мотора. Однако позднее на всех самолетах установили два синхронизированных пулемета калибра 12,7 мм. конструкция CR.42 сочетала применение сварных стальных элементов, детали из легких сплавов и полотняную обтяжку (за исключением носовой части фюзеляжа, покрытой металлическими панелями).
23 мая 1938 года прототип впервые совершил полет, в котором он продемонстрировал прекрасную маневренность и управляемость. В их ходе удалось добиться максимальной горизонтальной скорости 441 км/час на высоте 6100 м, хорошей скороподъемности и минимальной 129 км/час. Прочная конструкция допускала любые мыслимые маневры.
Заказ на серийное производство CR.42 выдали в конце 1939 года, вслед за принятием "программы R", которая предусматривала создание и производство 3000 новых самолетов, таких, как истребители-монопланы G.50 и M.C.200. Из-за своей аэродинамически чистой формы и очень прочной конструкции "Falco", вероятно, был лучшим бипланом, когда-либо состоявшим на службе итальянских ВВС, способным постоять за себя в стычке с более скоростным самолетом. Имея превосходную маневренность, он сочетал все качества, близкие итальянским пилотам. К сожалению, максимальная скорость машины уже считалась недостаточной, но самолет признали достойным для серийного производства. Относительная дешевизна этому тоже способствовала. Серийное производство велось на заводе Фиат в Турине с февраля 1939 года по июнь 1944 года, в общей сложности построено 1 782 самолетов данного типа.
Главными слабостями этих самолетов стали маломощные звездообразные моторы и слабое вооружение. Пулеметы Бреда-SAFAT имели низкую скорострельность, а пули обладили малой начальной скоростью.
Вступая в войну 10 июня 1940 года, итальянцы усилили свои ВВС, однако в истребительных подразделениях основу, по-прежнему, составляли бипланы Фиат CR.32 и CR.42. Последние входили в состав 3, 53 и 54-го полков в метрополии, 13-й группы в Ливии, а также двух эскадрилий в Восточной Африке. Всего в подразделениях было около 330 истребителей "Фалько".
Но Италия была не единственной страной, которая приняла на вооружение эту боевую машину. Первой, кто закупил самолеты Fiat CR.42 Falco стала Венгрия: в 1938 году заказано 50 истребителей, в 1939 году - еще 18. В 1939 году 23 машины прибыли в Венгрию, в 1940 году - остальные 45. Самолетами оснастили 1-й истребительный авиаполк, в состав которой входили две группы по три эскадрильи. Венгерские Fiat CR.42 Falco участвовали в агрессии против Югославии, а также в войне против Советского Союза. Сохранившиеся CR.42 изъяли из строевых частей и передали в школы в конце 1942 года, а весной 1944 года несколько самолетов приспособили для подвески четырех 50-кг бомб - их передали в 4-ю разведывательную группу.
Бельгия осенью 1939 года заказала 40 самолетов этого типа, их поставки начались в апреле 1940 года. 10 мая 1940 года (а Бельгия оставалась нейтральной с начала Второй мировой войны до германского вторжения 10.05.1940 года. 28 мая 1940 года бельгийские Вооруженные силы капитулировали по приказу короля Леопольда III) во 2-й истребительной группе ВВС Бельгии было 23 истребителя CR.42 (15 самолетов в 3-й эскадрилье и 8 - в 4-й). Под немецкими бомбардировками в первый день вторжения были уничтожены 17 бельгийских самолетов. Оказать сопротивления истребителям люфтваффе самолеты Fiat CR.42 не смогли и уцелевшие шесть машин эвакуировали на территорию Франции.
Швеция, сохранявшая нейтралитет во Второй мировой войне, в апреле 1940 года получила 12 итальянских самолетов CR.42, которые получили обозначение J11. Вторая партия состояла из 60 самолетов. Все самолеты прибыли на вооружение флотилии F9. J11 находились в строю до марта 1945 года, затем 19 самолетов продали частной компании для эксплуатации в качестве буксировщиков мишеней. Шесть самолетов были разобраны на запчасти, остальные использовались еще какое-то время.
Основные модификации:
- CR.42 — дневной истребитель.
- CR.42AS (Africa Settentrionale) — модификация для использования в Северной Африке. Она была создана осенью 1941 года. Эта модификация имела пылеулавливающие фильтры, расположенные на карбюраторном впуске воздуха. Также на ней устанавливалась подкрыльная подвеска для авиабомб (50 кг и 100 кг).
- CR.42bis — модификация с усиленным вооружением.
- CR.42CN — ночной истребитель.
- CR.42B — двухместный учебный вариант.
- CR.42DB — опытный обарзец с рядным двигателем Daimler-Benz
- I.CR.42 — морской истребитель на поплавковом шасси (построен один экземпляр).
Боевое применение
Первые бои итальянских истребителей Фиат CR.42 "Фалько" (3-го и 53-го стормо) состоялось в кампании против Франции. С первых дней войны самолеты CR.42 наносили удары по Мальте, сражались в Северной и Восточной Африке. В сентябре 1940 года 18-я группа была включена в состав CAI ("Итальянский воздушный корпус"), который организовали для участия в налетах на Великобританию. 150-я группа воевала против Греции с октября 1940 года, в мае 1941 года 155-я АЭ принимала участие в кампании в Ираке в поддержку мятежа Рашида Али. С 1940 по январь 1943 года Фиат CR.42 "Фалько" активно использовались в Северной Африке. Этот самолет по состоянию на 01.09.1940 года оставался единственным типом итальянского истребителя в Ливии. Конечно, машина уже тогда была устаревшей, но тем не менее ее действия были достаточно эффективными, в том числе и в качестве штурмовика.
На территории Италии Falco в модификации CR.42CN использовались в частях ночных истребителей. В июле 1943 года самолеты участвовали в попытке отражения высадки союзников на Сицилии. Regia Aeronautica к моменту перехода Италии на сторону антигитлеровской коалиции насчитывала 113 истребителей CR.42, из которых 64 были исправными. Если полностью самолетами данного типа были укомплектованы 46-я и 47-я группы, а также 383-я отдельная АЭ, то многие части использовали по нескольку CR.42. В дальнейшем их эксплуатировали в качестве учебного (в ВВС Итальянской социальной республики и итальянскими ВВС на стороне союзников). Учебные самолеты CR.42B прослужили в ВВС Италии до 1950 года
Заключение.
“Фалько” не мог составить конкуренции в воздухе более прогрессивным истребителям-монопланам. Тем не менее, он активно участвовал в воздушных боях итальянских ВВС вплоть до капитуляции осенью 1943-го.
Они с честью, если не блестяще, действовали на всех фронтах. CR.42 были среди самолетов, безуспешно использованных Итальянским авиационным корпусом в "битве за Англию".
***************************************************************************************
P.S. Если вам нравится контент и хочется помочь каналу развиваться, буду рад любой поддержке:
▸ Донат на карту: 2200 7001 4990 8369
▸ Или оформите ежемесячную подписку
Даже маленькая помощь вдохновляет на новые материалы. Спасибо, что вы здесь!